Психика – 1. термин, обозначающий достаточно избитый и банальный результат объединения усилий философии и психологии хоть как-то понятным представить внутренний мир человека. Например, «психика есть свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность», что-то регулировать, проверять и т.д. Вообще в употреблении этого термина обнаруживаются две противоречивые тенденции. Одна состоит в том, чтобы рассматривать психику как некое метафизическое объяснительной явление, отдельное от механистических систем, другая – как удобную биологическую метафору, представляющую проявления всё ещё не понятых нейрофизиологических процессов мозга. Помимо упомянутой существуют другие модели употребления термина, в которых можно увидеть основной конфликт. 2. Психика суть множество гипотетических мысленных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приёмами для психологических данных. Эта модель использования термина становится, как считают, доминирующей. Здесь мысленные компоненты являются гипотетическими, потому что то или иное объяснение в соответствующих теоретических рамках. Её сторонников объединяет нежелание, даже отказ размышлять о нейропсихологических структурах, с которыми могли бы соотноситься мысленные компоненты. Внимание обычно сосредоточивается на объяснительной эффективности той или иной модели сознания, а не просто на описании или наблюдения эмпирических исследований. Наиболее часто это значение термина используется теми, кто работает в области искусственного интеллекта, современными когнитивными психологами и некоторыми философскими школами, в частности, функционализмом (утверждающим положение о функциональной эквивалентности психологических и нейрофизиологических процессов). 3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида (чаще имеется в виду человеческий организм). Это определение является попыткой избежать упомянутую метафизическую путаницу, но оно создаёт проблемы «второго порядка» из-за неясности того, что понимается под сознанием, бессознательным и как их следует охарактеризовать. Данную позицию наиболее последовательно защищает психоанализ. Например: «Общая теория психоанализа, если определять её более обобщённо, есть психология психических процессов и их оранизации. В такой психологии психика перестаёт быть статической структурой или чем-то вещественным и становится динамической сущностью, тем, что объединяет дей ствия и последовательность адаптивных реакций (Brierlie, 1951). 4. Психика есть совокупность процессов, таких, как восприятие и познание. Считается, что это вторая по распространённости точка зрения на психику. В сущности, в таком подходе нет собственно определения психики, а есть лишь лаконичный или более пространный перечень того, что рассматривается как психический процесс. Этот подход в сущности мало чем отличается от предыдущего. 5. Психика рассматривается как эквивалент мозга – позиция, которая восходит к У. Джемсу. Её можно переформулировать так: изучите мозг и вы узнаете, что есть психика. Это похоже на то, чтобы изучать Вселенную в надежде познать Бога. Между тем все науки о космосе, как бы далеко они не продвинулись в изучении последнего, до сих пор нигде не обнаружили и следов присутствия Бога. Тем не менее сохраняется вера в то, что позиция У.Джемса «в конечном счёте должна быть истинной». «Конечного счёта» не может быть в том, что является бесконечностью. 6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – позиция, связанная философской концепцией эмерджентизма (лат. emergens – выбивающийся, неожиданно возникающий). Указывается, что в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности и организованной структуры, неизбежно возникает психика (или сознания). Такой системой логично считать не только отдельного индивида, но также общество, биосферу в целом, и тогда придётся говорить о социальной, планетарной или вселенской психике (сознании), упершись в конце концов в идею Бога, поверить в существование верховного разума. Данная позиция фактически является достаточно изящной реакцией избегания от проблемы определения психики по существу. 7. Психика есть список или набор синонимов. Например, душа, самость, сознание, psyche, Seele, self и т.д. Таким формальным определением ровно ничего не достигается, кроме смешения различных проблем, связанным с дефинициями терминов. 8. Психика суть интеллект. Это не определение в прямом его значении, а скорее разговорная модель употребления термина «психика». 9. Психика – это характеристика или черта. Это определение, как и предыдущее является непрофессиональным употреблением термина в таких выражениях, как психика художника», «европейская психика» и др.; 10. Психика есть особая субстанция, обладающая некоторыми материальными свойствами. Средневековое представление психики, которую мозг выделяет подобно тому, как печень продуцирует желчь. И ныне иногда утверждают что психические явления можно запечатлеть на ЭЭГ, зафиксировать на фотоплёнке, взвесить (душа, как указывают, имеет массу 5-7 г). Аналогичную позицию занимает психоанализ; например; «Только энергия является жизнью, и она – из тела, а разум есть граница и внешняя периферия энергии» (Блейк).
Психическая активность – 1. интенсивность психических процессов, колеблющаяся со временем, меняющаяся с возрастом, зависящая от конституции, состояния организма, от скорости протекания нейрофизиологических процессов и уровня бодрствования. В психопатологии рассматриваются такие нарушения психической активности, как психомоторное возбуждение и психомоторная заторможенность; 2. в психоанализе – термин, связанный с представлением о существовании психической энергии. «Мы предполагаем – и этому научили нас другие естественные науки, - что в психической жизни действует некоторый вид энергии; но мы не имеем данных, которые позволили бы нам подойти ближе к познанию её по аналогии с другими видами энергии. Мы, видимо, признаём, что нервная или психическая энергия существует в двух формах: одна имеет свободу перемещения, а другая, напротив, связана» (Freud, 1940).
