Перегородка – 1. часть лимбической системы, находящаяся между стенками передних частей боковых желужочков; 2. разделительный слой или мембрана, отделяющая полости органа.

Перегрузка – в когнитивной психологии – ситуация, в которой приходится обрабатывать слишком большой объём информации за определённое время или слишком много запоминать в отведённое для этого время.

Передатчик (трансмиттер) – 1. источник информации; 2. в физиологии – вещество, которое инициирует действие нервной передачи, посредством которого один нейрон возбуждает другой.

Передние ядра таламуса – объединение антеродорсальных, антеромедиальных и антеровентральных ядер таламуса, часть лимбической системы. Принимают информацию от гиппокампа и мамиллярных тел гипоталамуса и передают её по своим аксонам к поясной извилине.

Передний мозг – мозг эмбриона образуют три отдельные части – ромбовидный мозг, средний мозг и передний мозг. Последний подразделяется на мозговой пузырь и промежуточный мозг. Мозговой пузырь развивается затем в кору головного мозга, базальные ганглии и лимбическую систему. Промежуточный мозг становится таламусом и гипоталамусом.

Переедание (нервно-психическая анорексия очистительного типа) (binge-eating/purging type anprexia nervosa) – тип анорексии, когда люди передают и при этом сбрасывают лишний вес, заставляя себя срыгивать пищу или злоупотребляя слабительными или диуретиками.

Перекрёстная адаптация – адаптация ко всем стимулам одной группы после предъявления только одного стимула этой группы. Перекрёстная адаптация в обонянии предполагает, что при адаптации индивида к одному запаху у него происходит ослабление чувствительности ко множеству других запахов.

Перекрёстная родительская идентификация – идентификация ребёнком себя с родителем противоположного пола.

Переменная – то, что изменяется, меняет своё значение, вариирует с течением времени.

Переменнная зависимая – 1. любая переменная, значение которой является результатом изменений в значениях другой или других независимых переменных; 2. переменная (переменные), оцениваемые из других данных значений. Например, можно оценить значение переменной «х», исходя из значения переменной «у».

Переменная независимая – любая переменная, значения которой не зависят от изменения значений других переменных. Отвлекаясь от экспериментальной практики, откуда этот термин происходит, его дефиницию можно перенести в клинический контекст. Например, если принять тезис о существовании эндогенных психозов, то независимой переменной в них является наследственная природа психозов. Независимой в том плане, что до сих пор она является недоступной влиянию терапии.  

Перенапряжение – вообще – состояние системы, когда к ней предъявляются требования, отвечать на которые она не способна или не расчитана и вследствие того она «деформируется», нарушается нормальное её функционирование.

Перенос – 1. общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2. передача, замещение или «перенесение» эмоции или аффективной установки с одного человека на другого человека или объект; 3. в психоанализе – смещение чувств и установок, применяемых для других людей (обычно родителей, но может быть и сиблингов, супруга и т.д.) на аналитика. Синоним: Трансфер; 4. эмоциональное состояние, которое возникает в результате переноса в значении 3. Перенос здесь часто определяется как положительный либо отрицательный, в зависимости от того, развивает ли индивид приятные или враждебные установки в отношении аналитика. Многие авторы рассматричают перенос как состояние, которое является повсеместным в человеческом взаимодействии. Его заметное положение в психоанализе, как они полагают, относится просто намеренной нейтральности аналитика, которая позволяет переносу проявляться более однозначно.

Перенос двусторонний – 1. передача навыков выполнения чего-то на одной стороне тела на другую сторону. Например, улучшение выполнения действия левой рукой после тренировки правой руки; 2. передача опыта восприятия из одной сенсорной системы в другую. Например, это синестезии, когда раздражение одного органа чувств приводит к активизации какого-то другого. Синоним: Интермодальные отношения; 3. в психоанализе – сочетание переноса с контрпереносом: пациент переносит свои чувства на аналитика, а последний – свои эмоции на пациента.

Перенос неспецифический – перенос, при котором общие принципы и правила, усвоенные в одной ситуации, с успехом используются в другой, даже если имеется немного (или вообще не имеется) специфических общих элементов. Например, учёный - физик считает, что игра на скрипке или сочинение стихов помогает ему решать проблемы физики, так как его весьма далёкое от профессиональных занятий хобби позволяет ему острее чувствовать законы гармонии физического мира. Примером негативного неспецифического переноса может, вероятно, служить следующий: перенос повседневного опыта интерпретации ситуаций в профессиональную сферу, например, в работу с психиатрическими пациентами. Часто и не совсем верно это называют психологизацией, использованием знания психологии для объяснения явлений психопатологии. Речь идёт, скорее о психологии бытовых отношений или, точнее, о бытовых представлениях о психологии. Профессиональный психолог не должен это делать или проявлять при этом большую осторожность, как, впрочем, и психопатолог в неуместном использовании своего клинического опыта.

