Мышление регистрирующее - расстройство мышления, основным признаком которого является склонность учитывать лишь внешнюю сторону дела, только констатировать происходящее, не вникая в существо дела. Например, пациент подробно рассказывает об обстоятельствах его госпитализации, но причину случившегося он не понимает или она не имеет для него никакого значения.

Мышление религиозное - общее название особенностей мышления, на которое оказывает влияние религиозная вера. Характеризуется определёнными ограничениями в суждениях. Вероятно, основными признаками религиозного мышления являются следующие: 1 отказ в том или ином виде от принципа каузальности, поскольку допускает главенствующую роль божественного провидения; 2. отсутствие практического применения результатов мышления. Иными словами, оно имеет в первую очередь психотерапевтическое значение (утешение, надежда и т.п.). Эта функция религиозного мышления обычно оценивается по-разному. Например, с точки зрения последовательного материалиста, религия есть дурман, “опиум народа”; 3. религиозное мышление лишено критичности. Критика допускается и существует только в отношении религиозных постулатов другого вероисповедения, но не своего собственного.

Мышление символическое - расстройство мышления, проявляющееся необычным, известным только пациенту употреблением общепринятых символов либо использованием новых, никому, кроме пациента, непонятных символов (Сумбаев, 1948). Чаще обнаруживается в бреде особого значения у пациентов с шизофренией. Синоним: Предикативное мышление.

Мышление скачкообразное - расстройство мышления с быстрой и не связанной с когнитивной ситуацией сменой целевых представлений. Одна мысль при этом обрывается на любой стадии её разития и тут же заменяется совершенной другой, которую ожидает та же участь. Расстройство описано у пациентов с хореей Гентингтона. Предполагается, что каким-то образом оно связано с гиперкинезами.

Мышление социальное - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных ситуаций. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своём социальном мышлении люди чаще всего руководствуются стремлением иметь позитивную самооценку, нежели потребностью быть объективными; 2. люди обычно реагируют на на социальную ситуацию, как таковую, а на то, как они себе её предсталяют; 3. социальное влияние на мысли, чувство и действия является обычно более значимым, чем индивидуальные детерминанты мышления и поведения; 4. восприятие и интерпретация социальной информации реализуется, в основном, посредством  когнитивных структур автоматического мышления. По этой причине то, что первым приходит в голову индивиду, кажется ему наиболее правильным и значимым. По этой же причине последующие мысли оцениваются им как скорее сомнительные и менее значимые; 5. люди стараются не думать о том, что им неприятно. Вытеснение неприятных мыслей происходит, предположительно, посредством двух процессов: а) мониторингового, то есть отслеживания появления мыслей, готовых проникнуть  сознание, и 2. операционного, позволяющего переключить внимание на что-то другое, более привлекательное всякий раз при получении сигнала о появлении неприятных мыслей; 6. люди стремятся трактовать социальные события преимущественно в угоду своей позитивной самооценке - бенэффектанс. Что касается конкретных методов социального мышления, то их достаточно много. Из числе основных указывают на такие, как оценка внешности, длительное изучение кого-либо, наблюдение за невербальным поведением, тенденция оценивать личностные качества других людей, опираясь на свой недавний опыт (прайминг), использование имплицитных личностных теорий, восприятие других людей с позиции собственной групповой идентичности и др. Нарушения социального мышления у пациентов с психиатрической патологией не стали предметом систематических исследований.  

Мышление стереотипное - расстройство мышления, характеризующееся его однообразием. В типичных случаях проявляется повторением одинаковых когнитивных реакций всякий раз, когда возникают сходные ситуации. Например, пациент время от времени рассылает ругательные письма в редакции ряда газет, если узнаёт о каких-то стихийных бедствиях.

Мышление тенденциозное - 1. нарушение мышления, возникающее под влиянием сверхценных и бредовых идей. См. Мышление паралогическое; 2. нарушение мышления, при котором логические отношения искажаются в угоду самолюбию.

Мышление ускоренное - вариант голотимического мышления в состоянии мании. Типична ускоренная смена мыслей и представлений, что внешне выражается ускорением речи и многоговорением. Характерны ослабление произвольного внимания и усиление непроизвольного внимания, психическое возбуждение (выражается, в частности, чрезмерной громкостью речи и повышением общей активности), субъективным ощущением особой ясности мыслей и лёгкости появления ассоциаций, облегчением перевода мыслей в словесные структуры, утратой способности думать про себя, разрушением логического строя мышления, что проявляется преобладанием “механических” ассоциаций (по сходству, смежности, контрасту, созвучию). Продуктивность мышления в целом значительно снижается, исключая случаи лёгкой мании, не нарушающей сознательный контроль над мышлением. Наряду с ускорением течения ассоциаций у пациентов обычно бывают также тахитимия (ускоренная смена эмоциональных реакций), тахикинезия (ускоренная смена и увеличение амплитуды движений, включая выразительные), тахилалия или тахифения (ускорение темпа речи) и тахилексия (ускоренное чтение).

Мышление фабулирующее (лат. fabula - повествование) - выделяемое некоторыми авторами расстройство мышления, связанное с обилием конфабуляций (вымыслов, не соответствующих действительности). В значительной части случаев такое мышление аналогично аутистическому, поскольку фантазии пациентов об их прошлом они принимают за воспоминания о реальности. Синоним: Конфабулирующее мышление (Блейхер, 1995).

Мышление фантазирующее - выделяемое некоторыми авторами  (Varendonck, 1922) состояние “грёз наяву” в периоды мечтательной рассеянности. Имеется в виду пассивное течение образов фантазии под влиянием эмоций в желаемом для индивида направлении (например, это предполагаемые диалоги, встречи, события). Отмечается такая характерная деталь, как скачкообразность мышления, обусловленная, предположительно, колебаниями уровня бодрствования сознания.

Мышление формальное - расстройство умственной деятельности, характеризующееся преобладанием словесно-логических аспектов мышления над содержательными (Аккерман, 1936; Сумбаев, 1948). Наиболее ярко проявляется в буквальном толковании метафорических выражений (пословиц, поговорок).

Мышление шизофреническое - общий термин, обозначает нарушения мышления, более свойственные шизофрении, нежели другим болезненным состояниям (аморфное мышление, разорванность мышления, символическое мышление, аутистическое мышление, разноплановое мышление, амбивалентное мышление, формализм, резонёрство), в меньшей степени другие нарушения мыслительных процессов.

Мышление эгоцентрическое - особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Эгоцентризму свойственно, как известно, рассматривать собственное Я как находящееся в центре всего, что его окружает. Например, ребёнок считает, что это он является хозяином положения и всё вокруг него происходит  для него и по его желанию. Эгоцентризм у маленьких детей - нормальное явление, но будучи резко выраженным у взрослых людей, он становится свидетельством задержки развития самовосприятия. Эгоцентризм, указывает Ж.Пиаже, оказывает значительное влияние даже на научное мышление, проявляясь в таких формах, как антропоцентризм и антропоморфизм. Основные признаки эгоцентрического мышления таковы: 1. индивид убеждён, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления, как и он сам; 2. индивид считает, что проиходящее имее для дрцгих тот же смысл, как и для него самого; 3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать своё поведение с объективных позиций. В глазах других людей, полагает он, он выглядит в точности таким же, как и в своих собственных; 5. понимание происходящего основано на приниципе очевидности. Отсюда вытекает, во-первых, не имеющая оснований убеждённость в своей правоте и, во вторых, неразвитость рефлексии, отсутствие потребности в самоисследовании; 6. неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей; 7. тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения; 8. категоричность в суждениях и оценках; 9. тенденциозные представления о чести, долге, справедливости; 10. значительное влияние эгоцентризма на социальное мышление и межличностное поведение.

Мышление Януса - выделяемый некоторыми авторами (Rothenberg, 1971) вариант мышления, которому свойственно сосуществование противоположных тенденций (Янус - древнеримское божество с двумя ликами, обращёнными в разные стороны). Повидимому, имеется в виду мышление психастеников, которые не могут придти к однозначному решению в силу многочисленных сомнений в адекватности своего мнения по тому или иному мнению. Автор термина считает данное мышление признаком творческой натуры.

Мышления нарушения - общий термин, обозначает различные аномалии мыслительной деятельности (по темпу, связности, уровню и др.). Следует отметить, что выделение в качестве самостоятельных разных вариантов расстройства мышления носит в значительной степени условный характер, поскольку они нередко сочетаются друг с другом и образуют достаточно сложные комбинации. Например, разорванность мышления может сочетаться с его ускорением или замедлением, с персеверациями, обрывами мысли и т.д. Обозначить такое нарушение каким-то одним определённым термином обычно не представляется возможным, таких  специальных терминов не существует. Кроме того, следует учесть имеющиеся немалые трудности в разграничении патологии мышления от нормальных вариаций мышления здоровых лиц. Укажем для примера резонёрство, тут, в частности, крайне сложно определить, где начинается собственно расстройство и заканчивается едва ли не самая обычная склонность порассуждать о чём-либо, не располагая достоверными фактами. Отметим, наконец, что нарушение мышления и расстройство речи, - разные вещи, хотя в некоторых изданиях прослеживается тенденция к их отождествлению. Конечно, их не всегда легко разделить, так как патология мышления чаще проявляется именно в речевой продукции, и всё же они не идентичны. Например, заикание существует вне расстройства мышления. Гипотеза о том, что язык, которым владеет индивид, а также некоторые нарушения речи способны оказывать значительное влияние на процессы мышления твёрдых доказательств не имеет.

Мышления операции - умственные действия, совершаемые в процессе мышления. Обычно упоминаются следующие операции мышления: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение и конкретизация. Не следует думать, что упомянутые операции протекают изолированно друг от друга или в какой- то определённой жёсткой последовательности. Нарушение одной операции может быть поэтому обусловлено расстройством совсем другой.

