Перед тем, как начинать выявлять отклонения в поведении ребенка, родителям, прежде всего, надо понять, что именно их беспокоит в его поведении. Стоит обратить внимание на его действия, определить для себя проблему: это могут быть истерика, крики, укусы, щипания. Затем родителям предстоит выявить, как часто проявляется беспокоящее их поведение, сколько раз за час или в сутки оно повторяется. Данная информация поможет в дальнейшем разобраться, какие цели преследует ребенок, проявляя данные действия. Для определения целей необходимо создать таблицу с шестью столбцами.
В первом столбце стоит зафиксировать дату и время проявления тревожного поведения ребенка-аутиста. Данный способ поможет родителям отследить насколько часто у ребенка проявляется проблемное поведение, затем определить в какое именно время это происходит чаще.
Во втором столбце следует отметить ситуацию, повлекшую нежелательное действие ребенка (время завтрака, поездка в машине, магазин) и т.д.
Третий столбец нужен для отметки антецедента (предшествие действия). Возможно, имело место быть указание, просьба, требование к ребенку: «поставь ботинки на полку», «надень шапку», «убери стакан». Данное указание, просьба может являться причиной неприемлемого поведения.
Четвертый столбец понадобится для обрисовки действий. Все должно быть описано четко и верно, не надо писать абстрактно, только четкое действие, которое совершает ребенок. Данное описание необходимо для последующего анализа действий. Описывать стоит проблемные действия, которые беспокоят.
Следующий столбец следует посвятить тому, как отреагировали родители на поведение ребенка (оставили одного и ушли, промолчали, ударили, крикнули, успокоили, пожалели и т.д). Стоит описать, что конкретно сделали родители, даже если есть уверенность, что все сделано правильно. Это поможет родителям выявить самое главное - цель поведения ребенка.
Именно саму цель следует записать в шестом столбце.
Пример таблицы для выявления отклонений в поведении ребенка-аутиста:
Дата/время | Обстановка | Предшествие действия | Действие | Последствие | Цель |
14.06 10-25 |
Продуктовый магазин | Увидел и захотел конфету | Закричал/упал на пол | Дали конфету | Привлечение внимания, доступ к предмету |
15.06 17-00 |
Время купания | Сказали, что пора купаться | Закричал "НЕТ" и упал на пол | Взяли на руки и отнесли в ванную | Уклонение |
Данная таблица позволит определить, какие цели преследует ребенок, начиная капризничать, кричать, кусаться. Таким образом, можно скорректировать его поведение, воздействуя на эти цели.
| Читайте далее о том, как составить план работы с ребенком-аутистом |
У ребенка аутизм? Мы знаем, как Вам помочь! Позвоните нам