Теория великих людей – теория, согласно которой «лидер» в обществе обязан своим социальным положением своим характером.

Теория объектных отношений (object relations theory) – психодинамическая теория, утверждающая, что стремление к взаимоотношениям является главной мотивацией человеческого поведения.

Теория клоаки – детская «теория» о том, что люди рождаются через задний проход. Психоаналитики извлекают из этого недоразумения полезные для своих конструкций выводы, но такие детские представления практически никак не проявляют себя в психопатологии, что может означать, что они эфемерны, случайны,  и им придаётся несоразмерно большое значение.

Теория Ломброзо – биологическая теория преступности, согласно которой «преступные типы» являются унаследованными и могут быть выделены посредством физического анализа формы головы. Фактически это приложение френологии Галля к пониманию анормального социального поведения.

Теория Мальтуса – теория Т.Мальтуса (1778-1834), согласно которой рождаемость любого вида возрастает в геометрической прогрессии,  в то время как обеспечение продовольствием растёт только в арифметической прогрессии. Война, эпидемия, голод и чума – наиболее вероятные, по Мальтусу, средства контроля рождаемости и размера семьи.

Теории когнитивной оценки эмоций (cognitive appraisal theories of emotion) – теории, утверждающие, что эмоции есть результат интерпретации и объяснения событий людьми, даже клгда отсутствует какое бы то ни было физиологическое возбуждение.

Теория – 1. связный набор формальных выражений, который даёт полную и последовательную характеристику чётко определённой области исследования с объяснением всех сопутствующих фактов и эмпирических данных. В идеале «теория» в таком значении представляет как начало с индуктивным выводом набора примитивных терминов и аксиом. Далее путём дедукции выдвигаются некие теоремы, они проверяются на способность охватить известные факты и предсказать существование ещё неизвестных; 2. Общий принцип или система принципов, выдвигаемые в качестве объяснения известных фактов и эмпирических открытий; 3. любая «честная» попытка дать объяснение некоторым  фактическим данным; 4. отвлечённые рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.

Теория автоматического доверия (theory of automatic believing) – теория Джилберта, согласно которой люди сначала верят тому, что они видят и слышат. Затем они начинают оценивать, истинно или нет в действительности то, что они услышали или увидели и, если необходимо, «не принимают» эту информацию. Вторая и третья части этого процесса (когда оценивают и не принимают) требуют времени и усилий. Если люди утомлены или чем-то озабочены, эти части становятся трудноосуществимыми и повышается вероятность того, что люди примут ложную информацию за ложную. Фактически это одна из теорий внушаемости.

Теория культурных ценностей (culture-value theory) – теория, согласно которой в одних культурах относительно чаще будет проявляться сдвиг в сторону риска, в то время как в других – в сторону осторожности.

Теория реактивности (reactance theory) – положение согласно которому у людей, когда они чувствуют, что их свобода поступать по своему желанию находится в опасности, возникает неприятное состояние реактивности. Чтобы ослабить это состояние, они совершают запрещённое действие. Данная теория фактически является одной из ряда теорий возникновения девиантного поведения.

Теория реалистического конфликта (realistic conflict theory) – теория, согласно которой предрассудки – неизбежный побочный продукт реального конфликта между группами и борьбы за ограниченные ресурсы, власть или статус. Борьба за ограниченные ресурсы приводит к унижению и дискриминации конкурирующих групп.

Теория самовосприятия (thеory of self-percepcion) – теория, согласно которой люди, когда их установки и чувства не определены и двусмысленны, пытаются выяснить своё состояние, наблюдая за своим поведением и ситуацией, в которой они находятся.

Теория самоосознания (self-avareness theory) – теория, согласно которой люди, когда они фокусируют внимание на самих себе, то они они оценнивают и сравнивают своё поведение со своими внутренними стандартами и ценностями.

Теория самопроверки (self-verification theory) – теория, согласно которой человеку нужно подтверждать свою самооценку независимо от того, позитивна она или негативна. Эта тенденция может столкнуться с желанием человека сохранить благоприятное представление о себе.

Теория самоутверждения (self-affirmation theory) – теория, согласно которой человек избавляется от угрозы своей я-концепции, вызывающей диссонанс, когда обращает внимание и подтверждает свою компетенцию в каких-то других областях, не связанных с угрозой.