Мышления уровни развития - разграничение видов мышления в зависимости от возраста индивида. Многие исследователи указывают, что мышление не дано человеку в развитом состоянии от рождения и что оно проходит в своём формировании определённые стадии. В отечественной когнитивистике различают 4 стадии и соответственно 4 вида мышления: 1. наглядно-действенное мышление; 2. наглядно-образное мышление; 3. образное мышление и 4. отвлечённое или словесно-логическое мышление. Предполагается, что мышление человека в историческом плане проходит аналогичные стадии развития. Разграничение уровней развития мышления имеет существенное значение для понимания психопатологии мышления.

Мышления формы - разграничение форм мышления в зависимости от того, насколько они отвечают принципу реальности. Различают такие формы мышления: 1. реалистическое; 2. эгоцентирическое; 3. аутистическое; 4. архаическое; 5. религиозное.

Мышца - любая ткань из удлинённых клеток, вместе действующих как сократительная структура.

Мышца гладкая - специализированная мышечная ткань, находящаяся во внутренних органах, кровеносных сосудах, сфинктерах, радужке и в мышцах, поднимающих волос. Структурно это самые простые из мышц, функционально они сокращаются относительно медленно. Иннервируются вегетативной (автономной) нервной системой и называются поэтому “непроизвольными” мышцами. Тем не менее можно научиться произвольному контролю над некоторыми из них, как при обучении туалету.

Мышца поперечно-полосатая - мышцы, которые двигают тело, натягивая “рычаги” костей скелета (поэтому называются скелетными мышцами). Функционально сокращаются быстрее, чем гладкие мышцы, в основном, они управляются произвольно (отсюда название “произвольные” мышцы). Синоним: Соматические мышцы.

Мышца сердечная - специализированная мышечная ткань, находящаяся только  сердце. Клети этой мышцы сочетают свойства гладких и поперечно-полосатых мышц и обладают автоматизмом, типичным для большинства гладких мышц, также как и быстрыми сокращениями поперечно-полосатых мышц.

М-эхо - основной показатель эхоэнцефалоскопии, ультразвуковой сигнал, отражённый от медиальных структур мозга. При объёмных процессах величина М-эхо возрастает в отражённом полушарии, при атрофических, напротив, уменьшается (если поражение носит асимметричный характер).

Мюллера-Лайера иллюзия - оптическая иллюзия, при которой воспринимаемая длина линии зависит от расположения других линий, находящихся на её концах. Не связана с психической патологией.

Мюнхгаузена синдром (Asher, 1951) - расстройство, характеризующееся стремлением пациентов искусственно вызывать у себя различные соматические и психические нарушения, не преследуя при этом какие-то корыстные цели. Известно, что таким пациентам свойственны определённые личностные качества: тяга к путешествиям, склонность к употреблению психоактивных препаратов, демонстративность, фантазирование, псевдология, эгоцентризм. Назван так по имени героя книги Ф.Распе “Приключения барона Мюнхгаузена, знаменитого вруна и фантазёра”. Синоним: Искусственное расстройство.

Мюррея-Моргана тематический апперцептивный тест (Murreu, Morgan, 1935) - проективный метод исследования личности. Испытуемому показывают чёрно-белые рисунки с незавершённым сюжетом и эмоциональным подтекстом, позволяющие дать неоднозначное истолкование изображённых на них ситуаций. Затем рассказы обследуемых подвергаются анализу, при этом обращается внимание на выделение эмоционального подтекста, проекцию собственных переживаний и др. Теоретическую основу теста составляет персонология Мюррея. Метод представляет определённый интерес для клинической психологии.

Мягкость - 1. перцептивное качество, характеризующее ряд перцептивных опытов. В осязательном восприятии это характеристика объектов, которые легко поддаются контакту, в зрении - объектов, цвета которых имеют низкую насыщенность и яркость, в слуховом восприятии - тона низкой интенсивности и/или высоты; 2. черта характера, проявляющаяся уступчивостью, сговорчивостью, податливостью.

Мягкий наркотик - неспециальный термин, обозначает любой наркотик, который не вызывает отчётливой физической зависимости (например, марихуана) или является легальным (например, кофеин, никотин).

Мясищева теория психологии отношений (Мясищев, 1949, 1953, 1960) - одна из теорий психологии личности, рассматривающая отношения как характерный структурный компонент личности, в котором реализуется складывающее в процессе осознанной деятельности всё многообразие отношений человека к действительности. Отношения различаются по их эмоциональной значимости и социальной ценности. Уровень их развития характеризует развитие личности в целом. Лежит в основе ряда отечественных исследований в области психотерапии и реабилитации психиатрических пациентов.

Мясищева-Яковлевой-Зачепицкого патогенетическая психотерапия (Мясищев, Яковлева, Зачепицкий, 1965) - метод индивидуальной рациональной психотерапии, направленный на изменение неадекватной системы отношений пациента. Предусматривает тщательное изучение обстоятельств его жизни, психотравмирующих факторов, характерологических качеств, обсуждение причин развития болезни и их преодоления. Близка к каузальной психотерапии.

Вернуться к Содержанию