Основоположник психоанализа З. Фрейд считал шизофрению необратимым расстройством и не считал возможным её излечение посредством психоанализа. Фрейд отмечал, что пациенты, страдающие шизофренией не способны к переносу или же способны к нему лишь частично. Под переносом, или трансфером, в психоанализе понимается перенесение детских воспоминаний пациента, связанных со значимыми фигурами детства (родители, опекуны, родственники) на другое лицо, например на психотерапевта. Данный процесс является одним из основополагающих в психоаналитической психотерапии и при невозможности переноса высока вероятность неэффективности лечения. Также Фрейд отмечал у больных шизофренией стойкое сопротивление при терапии и нарциссизм вместе с аутоэротизмом. Спустя некоторое время он изменил свою точку зрения и предположил, что в будущем будет возможна разработка и психоаналитической теории психозов.
К. Юнг, отступив от идей классического психоанализа Фрейда, предпринимал попытки лечения пациентов с шизофренией посредством психоанализа. Он разработал аналитическую терапию, посредством которой излечение шизофрении сводилось к восстановлению нормального механизма вытеснения. Данный вид терапии внес заметный вклад в лечении шизофрении. Идея Юнга заключалась в том, что он понимал психотическое расстройство как результат вторжения в психический мир больного коллективного бессознательного. Юнг отмечал, что галлюцинации больного приходят, как бы из другой реальности и на самом деле не связаны с окружающим миром. Но так как они являются продуктом бессознательного человека, то в результате они проецируются на реальный мир. Когда подобная концепция принимает самим пациентом, то он может признавать реальность галлюцинаций для себя самого, но отделять их от реального мира и тем самым не опасаться их негативного воздействия.
Э. Блейлер, также являющийся одним из основоположников психоанализа, полагал, что при шизофрении невозможно достичь полного выздоровления — то есть вернуться к состоянию, которое наблюдалось до болезни. Но при этом, при терапии шизофрении можно все же говорить о значительных улучшениях в состоянии пациента.
«Межличностный подход» Г. Салливана также оказал большое влияние на психоаналитическое направление в терапии шизофрении. Он отмечал важность работы с межличностными связями больного, а также считал, что при шизофрении когнитивные функции не разрушены необратимо, а лишь подавлены и их можно в определённой степени восстановить.
Ф. Фромм-Рейхман делала акцент при работе с больными шизофренией на особенностях мотивации больных и на подробном изучении их прошлого (анамнеза). Она полагала, что нарушения мотивации и общий дезадаптивный стиль жизни проистекают из условий и особенностей раннего периода жизни больного. Фромм-Райхман также, как и Салливан, отмечала важность формирования межличностных отношений с пациентом, что позволяет ему не стремиться к постоянному бегству от действительности. Создание новых взаимоотношений способствует новому восприятию реальности, что также способствует скорейшему выздоровлению человека.
Ряд психоаналитиков также рассматривали шизофрению в качестве результата нарушения семейных отношений, при которых формировалась симбиотическая зависимость ребёнка от одного из родителей.
Особенностью психодинамической психотерапии является то, что основной упор делается на психотерапевтический альянс, который является фактически одной из самостоятельных целей терапии. Особенно данное утверждение актуально как раз для работы с шизофренией, так как при данном заболевании нарушены и коммуникативные функции. Именно посредством специфических эмоциоанльных откликов психотерапевта и происходит психоаналитическое вмешательство.
Стоит также модифицированный вариант психоаналитической терапии, а именно прямой анализ Розена. Автор использовал данный подход как средство снятия острого возбуждения при кататонии, а также использовал его при лечении паранойи и гебефрении. Розен анализировал видения пациентов по аналиогии с фрейдовски анализом сновидений, также он базировался на так называемой концепции «приёмных родителй». Суть этого лечения состояла в том, что каждый пациент помешался в отдельным маленький домик, который обслуживало 3−4 ассистента. Медперсонал как бы имитировал семейное окружение больного, а сам психиатр был в роли «приёмного родителя». По сути, психиатр играл роль хорошей, но строгой матери, что заставляло пациента также и поддерживать дисциплину.
| Узнайте о других методах, применяемых в лечении шизофрении |
В 1957 г. У. Бион, придерживающийся психодинамической теории психозов, в своей статье «Дифференциация психотиков от непсихотических личностей» отметил, что для последних характерна способность к интегративной оценке окружающей действительности. Это обусловлено наличием возможности адекватно воспринимать информацию, сохранностью сенсорной сферы и правильно функционирующим «аппаратом мышления». По его мнению, больные шизофренией не в состоянии быть толерантными к «ментальной боли» или фрустрации из-за невозможности правильно оценить существующую реальность.
Таким образом, психодинамическая концепция внесла значимый вклад в развитие психотерапевтических концепций и техник, направленных на борьбу с шизофренией. Однако среди минусов данного направления можно отметить длительность и дороговизну психоаналитического лечения.