Психическая болезнь – 1. понятие, вытекающее из медицинской модели психиатрии. Означает модель патологического поведения, аналогичную болезни соматического типа. Другими словами, это некий болезненный процесс, относительного которого существует определённая и достаточная информация о его этиологии, патогенезе, материальном субстрате, клиническом симптомокомплексе и исходном состоянии. Этим жёстким критериям психической болезни Э.Крепелина отвечает, как считается, только прогрессивный паралич. Но и в отношении последнего остаётся неясность, касается едва ли не самого главного: природы собственно психических расстройств. Например, нет объяснения тому, что в части случаев эта болезнь проявляется, в основном, дефицитарной, а в других – преимущественно аффективной и шизофреноподобной симптоматикой. Очевидно, что столь разные нарушения невозможно ни предположить, ни вывести даже из исчерпывающего изучения болезненных изменений мозга; 2. разного рода ограничения соматической модели психического заболевания. В психоанализе последний термин охватывает психозы, психоневрозы и поведенческие расстройства. Психозы, по крайней мере мере некоторые из психозов, - это собственно болезни с физическими недугами: у них имеются очевидные физические причины, объясняющие симптомы без учёта личности пациента или мотивов, по которым он хотел бы быть больным. Неврозы сходны с физическими недугами тем, что имеют симптомы, на которые жалуется пациент, но не поддаётся объяснению без обращения к личности и мотивам пациента, то они суть создания самого пациента, а не просто результат влияния на него тех или иных причин. Поведенческие расстройства – это состояния, при которых отсутствуют симптомы, на которые «пациент» жалуется сам; возражает против анормального поведения общество, а не пациент. Обществу выгодно считать неврозы и тем более поведенческие расстройства болезнями, так как это оправдывает возможность терапевтического вмешательства. В основе этого подхода лежит ошибка мышления: бессознательные мотивы приравниваются к причинам (Szasz, 1961; Home, 1966; Rycroft, 1966). В бихевиоризме и когнитивной психологии ограничения в применении термина «психическая болезнь» столь велики, что этот термин постепенно исчезает из специальной литературы и подменяется выражением «психическое расстройство» (эта позиция отражена в МКБ-10 и, повидимому, только усилится в последующих пересмотрах систематики психиатрической патологии). Например, депрессия, по мнению А.Бека, есть результат негативного стиля мышления, а не наоборот, как обычно думают. Навязчивости, с точки зрения бихевиоризма, возникают вследствие неадекватного научения. Устранять навязчивый страх, например, следует путём привыкания к фобическому стимулу. Шизофрения суть порождение «шизофреногенной матери» или амбивалентности требований родителей, когда ребёнок не знает, кого из них надо бы слушать. И т.п. Термин «психическое расстройство» является адекватным для статистики и вообще неплохой идеей, если пытаться положить конец анархии с психиатрической отчётностью и встать на путь разумного финансирования тех или иных медицинских программ. Но с точки зрения врача, который стремится интегрировать разные фазы болезненного процесса в целостную картину, понять его от начала до конца и во всех проявлениях, этот термин может вызывать неприятие. Это противоречие не является непреодолимым, возможность разумного компромисса в таких вопросах существует всегда.
Психическая диссоциация – нарушения согласованности, координации психических процессов. Например, распад мышления, ослабление связей между мышлением и эмоциями, мышлением и поведением и т.п. Считается признаком, характерным для шизофрении. Не следует смешивать с расщеплением личности («раздвоение личности», «множественная личность»). Синонимы: Атаксия интрапсихическая Е. Странского, Дезагрегация психики, Дискордантность, Дискоординация и др.
Психическая заторможенность – замедление темпа психической деятельности вплоть до полной её остановки (в состоянии кататонического ступора, сопора). Очень часто наблюдается при депрессии, эпилепсии, органической патологии мозга (опухоли, повышение внутричерепного давления и т.п.), оглушении сознания, постэнцефалитическом паркинсонизме, болезни Паркинсона и др.
Психическая импотенция – 1. половая слабость, являющаяся психогенной; 2. временное ослабление способности осуществять нормальные психологические процессы.
Психическая некомпетентность (mental incompetence) – состояние психической нестабильности, не позволяющее обвиняемому понять обвинение в его адрес и процедуры обвинения, а также неспособность адекватно подготовить защиту со своим адвокатом.
