Для российской психиатрической науке психообразование больных психическими расстройствами и их родственников является абсолютно новым видом реабилитации и лечения. Этот метод успешно используется при лечении даже сложных и тяжелых психических заболеваний, например, шизофрении. В зарубежной практике психообразованию психически больных придается большое значение и широко используется в практике лечебных и реабилитационных мероприятий.

Психообразование — это обучающий тип лечения и реабилитации. Занятия проводятся по форме тематических семинаров, в которые включают отдельные значимые этапы социально-поведенческого тренинга. За время проведения занятий по психообразованию пациентам дается информация по различным конкретным вопросам течения болезни, медикаментозной терапии и др.

Групповые занятия позволяют обсуждать полученную информацию со всеми участниками группы с позиций собственного опыта. Это дает возможность поддерживать пациента на относительно стабильном уровне функционирования, и способствуют лучшему пониманию пациентом особенностей психического заболевания. Кроме того, психообразовательный цикл помогает выявить стрессовые факторы, которые могут значительно ухудшать течение болезни, и учит формировать способы их преодоления. Эти занятия проводятся в группах с количественным составом 6−15 человек. Группы закрытые, после начала цикла занятий новые участники не принимаются. Цикл психообразования включает в себя 10−12 занятий, продолжительность занятия составляет 45 минут. В неделю проводится 1−2 занятия. Психообразование проводит врач-психиатр, также, к занятиям могут быть привлечены психолог и социальный работник.

Основными задачами психообразовательных программ являются:

  1. Собственно «образование» — целью которого является предоставление пациенту информации о его психическом заболевании, что необходимо для правильного пониманияим своего состояния. Эти знания помогают пациентам своевременно распознавать отдельные болезненных проявлений, контролировать их, а в некоторых случаях и управлять болезненным процессом.
  2. Обеспечение «психосоциальной поддержки» — целью является создание терапевтической среды, как источника поддержки больного. В этой безопасной среде формируются адекватные навыки общения, поведения, навыки преодоления сложных ситуаций. Также, групповые занятия удовлетворяют потребности пациентов в общении.

Психообразовательные циклы являются важной составной частью комплексного лечения, а также реабилитационных мероприятий на разных этапах психических заболеваний. Существует ряд противопоказаний к психообразованию пациентов в группах:
Психиатрические:

  • период острых психических расстройств;
  • Значительно сниженный интеллект;
  • Расторможенность;
  • Выраженная тревожность;
  • Отсутствие способности контролировать поведение.

Психологические:

  • Агрессивное отношение к членам группы;
  • Категорическое неприятие подобного вида лечения.

Обучение проходят пациенты, а также их родственники. После прохождения психообразовательного цикла они могут распознать начинающиеся болезненные проявления в самом их начале, различить здоровые и болезненные проявления психики. Они начинают понимать важность соблюдения графика посещения врачей и своевременного проведения диагностических и лечебных мероприятий.

Помимо основных, психообразование пациентов имеет непрямые задачи:

  • Пациенты становятся более уверенными в своем поведении;
  • Улучшаются коммуникативные навыки, а также навыки повседневной жизни;
  • Повышается уровень успешности в социальной сфере.

Особую значимость психообразование имеет в плане расширения коммуникативных связей, обмена опытом и получения психоэмоциональной поддержки от других участников группы.
В клинике «Психическое здоровье» мы применяем только те методы диагностики, лечения и реабилитации, которые получили научное обоснование и имеют значительную доказательную базу. В своей практике мы стараемся применить, по возможности, самые безопасные методы, одним из которых, в частности, является психообразование.

Вам нужна консультация или запись на прием?    Позвоните нам