Патопсихологическое исследование — это один из главных методов исследования для определения патологии или нормы психического состояния человека. Тестирование пациента помогает врачу в определении точного диагноза. Для его постановки иногда недостаточно просто наблюдать те или иные симптомы заболевания. Задача состоит в том, чтобы исследовать психические функции пациента (память, мышление, внимание), понять нарушены ли какие-то из них, а также какова степень этих нарушений. Это значительно повышает вероятность успеха в процессе терапии конкретного пациента. Проведение патопсихологического обследования в некоторых случаях может определить нарушения на ранних этапах возникновения заболевания и предотвратить его дальнейшее развитие, при правильном подборе терапевтических методов.
Что изучает патопсихологическое исследование?
Полученные данные анализируют и в заключении дают характеристику обнаруженных у больного особенностей памяти, внимания, мышления, присущих ему свойств. При различных заболеваниях нарушения могут касаться какого-то одного из этих процессов или всех сразу. Клинический психолог предоставляет заключение врачу, который на основании этого заключения может дифференцировать (отличить) одно заболевание от другого. Это имеет принципиальное значение, так как некоторые психические заболевания имеют схожие симптомы.
Особенно важным для изучения является мышление. При патопсихологическом тестировании явно дифференцируются разные нарушения мышления, такие как:
- Затруднения в выделении общих или отдельных компонентов явления или процесса;
- Скачкообразность, инертность, разорванность, вязкость мышления или его нелогичность;
- Возможность мыслить конкретно, отсутствие резонерства (излишнее бессмысленное мудрствование), последовательности суждений;
- Критичность мышления.
Критичность имеет решающее значение в процессе отличия патологических симптомов и условной нормы. Если у пациента имеются психические нарушения, то он может быть равнодушен к совершению ошибок при патопсихологическом исследовании, может ориентироваться на несущественные признаки при классификации понятий и предметов, резонерствовать (бесцельно рассуждать) относительно содержания заданий и т. п.