Алкогольные галлюцинации

Алкогольные галлюцинации являются одним из симптомов алкогольного психоза, который развивается на второй и третьей стадиях алкоголизма.

Алкогольные галлюцинации могут быть разнообразными – от примитивных до сложных с большим количеством персонажей, обычно зрительные, но нередко появляются слуховые и тактильные. Иногда галлюцинации сочетаются с агрессивным бредом, при котором больной находится в состоянии страха. При этом поведение больного соответствует тому, что он видит в галлюцинациях. В ночное время такие проявления особенно выражены. Такое состояние может длиться до пяти дней, после чего больной может впадать в депрессию.

К острым алкогольным психозам относятся делирий (белая горячка) и острый алкогольный галлюциноз. Алкогольный делирий является основным проявлением алкогольного психоза и может развиться из-за большого злоупотребления алкоголем, зачастую - после быстрого прекращения употребления спиртного. Начальная стадия алкогольного делирия проявляется синдромом дисфории, колебаниями аффекта с переходом от мрачной ипохондрии и злобы к эйфории и печальному юмору.

По данным Н.Н. Тимофеева (1968), в структуре синдрома дисфории, начальной стадии делирия, встречаются фрагментарные зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации и иллюзии, сверхценные идеи, транзиторные «мерцающего» типа помрачения сознания в виде растерянности и сомнолентности, сенсорная гиперпатия и реже нипопатия. Алкогольный делирий может начинаться с симптомов недомогания, с гастроэнтерологических расстройств: чувства тяжести в животе, рвоты. Позже присоединяются сердечно-сосудистые расстройства: сердцебиение; имеют место тревога, страх, бессонница. Примерно через 2 дня состояние больного ухудшается: тревога и беспокойство становятся более выраженными, появляются тоска и сильный страх, доходящий до ужаса.

На высоте психоза его клиническая картина становится пестрой, полиморфной и изменчивой. Возникает делириозное, реже сумеречное и онерическое состояние сознания. Судорожные припадки и слуховые галлюцинации предшествуют делирию, причем, если первые позволяют прогнозировать неблагоприятный прогноз, вторые – более благополучное течения делирия. Тяжелый, т.е. мусситирующий или гиперкинетический делирий может привести к коме, выход из которых возможен через промежуточные и достаточно продолжительные во времени (10-15 дней) онерические состояния. При алкогольном делирии появляются алкогольные галлюцинации, чаще всего зрительные и устрашающего характера. Больной видит множество мелких животных (пауков, тараканов, мышей, чертей и пр.), перемещающиеся предметы и людей.

Зрительные галлюцинации могут быть в виде каких-то нитей, проволок, страшных лиц, причем они выглядят рельефно. Вследствие подобной четкости восприятия больной начинает ловить мелких животных, боится сделать какой-нибудь шаг, пытается поймать и спрятать чертей.

При алкогольных галлюцинациях наряду со зрительными могут возникнуть иллюзии чувства и осязания. Больному кажется, что его кусают, что кто-то его держит. Возможно, причиной подобных ощущений является алкогольная полинейропатия. При алкогольном делирии отмечаются и слуховые галлюцинации. Слышатся пение, угрозы, выстрелы и пр. Появившиеся галлюцинации постепенно заполняют все сознание больного. Больной перестает ориентироваться во времени и пространстве. При этом состояние пациента может «мерцать».

В тяжелых случаях развивается профессиональный делирий, больной согласно своей обычной работе начинает выполнять характерные для нее занятия. По мере течения делирия и его утяжеления больной не осознает, что с ним происходит, сознание его заполняется бредовыми переживаниями. Он начинает не узнавать медицинский персонал, принимая его за знакомых лиц, называет их чужими именами. Во время алкогольного делирия выражен тремор рук, наблюдаются нарушения вегетативной нервной системы: обильная потливость, сердцебиение, колебание давления и пр. В некоторых, особо неблагоприятных случаях потенциально приводящих к смерти, у больного появляется высокая температура. Обычно алкогольный делирий заканчивается в течение 3-7 дней, после наступления естественного или медикаментозного в случае адекватного лечения сна. Нередко алкогольный делирий протекает в абортивной форме, с бессонницей и кошмарными сновидениями, чувством тревоги, эпизодическими зрительными галлюцинациями.

Напомним, что еще С.Г. Жислин, считал каждый похмельный синдром предделирием или рудиментом белой горячки. В зависимости от тяжести делирия он может закончиться сном с последующей астенией, картиной резидуального психоза, чаще бреда, или корсаковским синдромом. Больные алкоголизмом, у которых возникает алкогольный галлюциноз в среднем на 2 года старше, чем те, у кого возникает делирий. В первые дни после окончания запоя возникают большинство острых галлюцинозов. Возможно внезапное появление вербальных галлюцинаций («слышатся диалоги разных людей, чаще всего обсуждающих больного»), реже других расстройств восприятия, например, зрительных иллюзий. В фазе развертывания психоза имеет место вербальный галлюциноз. Достаточно часто наряду с вербальными галлюцинациями соседствуют неприятные телесные ощущения: парестезии и др.

Лечение алкогольных галлюцинаций

Лечение больных с алкогольными галлюцинациями - довольно трудная задача. В клинике «Психическое здоровье» проводится индивидуальное комплексное лечение в условиях стационара, сочетающее купирование психоза, интоксикацию и избавление от причины - алкогольной зависимости. При выраженных галлюцинациях применяют нейролептики, транквилизаторы, успокоительные.

После купирования основных симптомов проводится противоалкогольная терапия, в том числе психотерапия. Квалифицированные психотерапевты и наркологи нашей клиники осуществляют комплексный подход к лечению алкогольных галлюцинаций. Очень важно обратиться к специалисту при первых проявлениях психотического состояния.

Больной отказывается от медицинской помощи или представляет опасность?
Узнайте подробнее о недобровольной госпитализации при алкоголизме

Мы готовы Вам помочь!    Позвоните нам