Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) обладают определенными нейропсихологическими особенностями развития. У детей с таким синдромом наблюдаются нарушения при формировании высших психических функций, трудности в формировании школьных навыков и социальной адаптации.
Существует несколько теорий возникновения СДВГ у детей. К самым распространенным относят:
- генетическую;
- социально-психологическую (неправильное воспитание, условия проживания в семье, алкоголизм родственников);
- биологическую (травмы при родах, органические повреждения мозга в период беременности).
Дети с СДВГ гиперактивны, невнимательны, неусидчивы и импульсивны. Для решения данных проблем эффективно применять нейропсихологическую коррекцию.
Методика нейропсихологической коррекции
В основе методики нейропсихологической коррекции лежит учение советского психолога Александра Романовича Лурии о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации высших психических функций. Во время осуществления психической деятельности взаимодействую три основные блока мозга человека. Недоразвитие или повреждение зон, областей любого из перечисленных блоков приводит к различным нарушениям.
Первый блок является энергетическим. Он отвечает за поддержание тонуса, который необходим для нормальной работы подкорко-корковых полушарий головного мозга.
Для гармонизации нейродинамического обеспечения деятельности используют ряд упражнений, направленных на активизацию подкорковых образований головного мозга. К ним относятся:
- дыхательные упражнения и растяжки;
- различные виды массажа и самомассажа (весьма эффективен пальцев рук и ушных раковин);
- телесные упражнения и техники релаксации;
- глазодвигательные упражнения.
Второй блок осуществляет прием, переработку и хранение сенсорной информации. Структуры головного мозга, отвечающие за деятельность данного блока, находятся в задних отделах полушарий мозга. Каждая область отвечает за определенный тип информации (височная — слуховую, затылочная — зрительную, теменная — общечувствительную).
Второй блок включается в себя три надстроенные друг над другом корковые зоны. Вначале, первичные зоны осуществляют прием нервных импульсов. Затем вторичные зоны обрабатывают полученную информацию. Третичные зоны осуществляют логические и грамматические операции, которые требуют участия абстрактного мышления и отвечают за человеческую память.
Для оптимизации данного блока используют упражнения, направленные на:
- улучшение свойств памяти, внимания;
- формирование пространственных представлений и отношений;
- развитие ловкости и плавности произвольных движений.
Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль деятельности. Он находится в передних отделах больших полушарий. Эти отделы организуют сознательную и активную деятельность. У детей с СДВГ процессы не сбалансированы, поэтому рекомендовано применение:
- ролевых игр;
- коммуникативных упражнений с вербальным и невербальным акцентирование;
- упражнений, направленные на повышение саморегуляции, вариативности и рациональности поведения.
Занятия для детей с СДВГ проводят один-два раза в неделю на протяжении семи-девяти месяцев. В дальнейшем полученные навыки закрепляются в домашних условиях. Необходимость длительности цикла обусловлена тем, что работа церебральных блоков осуществляется заново и происходит исправление сформировавшихся аномальных взаимодействий систем мозга.
Наша клиника имеет многолетний опыт лечения синдрома гиперактивности у детей. Мы, как никто другой, заботимся о том, чтобы процесс лечения был безопасным и максимально эффективным. Помимо нейропсихологической коррекции, нами используются и другие немедикаметозные методики, среди которых когнитивно-бихевиоральная терапия, сеансы биологической обратной связи. Следует не забывать, что своевременная консультация грамотного специалиста поможет предотвратить серьезные осложнения в будущем.
| Узнайте больше о БОС-терапии при синдроме гиперактивности и дефиците внимания |
Вам нужна консультация? Остались вопросы? Позвоните нам