Синдром гиперактивности и дефицита внимания оказывает влияние на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Ребёнок испытывает сложности в семье, детском саду, в школе, при взаимодействии с педагогами и другими детьми. В связи с этим высока вероятность социальной изоляции ребёнка, так как окружающие, поначалу терпеливо относящиеся к действиям ребёнка, позже от него отворачиваются. Именно поэтому ребёнку с диагнозом СДВГ, безусловно, нужна квалифицированная помощь специалистов.
В лечении СДВГ используются фармакологические, психологические и немедикаментозные инструментальные методы. Многие родители опасаются применения медикаментов, однако они являются во многих случаях хорошим дополнением к остальным методам лечения, особенно если без препаратов необходимого результата достичь не удалось. Для детей в настоящее время применяется метод монотерапии, при котором индивидуально подбирается одно лекарство и минимальная (но необходимая для достижения эффекта) дозировка препарата.
Эффективным методом также является БОС-терапия (Биологическая обратная связь). С помощью БОС ребёнок учится концентрации внимания и контролю над своими эмоциями и активностью. БОС-аппараты являются специальными компьютерными программами, которые обрабатывают реакции ребёнка и дают ему обратную связь посредством понятных и наглядных образов. Данный метод даёт очень высокие результаты в сочетании с работой психотерапевта и психолога. Положительный эффект на ребёнка с СДВГ оказывают также и когнитивные тренинги и тренинги социальных навыков, позволяющие детям улучшить познавательные функции и наладить общение с окружающими.
Узнайте больше о лечении СДВГ |
Безусловно, работа специалистов позитивно сказывается на поведении ребёнка, но он нуждается и в родительском внимании. Поэтому стоит начать с индивидуальных занятий с ребёнком. Гиперактивным детям весьма полезны игры с водой, песком, крупами, глиной. Работа с этими материалами успокаивает ребёнка и стимулирует творческую активность. Поэтому играми и упражнениями с данными предметами не стоит пренебрегать. Также мы подобрали несколько упражнений, которые могут быть полезны для индивидуальных занятий с ребёнком.
Упражнение 1. Ласковые лапки — упражнение позволяет снять напряжение, телесные зажимы.
Для игры необходимы 6−7 предметов, имеющих различную фактуру — шерсть, бусы, стеклянную бутыль, вату и т. п. Предметы выкладываются на стол, а ребёнок может оголить руку по локоть (могут участвовать в игре и другие части тела — нога, щека, ладошка). Далее мы рассказываем ребёнку, что по руке будет ходить «зверёк», прикасаясь к коже ласковыми лапками. Цель игры — с закрытыми глазами определить, какой именно «зверёк» ходит по руке (какой предмет используется). Старайтесь, чтобы ваши движения были мягкими и ласковыми — это усилит расслабляющий эффект.
Упражнение 2. Найди отличие — упражнение направлено на тренировку концентрации внимания.
Ребёнку предлагается нарисовать на листе бумаги какую-нибудь несложную картинку — дом, животное, дерево и т. п. Как только он это сделает, то передаёт рисунок взрослому, а сам отворачивается. В это время взрослый рисует несколько деталей на картинке и предлагает ребёнку указать на то, что изменилось. Можно поменяться ролями, чтобы упражнение не казалось ребёнку экзаменом, и чтобы снизить напряжение и простимулировать творческую активность.
Упражнение 3. Угадайка — позволяет научить ребёнка выделять существенные признаки предметов.
Для игры нужнее набор карточек с изображением разных предметов, около 30−40 штук. Подойдут карточки для детского лото (с картинками). Ведущий (взрослый) загадывает один из изображённых на карточках предметах. Далее от ребёнка требуется отгадать этот предмет, задавая вопросы, на которые нужно отвечать только «да» или «нет». На это дается 20 попыток. Если ребёнку трудно понять правила, то приведите пример с конкретным предметом, например, с ложкой. Пример: «Я загадала эту ложку, какие вопросы ты можешь задать, чтобы об этом догадаться? Например — это посуда? Из этого едят? Какого оно цвета?» Дети могут пытаться угадать, просто называя все предметы подряд. В таком случае, надо показать ребёнку, что это неэффективный способ и попробовать настоять на том, чтобы он задавал вопросы. Для облегчения задачи можно подготовить карточки с примерами вопросов: «Это круглое?» «Это синее?», «Это большое?» и т. п. Упросить игру можно, убирая карточки с предметами, которые не подходят под нужный признак.
Упражнение 4. Мама-робот — развитие произвольной регуляции деятельности.
Надо представить, что мама вдруг разучилась делать самые простые вещи. Попросите ребёнка научить Вас тому, что он сам уже умеет делать. Например, сделать бутерброд или собрать игрушки. При этом ребёнок может только объяснять словам то, что Вам нужно сделать. Используются только слова, жесты и собственный пример запрещены. Задачей родителя является буквальное исполнение инструкций ребёнка. То есть, если он говорит, что чтобы сделать бутерброд нужно положить сыр на хлеб, но положите пачку сыра на батон хлеба. Поддерживайте с ребёнком обратную связь, уточняя, получилось так, как он хотел или нет. Это упражнение наглядно покажет ребёнку результаты планирования и научит добавлять детали в указания и правильно формулировать свои мысли действия.
Это лишь малое число замечательных упражнений, которые улучшат взаимодействие ребёнка с Вами и с окружающим миром в целом. Стоит помнить, что упражнения и игры — важный элемент проявления внимания к ребёнку, которое оказывает благоприятное воздействие на его развитие.
У Вашего ребенка проблемы с поведением? Приходите! Вместе мы обязательно справимся!