Синдром дефицита внимания и гиперактивности не является, по сути, проблемой воспитания, а связан с индивидуальными особенностями развития ребёнка. Однако внешняя среда, родительская забота также влияют на проявление СДВГ. Чрезмерная активность, нарушения сна, неконтролируемое поведение ребёнка привносит трудности не только в детско-родительские, но и в супружеские отношения, и влияет на взаимодействие всех членов семьи. Часто это вливается в конфликты, в результате чего родители ребёнка с СДВГ находятся в состоянии постоянного стресса и чувствуют вину, за то, что не могут справиться с воспитанием сына или дочери.
Ребёнок с СДВГ гиперчувствителен к стрессу родителей и также страдает от этого состояния. Безусловно, важным аспектом является знание родителями физиологических особенностей ребёнка, имеющего СДВГ. Немаловажным является и обращение к специалистам: врачу-психиатру, психологу, коррекционному педагогу. Правильно поставленный диагноз и вовремя назначенное лечение, использующее комплексные методы в борьбе с синдромом, позволят ребёнку эффективно адаптироваться в социуме, а также это облегчает заботу о ребёнке для родителей. Однако воспитание все равно является главной задачей именно родителей, а не школы и врачей, психологов и педагогов. Поэтому особенно важно, как родители взаимодействуют с ребёнком и не нарушен ли контакт между ними.
По мнению психологов, основными ошибками родителей в воспитании детей с СДВГ являются:
- Недостаток внимания родителей, особенно эмоционального, которое часто подменяется лишь медицинским уходом.
- Недостаток твёрдости и последовательности в воспитании
- Неумение передать ребёнку навыки управления гневом.
Последовательность, принятие и понимание ребёнка, отсутствие обвинений в его адрес — это необходимые элементы жизни в семье, где есть дети с СДВГ. Для того, чтобы обучить ребёнка приемлемому поведению в обществе, родителям рекомендуется разработать систему поощрений. Поощрения обычно делятся на одномоментные и кумулятивные (систематические).
Одномоментные поощрения не связаны между собой и не имеют в использовании определённой системы. Данные поощрения в свою очередь делятся на лёгкие и весомые. Весомые поощрения могут представлять собой деньги, любимую пищу или какие-либо привилегии. Легкие же представляют собой похвалу, одобрение.
Кумулятивные поощрения носят продолжительный и накопительный характер. К примеру, это может быть система жетонов, которые ребёнок получает за соблюдение правил поведения. Впоследствии накопленные жетоны ребёнок может обменять на какую-либо ценную вещь или вариант организации досуга (поход в парк аттракционов например).
Зачастую от действий гиперактивного ребёнка страдают его братья и сёстры. Дома брата или сестру обычно обижают меньшие ограничения для ребёнка с СДВГ, в школе и на улице им делают замечания за неудобное поведение их родственника. Часто педагоги пытаются воздействовать на старших детей, чтобы повлиять на поведение младших. Всё это налагает на братье и сестёр большую ответственность, которая может вызвать у них закономерный протест. В таком случае особенно важно общение родителей со старшими детьми и объяснения им границ той помощи, что они могут оказать ребёнку с СДВГ. Также необходимо обучить старших детей способам противостояния давлению от окружающих людей.
Также важно правильно выстроить взаимодействие детей дома. Часто братья и сёстры детей с СДВГ жалуются, на то, что ребёнок мешает им играть, делать уроки или вообще заниматься каким-либо личными делами. В этом случае важно оговорить с ребёнком, имеющим СДВГ, все допустимые формы поведения. Если ребёнок соблюдает правила — то его поощряют, если нет — то наказывают заранее оговоренным способом. Важно также соблюдать личное пространство детей и по возможности защищать его, например, закрывать комнату или шкафчик с личными вещами и игрушками на ключ.
Важно сформировать в семье положительную эмоциональную атмосферу. При этом все взрослые в семье должны использовать единый подход к воспитанию, что поможет ребёнку лучше усвоить правила поведения и уменьшит вероятность манипуляции с его стороны. Для этого нужно создать единую систему правил и запретов. При этом запретов не должно быть слишком много, но они должны неукоснительно соблюдаться. Безусловно, ребёнку с СДВГ требуется помощь и немало терпения со стороны родителей, но их забота позволяет наиболее продуктивно адаптировать ребёнка к окружающему миру.