Психотерапия анорексии

Среди разных методов лечения анорексии психотерапия является основным. Конечно, можно с помощью разных препаратов и процедур устранить негативные последствия заболевания и благодаря диете восстановить вес пациента. Однако если больной не изменит отношения к процессу питания, к себе, собственному весу и фигуре, то положительного результата не будет. После прекращения курса лечения заболевание вернется с большой вероятностью.

При лечении анорексии в основном используется когнитивно-поведенческая психотерапия, которая направлена на осознание пациентом его текущего состояния и определение наиболее значимых целей, среди которых должно быть выздоровление. При анорексии такая терапия призвана изменить пищевое поведение пациента.

Изначально когнитивно-поведенческая психотерапия  анорексии была направлена только на то, чтобы восстановить в сознании пациента условный рефлекс: принимать пищу, когда голоден. Обычно такая психотерапия проводилась в условиях стационара. В ходе лечения больной набирал вес, однако после выписки из больницы происходил рецидив, и больной вновь начинал худеть.

Гораздо более эффективной является когнитивно-поведенческая терапия, направленная на коррекцию неправильного представления пациента о собственном весе, теле и фигуре. Возвращение нормальной и здоровой оценки внешнего вида и массы тела приводит к тому, что пациенту становится незачем худеть. Он объективно оценивает свой вес, фигуру, внешний вид, принимает себя таким, какой он есть. В ходе терапии исчезают навязчивые идеи о похудении и страх полноты. Пациент начинает употреблять пищу и постепенно набирает вес, а затем уже при помощи других методов лечения устраняются последствия анорексии. Все это происходит, разумеется, под постоянным контролем врача.

Психотерапия также позволяет избавиться от синдрома «избегания», когда больной намеренно уклоняется от ситуаций, которые считает опасными. Происходит самоизоляция человека, что совершенно не способствует выздоровлению. Психотерапия должна быть направлена не только на устранение симптомов анорексии, но и на возвращение пациента к полноценной жизни: к своим интересам, увлечениям, хобби.

Существенной составляющей психотерапевтических мероприятий при анорексии является семейная психотерапия. Она особенно важна при лечении анорексии у подростков. Семейная психотерапия направлена на коррекцию стереотипов в отношениях между членами семьи. Зачастую причиной развития заболевания у подростка становится поведение родителей: они постоянно недовольны своим ребенком, пытаются навязать ему свое мнение, не уважают его интересы. Подросток начинает смотреть на себя негативно, что и приводит к развитию анорексии. Семейная терапия учит членов семьи с уважением относиться к мнениям друг друга, помогает улучшить атмосферу в семье. Психотерапевт объяснит родителям, как им вести себя с ребенком в ходе реабилитации. Семейная психотерапия может проводиться как при участии всей семьи, так и парами (ребенок и отец, ребенок и мать, только родители).

В числе прочих психотерапевтических методов лечения анорексии применяются также телесно ориентированная терапия и зеркальные ванны. Больной анорексией вместе с психотерапевтом находится в специальном помещении среди зеркал, где он изучает свое обнаженное тело, фиксирует свои ощущения, как эмоциональные, так и телесные. Затем следует обсуждение полученной информации с психотерапевтом. Такая терапия помогает пациенту справиться с негативным отношением к собственному телу.

Стоит отличать психотерапию от консультации по вопросам питания. К сожалению, только знания о правильном питании не помогут избавиться от анорексии, так как проблема лежит гораздо глубже, чем просто нарушения приема пищи. Консультации по вопросам питания могут стать хорошим дополнением к психотерапии.

Несмотря на то, что психотерапия является основным методом лечения анорексии, она все-таки не может проводиться вне общего комплекса лечебных мер. Самый эффективный результат дает комплексное лечение заболевания: психотерапия, инструментальное и медикаментозное лечение.

В клинике «Психическое здоровье» психотерапия анорексии обычно проводится сессионно, поскольку нескольких сеансов психотерапии недостаточно для полного выздоровления. При этом очень важно, чтобы пациент самостоятельно работал над собой, поэтому психотерапевт  может давать пациентам домашние задания. Мы проводим психотерапию при анорексии как амбулаторно, так и в нашем загородном стационаре.