Психическая травма – общий термин, обозначает психологический опыт, к которому в силу определённых обстоятельств индивид оказался не готовым и который нарушает его соматическое, психологическое, личностное функционирование и/или влечёт нарушения поведения. Понятие сугубо индивидуализированное. Известно немало случаев, когда некоторые известные люди (генерал Д.М. Карбышев, сын И.В.Сталина Яков Джугашвили, психологи В.Франкл, А. Кемпински и др.), а ещё больше забытых и никому вообще неизвестных людей, которые с величайщим достоинством восприняли запредельный ужас человеческой жизни в фашистских концлагерях и нашли в себе силы ему противостоять, в то время как тысячи других людей «ломаются» от обыденных житейских испытаний. Классический художественный образ «простого», безымянного человека такого типа создал М.И.Шолохов в рассказе «Судьба человека». Попытки составить шкалу психической травмы по её «тяжести» являются в этом смысле обречёнными на полную неудачу, поскольку одно и то же событие («стимул»,с точки зрения бихевиоризма) может быть воспринято разными людьми по-разному. Синоним: Психологический дисстресс.
Психологическая функция – любой психологический процесс или акт, в противопоставление содержанию сознания.
Психические процессы – термин, обозначающий психические проявления в их динамике: ощущения, восприятие, память, мышления и т.п.
Психически больные люди, злоупотребляющие наркотиками (mentally ill chemical abusers) – психиатрические пациенты, ставшие в силу психиатрического расстройства (в частности, шизофрении) наркоманами.
Психическое свойство – термин, обозначающий устойчивость психических проявлений. Например, тревожность, гипотимность, гипертимность, интро- или экстраыертированность, аутизм и т.п.
Психическое состояние – термин, обозначающий состояние психических процессов на момент их исследования. В психиатрии это психический статус – состояние пациента или подэкспертного в настоящее время или на любой момент в прошлом, интересующий суд, если необходимо узнать, в каком состоянии находился индивид в то время, когда подписывал финансовый документ, совершал правонарушение или попытку самоубийства.
Психического статуса исследование – изучение настоящего состояния психиатрического пациента (всех психических функций, поведения, отношения к проявлениям и последствиям болезни, к проводимому обследованию, возможному пребыванию в стационаре и предполагаемому лечению). Является основанием для установления синдромального диагноза, составления плана дальнейших действий, включая терапию. Психический статус есть результат всей цепи предыдущих событий болезни и самым достоверным источником источником сведений о ней, поскольку воспоминания пациента (и близких ему людей), то есть анамнез болезни, обычно бывают неполными и в той или иной мере искажёнными. Некоторые исследователи, в силу последнего обстоятельства, придают решающее значение «диагностике по статусу», тогда как другие «диагностике по течению» (истории болезни). На самом деле оба подхода взаимно дополняют друг друга и роль каждого из них определяется надёжностью клинических сведений.
Психическое здоровье – термин, с использованием которого существуют определённые проблемы. Обычно его применяют, чтобы сказать, что в данный момент у индивида не наблюдается не только какой-то психической болезни, но и вообще каких-либо признаков психического расстройства и патологии личности. Основная трудность состоит в том, что невозможно определить грань, отделяющую анормальность, расстройство от того, что на самом деле является нормой или здоровьем. Статистический подход, к часто которому обращаются, чтобы обнаружить эту грань, гласит: расстройством является то, что в населении встречается достоверно реже. Западная культура, замечает А. Маслоу, «горой стоит за среднестатистического человека...В нашем обществе обычной является патология сексуальной жизни (с психиатрической точки зрения). Это не делает её нормальным или здоровым явлением». Если принять такой подход, то, действительно, можно придти к парадоксальным выводам. Например, по некоторым данным эпидемиологии, психические отклонения разного характера свойственны 60-80% населения. Это может означать что понятия «патология» и «норма», увы, поменялись местами. «Нормальное» часто определяется как соответствие социальным и культурным нормам поведения, однако и тут всё очень относительно, к тому же такие нормы постоянно меняются; кроме того, в обществе их столь много, сколько существует социальных групп. Часть психологов указывает, что важнейшим признаком патологии является снижение или утрата способности к адаптации. Другие возражают, что нормальный человек не адаптируется, как это свойственно животным, он, добиваясь целей, меняет себя или окружающую среду. Кроме того, аномальной может быть среда обитания. Если индивид успешно приспосабливается, например, к антисоциальному политическому режиму или обществу потребления, является ли он нормальным? В целом о психическом здоровье нельзя сказать что-то конкретное и определённое, это явление не стало преметом систематического научного изучения.
Психическое исследование (psychical researsch) – термин парапсихологии, означает изучение паранормальных явлений (экстрасенсорного восприятия и т.п.). Появление интереса к нему у здорового и тем более у человека науки вызывает определённые сомнения в состоянии его психики. Любопытно, что интерес З. Фрейда к психическому исследованию и оккультизму вообще существовал у него на протяжении всей жизни, хотя отношение к ним у него было амбивалентным («желание верить упорно боролось с предостережениями не верить»).
Психоаналептики – см. Антидепрессанты.