Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом (включая АП) за последние годы вырос на 25,9% и в 2006г. составил 135,1 больных на 100 тыс. населения. В 2003г. он достиг максимального значения - 159Д; в последующие годы показатель несколько снизился: в 2004г. - на 3,8%, в 2005г. - на 3,7%, в 2006г. - на 8,3% за счёт уменьшившегося числа выявленных впервые в жизни больных как алкоголизмом, так и АП.
Высокий уровень заболеваемости алкоголизмом (300 и более на 100 тыс. человек) в 2006г. был отмечен в Магаданской, Сахалинской обл., а также в Чукотском, Таймырском, Корякском, Ненецком, Эвенкийском автономные округах. Среди больных с впервые установленным диагнозом алкоголизм; попрежнему велик удельный вес больных АП: в 2006г. этот показатель составил 15,9% (в 1999г. - 10,2%).
Первичная заболеваемость АП в 2006г. по-прежнему была на высоком уровне (46,4 больных на 100 тыс. населения) (рис. 2). Наряду с этим в последние 3 года наметилась тенденция к снижению этого показателя: в 2004г. - на 2,7% в 2005г. - на 3,3%, в 2006 г. - на 11,2%. Однако он всё же значительно (в 4,4 раза) превышает уровень 1991г. (10,6 на 100 тыс. населения), когда после периода ограничений в производстве и продаже алкоголя были сняты все запреты, что повлекло за собой рост злоупотребления и уровня медико-социальных последствий.
Рис. 2. Динамика первичной заболеваемости алкогольными психозами в Российской Федерации (на 100 тыс. населения).
 
Больных АП, в силу особой тяжести психического состояния, наиболее полно выявляет и регистрирует наркологическая служба. Именно поэтому увеличение частоты этого психического расстройства свидетельствует о неблагополучной алкогольной ситуации. Показатель первичной заболеваемости АП - чувствительный маркер алкогольной ситуации, используемый для её мониторинга.
Один из основных индикаторов алкогольной ситуации и в нашей стране, и во всём мире - уровень потребления алкоголя на душу населения. Официальным показателем принято считать среднедушевое потребление алкоголя в год. По данным Росстата, продажа алкоголя на душу населения в 2006г. составила 10,2 л абсолютного алкоголя в год. По данным различных исследований, в России уровень потребления алкогольных напитков на душу населения в последние годы стал значительно выше (13-17 л) за счёт неучтённого алкоголя. Производство легальной алкогольной продукции в России с каждым годом растёт. В общем объёме алкогольной продукции значительную долю составляют крепкие спиртные напитки и пиво. Государственные статистические данные о продаже алкогольных напитков и пива населению России через торговую сеть свидетельствуют о росте объёмов продаж практически всех видов алкогольной продукции (табл. 1).
В 2000-2006гг. отмечен почти двукратный рост продажи пива, свидетельствую¬щий об увеличении удельного веса пива в общей структуре потребления. В настоящее время реклама алкогольных напитков ограничена двумя законами: «О рекламе» и «О производстве и обороте алкогольной продукции». Федеральный закон «О рекламе» (от 25 июля 1995г.) устанавливает правовые нормы для рекламы алкогольных напитков, её содержания и места размещения. Однако, несмотря на существование ограничительных законов в области рекламы, в реальной жизни алкоголь доступен даже для несовершеннолетней молодёжи, хотя в соответствии с действующими правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией» (от 19 августа 1996г.), продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим 18 лет, запрещена.
 
Таблица 1. 
Объёмы продаж алкогольных напитков
 

Формы

Напитки

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Алкогольные напитки и пиво

В абсолютном алкоголе, млн дкл. Всего

117,5

120.3

125,2

131,1

137,2

139,5

142,8

На душу населения, л

8,01

8,24

8,61

9,06

9,54

9.75

10,02

В натуральном выражении, млн дкл

 

 

 

 

 

 

 

 

Водка и ликеро-водочные изделия

214,6

209,1

211,3

216,4

220,6

218,4

216,3

Виноградные и плодовые вина

52,4

56,7

62,6

72,2

78,6

85,1

81,2

Коньяки

4.1

4,2

5,2

5,2

6,4

7,3

7,7

Вина шампанские и игристые

18.3

18,5

17,7

18,7

19,5

20,5

22,1

Пиво

524,6

634,6

707,8

762,5

844,7

892,1

1002,8

Источник: Россия в цифрах, 2007: Краткий статистический сборник. - М.: Росстат, 2007.

 

Вернуться к содержанию книги