Теория соответствующего вывода (correspondent inference theory) – теория, согласно которой люди создают внутренние атрибуции о человеке, если а) в его поведении проявляется мало уникальных эффектов; б) его поведение не совпадает с их ожиданиями.

Теория сохранения самооценки (self-evalution maintenance theory) – теория, согласно которой поведение другого человека может угрожать нашей я-концепции и ч то уровень угрозы зависит как от близости другого человека, так и от того, в какой степени его поведение затрагивает наши интересы.

Теория семейных систем (family systems theory) – положение, согласно которому семья есть не сумма её членов, а образованная из них система, в которой они взаимодействуют и руководствуются общими для всех правилами.

Теория сознания (theory of mind) – положение о том, что поведение людей основано на их собственных представлениях, намерениях и психическом состоянии, а не на информации.

Теория социального научения (social learning theory) – теория, согласно которой люди учатся социальному поведению (например, агрессии), наблюдая за другими и подражая им.

Теория социального обмена (social exchange theory) – теория, согласно которой люди оценивают свои отношения с другим человеком в соответствии с а) вознаграждениями и затратами на них, б) от того, каких взаимоотношений они, как им кажется, заслуживают, и в) от шансов найти более удовлетворяющие взаимоотношения с другим человеком.

Теория сравнения (social comparison theory) – положение, согласно которому люди определяют свои способности и установки, сравнивая себя с другими людьми.

Теория социального толчка (social impact theory) – теория, согласно которой уровень конформности по отношению к социальному влиянию зависит от а) силы оказывающей влияние группы, б) непосредственности влияния и в) численности группы.

Теория справедливости (equity theory) – положение, согласно которому люди чувствуют себя счастливее в таких взаимоотношениях, когда вознаграждения и затраты человека и его вклад в отношения приблизительно равны вознаграждениям, затратам и вкладу другого человека.

Теория устрашения (deterrence theory) – теория, согласно которой люди воздерживаются от преступной деятельности из-за угрозы понести правовое наказание, если это наказание воспринимается как относительно суровое, неизбежное и незамедлительное.

Теория фрустрации-агрессии (frustration-agression theory) – теория, согласно которой фрустрация, то есть ощущение того, что кто-то мешает достичь цели, увеличивает вероятность агрессивной реакции.

Теофобия (греч. theos – бог, phоbos – страх) – навязчивый страх мыслей о боге, божьей кары, бога.

Тепловой удар – расстройство, возникающее вследствие нарушения теплообмена в организме в силу пребывания в условиях перегревания (длительное пребывание на солнце, в бане и т.п.). Проявляется гипертермией тела, гипергидрозом, тахикардией, учащением дыхания, отёком головного мозга (головная боль, головокружение, нарушение двигательной координации, обморок, оглушение сознания, психомоторное возбуждение, припадок). Иногда перегревание является причиной дебюта эпилепсии.

Терапевт (греч. therapeutes – ухаживающий /за больным/) – 1. любой обученный специалист в области лечения болезней и других патологических состояний; 2. сокращение от термина «психотерапевт»; 3. специалист в области внутренней патологии.

Терапевтический клуб (греч therapeia – забота, уход, лечение) – форма психотерапии психиатрических пациентов во внебольничных условиях в процессе социальной реабилитации. Используются приёмы индивидуальной и коллективной психотерапии, сочетающиеся с поддерживающим лечением психотропными препаратами. Работу проводят психиатры, психотерапевты, клинические психологи, социологи.

Терапевтический театр – см. Морено метод психодрамы.

Терапевтическое окно – в  психофармакотерапии – диапазон концентрации лекарственного препарата в плазме, имеющий наибольшую терапевтическую ценность. Нижней границей диапазона является доза, вызывающая только плацебо эффекты, верхняя – тот пределе, выше которого побочные эффекты лекарства оказываются сильнее его лечебного действия.

Терапевтическое сообщество (англ. therapeutic community) – социальная, культурная обстановка, созданная с терапевтическими целями, в которой находятся пациенты, нуждающиеся в лечении. Предполагается, что социальная среда, если она должным образом контролируется, может оказывать значительное благоприятное воздействие на больных. Главными задачами такого сообщества являются преодоление тенденции к зависимости, поощрение инициативы и чувства личной ответственности, включение в систему нормальных социальных отношений. По выражению M. Jones (1966), концепция терапевтического сообщества обеспечивает максимальное использование лечебных способностей пациентов и персонала.

