Вербально-поведенческий и Ловаасовский подходы

Аутизм — это психическое отклонение, проявляющееся в отсутствии нормального социального взаимодействия ребенка и его окружения. Он может проявиться еще в возрасте до одного года, но наиболее ярко признаки заболевания выявляются после трех лет. К первым признакам аутизма относятся:

  • отсутствие зрительного контакта и обмена звуками с окружающими;
  • задержка появления лепета или его полное отсутствие;
  • отсутствие доречевых жестов и реакции на имя и голос;
  • нарушения сна.

Позже, можно заметить нарушения в коммуникативных способностях ребенка-аутиста и в его взаимодействии с окружающими. Аутизм — это сложное психическое расстройство, причины которого до конца еще не раскрыты. Существует несколько способов обучения, направленных на адаптацию детей-аутистов в социальной среде. Рассмотрим два важных направления в работе с данным расстройством.

Вербально-поведенческий подход в работе с аутистами

Эта методика направлена в первую очередь на развитие функциональной речи. Функциональная речь — это коммуникация, полезная для общения с другими людьми. Сюда может входить как устная речь, так и жесты, обмен карточками, использование электронных коммуникаторов. Таким образом, даже те люди, страдающие аутизмом, которые не смогли освоить устную речь или освоили её в малом объёме, могу использовать альтернативные способы коммуникации.

При использовании данного подхода в коррекции аутизма применяется система ABLLS (Эйбэлс), в рамках которой близким ребенка-аутиста необходимо заполнить ряд опросников. Благодаря этим ответам выявляются сформированные и несформированные навыки ребёнка. Далее специалист-психолог работает над развитием речевых навыков ребёнка-аутиста, а также анализирует его поведение через речь. К примеру, психолог с ребёнком разучивают слово «мяч». Все начинается с повторения слова — ребёнок-аутист повторяет его за учителем. Затем он должен научиться находить мяч на картинке, и, главное, отвечать на вопросы о мяче и уметь формулировать просьбу, о том, чтобы поиграть с мячом. Если аутистичный ребёнок не может освоить вербальную речь, то он может делать это с помощью жестов. Важно научить его слышать и понимать окружающих и уметь с ними взаимодействовать.

Узнайте больше о вербально-поведенческом подходе в лечении аутизма

Также данный подход делает акцент на обучении в естественной среде. Это подразумевает, что ребёнок выполняет все задания и упражнения, под присмотром взрослого (родителя), обученного вербально-поведенческому методу. Таким образом, обучение происходит не в условиях кабинета специалиста (детского психолога), а в домашней обстановке. Однако обучение в естественной среде возможно скорее как поддерживающий метод, а не основная форма коррекции поведения ребёнка-аутиста.

Подход Ловааса

Создание этого метода связано с именем Ивара Ловааса, который основываясь на бихевиоральном направлении в психологии, работал с детьми, страдающими аутизмом. Данный метод подразумевает подкрепление за правильные формы поведения и наказание за опасное (например, самоповреждающее) поведение. В настоящее время в рамках этого подхода используются только поощрения. Если ребёнок-аутист правильно выполняет задание, то его поощряют. Виды поощрения обычно включают в себя любимую еду ребёнка, объятия и т. п.

Сам процесс обучения строится на разделении на простейшие действия какого-либо процесса. Например, обучение мытью рук включает в себя последовательно следующие этапы:

  1. Включение крана
  2. Использование мыла
  3. Ополаскивание рук под водой
  4. Использование полотенца

Так обучение социальным навыкам начинается с простой задачи — спокойно усидеть на месте. Затем ребёнок учиться удерживать зрительный контакт и т. д. В итоге он научается самостоятельно и свободно говорить и действовать.

Оба метода хорошо показывают себя на практике. Однако детские психологи больше склоняются в сторону эффективности вербально-поведенческого подхода, так как он основан на научных исследованиях, включающих множество отдельных исследований и циклов, подтверждающих его эффективность.

Обучение по программе должен проводить хороший детский психотерапевт. Использование этого метода только родителями часто не дает хороших результатов, потому что им трудно заставить ребенка выполнять задания, и они часто начинают награждать ребенка в случаях, когда он этого не заслужил или, к примеру, если просто заплакал. В данной ситуации награда не принесет ожидаемой пользы, а напротив, сформирует у ребенка плаксивое поведение.

У ребенка аутизм? Мы готовы помочь!    Наш телефон

Теги: