Статьи по теме СДВГ

Работа психолога с СДВГ

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) чаще всего наиболее ярко проявляется в начальной школе или дошкольном возрасте. Основные сложности таких детей — это концентрация внимания, импульсивность, контроль за своим поведением. В мире около 5 процентов детей имеют СДВГ, в той или иной степени выраженности. Нарушение функционирования в первую очередь затрагивает обучение, кроме этого проявляется социальная дезадаптация и проблемы с поведением в детском саду или школе.

Наиболее страдают у детей с СДВГ компоненты управляющих функций:

  • Контроль, торможение и сдерживание импульсов
  • Планирование, прогнозирование, умение видеть последствие происходящих событий и своих действий
  • Самоорганизация,
  • Контроль внимания
  • Выделение приоритетов
  • Навык планирования и распределения времени

Если задаться вопросом формирования СДВГ, и посмотреть научную литературу, то мы увидим, что выделяются обычно несколько факторов влияющих на формирование этого синдрома:

  1. Определенные органические повреждения в онтогенезе, травмы во время родов, инфекции и другие внешние неблагоприятные факторы в первые годы жизни.
  2.  Генетическая предрасположенность.
  3. Социальные и психолого-педагогические факторы (сложные условия проживания, тяжелая семейная обстановка, педагогическая запущенность, отсутствие своевременного сопровождения специалистов при особенностях развития);

Методика нейропсихологической коррекции в работе психолога: метод замещающего онтогенеза при работе с СДВГ.

Принципы организации работы нейропсихолога опираются в первую очередь на исследования А.Р. Лурия  о трех функциональных  блоках мозга и  учение о замещающем онтогенезе. Недоразвитие или иные особенности развития областей любого из ниже перечисленных трех блоков мозга приводит к различным нарушениям. Надо отметить что перед тем как приступать к психокоррекционной работе, нужна подробная нейропсихологическая диагностика.

Блоки мозга по Лурия:

Первый блок мозга энергетический, он питает и поддерживает определенный тонус других структур мозга.

Для нормализации работы глубинных- энергетических структур используются:

  1. Дыхательные упражнения

Значительную часть занятий в начале курса нейропсихологической работы следует уделить дыхательным упражнениям направленных на выработку правильного дыхания,  обучению саморегуляции с помощью дыхания, что приводит к улучшению общего самочувствия возможности успокоения и улучшает концентрацию внимания.

  1. Различные виды массажа и самомассажа

Обучение самомассажу рекомендуется проводить последовательно. Сначала массаж делает специалист или родитель. Потом психолог или другой специалист, положив свои руки на руки пациента, делает массаж. Последний этап массаж выполняется ребенком самостоятельно.

Обучение массажу комплексное: включает в себя массаж головы, шеи (желательно выполнять сверху вниз), тела, лица, рук, ног.

  1. Упражнения, направленные на общий тонус тела, работу с мышечными зажимами и методы релаксации.

Гипертонус или гипотонус может влиять на познавательные способности, поддерживать эмоциональные особенности и влиять на соматическое функционирование и общее развитие. Коррекция, направленная на восстановление нормативного тонуса является очень важной, можно сказать даже ключевой для данного уровня что является важным и непосредственно для СДВГ.

Для оптимизации работы второго блока мозга, функция которого заключается в приеме, хранение и переработки информации используются упражнения, направленные на:

  1. межполушарное взаимодействие.
  2. упражнения, направленные на слуховое и зрительное восприятие.
  3. пространственные представления и отношения:
  • телесное пространство
  • внешнее пространство
  • квазипространственные упражнения.
  1. развитие ловкости и плавности произвольных движений.
  2. слухоречевое и зрительное запоминание;

Формирование навыков внимания и преодолением стереотипов.

В основном тренинги проходят в такой форме: ребенку показывают определенный сигнал (например, стук, хлопок в ладоши) и соответствующую ему реакцию, которую должен он должен проявить при предъявлении стимула в ходе игры, и сделать соответственно это нужно как можно быстрее.

Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности. Участвуют в этом лобные отделы головного мозга:

Основной задачей работы на этом этапе является формирование программы действий, постановка целей и задач, работа с приоритетами, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль. Так же с помощью упражнений психолог помогает ребенку развить умение выделять причинно-следственные связи, навыки общения, спонтанного внимания и сосредоточения.

 На этом этапе используются специализированные задачи, ролевые игры, игры и упражнения на коммуникацию, задания направленные на развитие планирования, прогнозирования и контроля за своей деятельностью.

Занятия с психологом при коррекции СДВГ проходят обычно в течение года(само собой разумеется что возможно и более длительное сопровождение, так же как иногда достаточно более короткого вмешательства), обычно несколько раз в неделю, кроме этого обязательно даются домашние задания для выполнения вместе с родителем.

Поскольку с возрастом ребенка без должного комплексного вмешательства психолога и врача-психиатра, проблемы имеют свойство накапливаться, усложняться, чем раньше и своевременнее будет обращение за помощью, тем будет лучше для дальнейшего развития ребенка.