Перенос отрицательный – перенос, при котором знания или умения, приобретённые в одном контексте или при решении одной задачи, приводят к худшему выполнению некоторой другой задачи или в некотором другом контексте. См. Перенос неспецифический.

Перенос положительный – перенос, при котором знания или умения, приобретённые в одном контексте или при решении одной задачи, приводят к расширению представлений в другом контексте или улучшению выполнения другой задачи. См. Перенос неспецифический.

Перенос специфический – перенос, при котором существует наложение особенностей двых задач, так что знания или навыки, приобретённые при усвоении первой, имеет непосредственное отношение к выполнению другой.

Переноса сопротивление – в психоанализе – использование переноса во время аналитической терапии в качестве защиты от тревоги, то есть для сопротивления чему-то, порождающему тревогу (например, «раскапыванию» прошлого или перспективе окончания лечения и тем самым утраты защиты аналитика). 

Переносу сопротивление – в психоанализе – неспособность распознавать или признавать процесс переноса во время психоанализа.

Переписывание прошлого – изменение воспоминаний, в результате которого индивиду кажется, что прошлое было более доступно изменениям, чем это было доступно ему в реальности. С этим может быть связано чувство вины у лиц с реакциями горя.

Переутомление – состояние нервно-психического истощения, результат накопления усталости в ходе длительного физического, интеллектуального или эмоционального напряжения. Является важным фактором развития неврозов (и основным для неврастении), а также некоторых психотических расстройств, в частности, острых параноидов.

Переходные синдромы – термин H H Wieck (1956), обозначает имеющие важное прогностическое значение психопатологические синдромы острых экзогенных реакций. Такие синдромы занимают промежуточное положение между указанными реакциями и  психоорганическим синдромом («органическим дефектсиндромом», по словам H. H. Wieck). Различаются 4 группы (формы, регистра) разных по степени тяжести переходных синдромов: 1) характеризующиеся изменением побуждений; 2) аффективные (астенический, анксиозно-депрессивный); 3) шизофреноподобный галлюцинаторно-параноидный; 4. амнестический корсаковский. К последнему, то есть органическому регистру Э.Я.Штернберг (1969) относит более широкий круг синдромов, а именно: апатико-абулический, эйфорический, псевдопаралитический, экспансивно-конфабуляторный и корсаковский. Переходные синдромы аффективного регистра прогностически более благоприятны, нежели органического. Появление последних свидетельствует о тенденции перехода процесса в стадию деменции.

Перинатальный (греч. peri – вокруг, около, возле; лат. natalis – относящийся к рождению) – относящийся к периоду, предшествующему родам (с 28 недели жизни плода), самим родам и/ или времени, непосредственно примыкающему к моменту родов (7 суток после родов).

Периодической спячки (летаргический) синдром – патологическая сонливость. Различаются следующие его формы: 1. приступы, длящиеся 1-3 дня, во время которых пациента невозможно разбудить, он мочится под себя, не принимает пищи; резко снижаются АД, тонус мышц, наблюдается сухожильная арефлексия. В межприступном периоде иногда бывает бессонница; 2. приступы более длительные – до 7-10 суток. Сон менее глубокий, пациента можно разбудить для приёма пищи, физиологических отправлений, после чего вновь наступает сон. В межприступных интервалах никаких нарушений не отмечается. При этой форме у пациентов преимущественно молодого возраста встречается синдром Клейна-Левина. Булимия сочетается при этом с глазодвигательными, вегетативными и эндокринными нарушениями. Летаргия наблюдается при локализации процесса в среднем мозгу и таламусе (при энцефалитах).

Период полового созревания – один из возрастных кризов в онтогенезе человека, отмеченный появлением вторичных половых признаков и серьёзными психологическими изменениями, благодаря которым ребёнок отрывается от семьи и переходит в стадию зрелости.

Периодическое взрывное расстройство (intermittend explosive disorder) – расстройство контроля импульсов, когда людям периодически не удаётся сопротивляться агрессивным импульсам, это приводит к серьёзным нападениям на других людей и к разрушению собственности. Синоним: Возбудимая или эксплозивная психопатия.

Периферизм (греч. periphereia – окружность) – 1. теоретическое направление, в центре внимания которого находятся периферийные процессы как средства объяснения. Примером может служить «периферическая теория галлюцинаций», с позиций которой обманы восприятия возникают в результате повреждения рецепторов органов чувств; 2. теория, согласно которой нарушения поведения являются результатом неадекватного научения, а психика – гипотезой, которая не может быть исследована объективными научными методами. Самым энергичным сторонником такого периферизма является родоначальник радикального бихевиоризма Д.Б.Уотсон, который, например, характеризует мышление как «субвокальные гортанные движения», а все эмоции – механические реакции желёз. С этой позиции сознательный опыт расценивается как эпифеноменальный и отрицается его роль в детерминации поведения. Позиция Д.Б.Уотсона явилась яростной и понятной реакцией против чрезвычайно центристских точек зрения структурализма и психоанализа, хотя и малопродуктивной.

Периферический путь убеждения (Peripheral route to persuasion) – cпособ убеждения, при котором люди не прислушиваются к аргументам, а поддаются влиянию периферических сигналов (например, импозантной внешности, манерам поведения, одежды и т.п.).

Периферического паралича, пареза синдром – симптомокомплекс поражения периферической двигательного части рефлекторной дуги (рецепторы, нервные волокна, спинальные нейроны). Включает: 1. отсутствие или ограничение активных движений в иннервируемой области; 2. снижение мышечной силы в этой области; 3. атрофия мышц; 4. атония или гипотония мышц; 5. снижение или отсутствие рефлексов; 6. реакция перерождения мышц, изменение хронаксии.

Периферия сетчатки – наиболее удалённая от центральной ямки (фовеи) область сетчатки, где практически отсутствуют колбочки. Периферическое зрение относительно бедное, с низкой резкостью и чисто ахроматическое. Любопытно, что зрительные галлюцинации в боковом поле зрения иногда бывают цветными.

Перифраз(а) (греч. periphrasis – окольная речь) – оборот речи, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания (например, «гениальный автор «Войны и мира» вместо «Лев Толстой»). Часто служит признаком напыщенной речи. Разновидностью перифраза является эвфемизм.

Перициазин (неулептил) – умеренный антипсихотик с выраженным седативным и противорвотным эффектами. Особенно эффективен при нарушениях поведения с растороможенность, гиперактивностью, агрессивностью, отчего называется «корректором поведения».

Перки эффект – факт смешения воображения и восприятия, установленный в эксперименте. Индивида просят представить себе объект (например, яблоко) на первоначально пустом экране. Затем на этот экран проецируется очень тусклое изображение яблока, и индивид, как выяснилось, часто не может обнаружить, что реальное изображение яблока отличается от воображаемого яблока.

Перманентный (лат. permanens) – постоянный; непрерывный.

Пернициозный (лат. perniciosus – гибельный, опасный) – характеризующийся тяжёлым, злокачественным течением (о болезни).

Персеверация (лат. persevezo – упорно держаться, продолжаться) – 1. термин C Neisser (1884), обозначает «устойчивое повторение или продолжение однажды начатой деятельности, например, повторение какого-либо слова в письменной или устной речи в неадекватном контексте». Обычно чаще имеется в виду переверация мышления, когда пациент на последующие вопросы повторяет ответ на один из предыдущих. Так, ответив на вопрос о его фамилии, пациент на несколько новых вопросов продолжает называть свою фамилии. Различают также моторные, сенсорные и эмоциональные персеверации. Спонтанные и многократные повторения уже сказанного, сделанного обозначают термином итерации, воспринятого или пережитого термином эхомнезия; 2. тенденция продолжать следовать определённой модели поведения, при этом подразумевают, что тенденция сохраняется до тех пор, пока она осознаётся как неадекватная.

Персеверационная установка – установка, которую индивид переносит из одной ситуацию в другую в силу неспособности должным образом изменить стратегию поведения.

Персистентный (лат. persistere – пребывать, оставаться) – существующий длительное время (например, симптом, болезненное состояние).

Персона (греч. phersus – отверстие в маске древнегреческого актёра, играющего определённую роль в спектакле) – термин подчёркивает социальные аспекты личности, касающиеся как её формирования, так и той роли, которую человек играет (или с которой он себя идентифицирует) в обществе.тся : вербальная, беглость речи, счётная, пространственная, память, восприятие и рассуждение.

Вернуться к Содержанию