Терапия – 1. общее название любой отрасли науки и медицины, занимающейся лечением болезней и других патологических состояний; 2. общее название всех способов и форм лечения болезней и расстройств. Термин используется с уточнениями, на которые указывается далее; 3. раздел медицины, изучающий различные аспекты внутренних болезней.

Терапия аверсивная (лат. advrsus – обращённый лицом) – использование реакции отвращения, как безусловного стимула, при лечении нарушений поведения (например, сексальных девиаций, влечения к алкоголю). Применялись или  применяются такие аверсивные стимулы, как электрошок, удары электрическим током,  боль, отталкивающий запах, рвота (принудительная маскированная сенсибилизация), представление чего-то неприятного (простая маскированная сенсибилизация).

Терапия активная – любой терапевтический подход, в котором терапевт играет активную, направляющую роль. Например, рациональноэмотивная терапия. Синоним: Директивная терапия.

Терапия высвобождением – любая терапевтическая процедура, основанная на признании терапевтической ценности высвобождения глубоких скрытых, эмоциональных конфликтов. Фактически клиента поощряют открыто и активно выражать свои негативные эмоции и отношения (например, в игровой терапии, гештальттерапии, психодраме).

Терапия генная – восстановление функции или замена отдельных генов с целью устранения определённых расстройств и дефектов. Новая эра в терапии, её начало относится к настоящему времени.

Терапия групповая – терапия, в которой основную роль играет влияние определённым образом организованной группы пациентов.

Терапия дидактическая (греч. didaktikos – поучительный) – вид директивной терапии, в которой терапевт инструктирует пациента, всё подробно ему объясняет, пытается обучить различным эффективным способом преодоления его проблем.

Терапия директивная (лат. dirigere – направлять) – см. Терапия активная.

Терапия ex juvantibus (лат. ex – исходя из, iuvanus – помогающий) – лечение, имеющее целью уточнение или установление диагноза расстройства. Например, назначение антидепрессанта при подозрении на скрытую депрессию.

Терапия кризисной интервенцией – проблемно-ориентированный метод консультирования жертв стрессовой ситуации, состоит в оказании эмоциональной поддержки и  побуждении к разговору о переживаниях во время кризиса.

Терапия назначения – термин Д.Морено, обозначает методику групповой терапии, согласно которой пациенты после социометрического анализа распределяются по малым группам на основании мнения терапевта о том, с кем из них пациент мог бы лучше общаться для достижения терапевтического эффекта.

Терапия пассивная – любая терапия, в которой терапевт занимает пассивную позицию и не делает попыток управлять ходом терапии или направить изменения, происходящие с клиентом. Например, клиентцентрированная терапия К.Роджерса.

Терапия превентивная (лат. praeventio – предупреддение) – любая терапия, имеющая целью предотвращение появления серьёзного расстройства.

Терапия поддерживающая – амбулаторное лечение психиатрического пациента после выписки его из стационара, имеющее целью поддержание состояние ремиссии и предупреждение рецидива болезни.

Терапия прививкой стресса – когнитивно-поведенческий подход к лечению, представляющий способ самообучения, сфокусированный на изменении тех высказываний о самом себе, которые люди делают в условиях стрессовой ситуации. В первой фазе терапии пациент вместе с терапевтом исследует свои верования и установки относительной пролблемных ситуаций. Во второй фазе прививки стресса заучиваются более адаптивные самоутверждения. В третьей фазе новые стратегии применяются на практике.

Терапия рационально-эмотивная – имеет целью изменить неадаптивные мыслительные процессы пациента, от которых, как предполагается, зависят неадаптивные эмоциональные реакции и, следовательно, поведение.

Терапия среды (milieu therapy) – общее название терапевтических мероприятий, при которой осуществляется некоторый контроль социальной среды с тем, чтобы приспособить её к потребностям пациентов в самостоятельном функционировании. Является (во всяком случае, должно быть) существенным аспектом обстановки стационарного психиатрического учреждения.

Терапия танцем – использование физического и эстетического аспектов танца в качестве терапевтического средства. Особенно часто используется в работе с детьми.

Терапия физическая – использование любого физического агента в терапевтических целей (массаж, высокая температура и т.п.).

Вернуться к Содержанию