Симптомы шизофрении

Шизофрения — это достаточно распространенное психическое расстройство. В нашей стране оно встречается у 1% от всего населения. Существует мнение, что шизофрения неизлечима, так как она является хроническим заболеванием психики. Однако статистические данные свидетельствуют об ином. Установлено, что эффективное лечение после первого психотического эпизода заканчивается полным выздоровлением в 25% случаев, в 50% - возможно ограничение течения болезни несколькими эпизодами, а в 25% - развивается затяжная хроническая форма.
Если лечение проводится высокопрофессиональным специалистом с использованием современных методов лечения, то при раннем обращении можно достичь устойчивой ремиссии в 62% случаев. Термин «ремиссия» означает, что проявления и обострения болезни не будут наблюдаться. Для достижения хорошего результата лечения очень важен правильный подбор препарата, а также его дозировки. Важно также, ответственное отношение пациента и его окружения к выполнению назначенного лечения, которое должно проводиться регулярно и строго по плану лечения, назначенного врачом. Своевременно начатая терапия значительно увеличивает шансы на излечение, а поэтому, при появлении каких-либо подозрений на психическое расстройство, необходимо срочно обращаться за медицинской помощью. Для шизофрении характерны два вида симптомов: негативные и позитивные (продуктивные).

Позитивные симптомы шизофрении

Позитивные симптомы обычно появляются при первом приступе, знаменуя собой начало шизофрении. К позитивным симптомам относятся бред, галлюцинации, деперсонализация и дереализация.

BulletГаллюцинации

При шизофрении наблюдаются галлюцинации, чаще всего слуховые. Слуховые галлюцинации — это наиболее распространенная форма галлюцинаций, которую многие исследователи объясняют нарушениями в височной извилине. Для шизофрении в большей степени характерны слуховые псевдогаллюцинации, которые больным ощущаются как голоса в голове (то есть существующие только во внутреннем мире пациента и не отождествляются с реальными объектами). А в свою очередь истинные слуховые галлюцинации проецируются во внешний мир, и больной считает, что звуки или слова он слышит откуда-либо извне (например, за стенкой квартиры).

Больной шизофренией слышит различные звуки, разговоры. Они могут быть тихими или громкими, и часто неприятны больному.
В случае восприятия больным приказывающих голосов, говорят об императивных галлюцинациях. Они наиболее опасны, так как, следуя указаниям этих голосов, больной может совершать опасные поступки по отношению к себе или окружающим. Часто больные пытаются скрыть наличие галлюцинаций, но они часто выдают себя — прислушиваются к чему-то, разговаривают сами с собой. Благодаря этому окружающие могут понять, что с человеком что-то не так. Если человек отвечает невпопад, замирает и к чему-то прислушивается без видимых причин, то есть высокая степень вероятности наличия у него галлюцинаций.

BulletБред

Бред — это устойчивые патологические убеждения, которые не поддаются внешней корректировке. Бред классифицируют по направленности убеждений пациента. К примеру, пациент убежден, что ему изменяет супруг — это бред ревности. Если считает, что его преследуют с целью убить или скомпрометировать — это бред преследования и т. д. Это психическое расстройство может представлять опасность, так как в этом состоянии человек нередко совершает неадекватные поступки. Если у человека развивается бредовое расстройство, то близкие люди могут отметить ряд странностей в его поведении и забить тревогу. При развитии бреда характерно появление экзотических интересов или их внезапное изменение, чрезмерное увлечение эзотерикой, религией. Могут высказываться мысли о преследовании со стороны спецслужб или реальных людей, которым, например, больной должен денег. Заболевший всерьёз может полагать, что он наделен сверхспособностями, что ему или его близким, хотят причинить вред и т. д.

Основным критерием бреда является полная уверенность больного в своей правоте, переубедить его обычно невозможно, как бы ни абсурдны были его убеждения. В случае проявлений галлюцинаций и бреда необходима срочная госпитализация больного, так как очень важно выявить причину психоза. Данные симптомы характерны не только для шизофрении и правильная постановка диагноза обеспечит скорейшее выздоровление.

BulletДеперсонализация и дереализация

Синдром проявляется нарушением восприятия больным собственной личности, а также окружающей действительности. Больному окружающий мир представляется нереальным, как в спектакле или во сне, а все события как будто происходят не с ним. При этом человек чувствует, что его тело свободно от его ощущений, и он наблюдает за собой со стороны, а его тело как будто мертво. При этом могут наблюдаться расстройства ощущения времени, нарушение эмоциональных реакций, при этом критическое отношение к своему состоянию чаще всего сохранно.

Негативные признаки шизофрении

Негативные симптомы появляются, как правило, вслед за первым психотическим эпизодом. У больного снижается социальная активность, отмечается замедление реакций, он становится замкнутым, стремится к одиночеству. Эти признаки с течением времени нарастают, становятся более отчетливыми и усугубляются после каждого психотического эпизода. Именно поэтому, очень важно, предотвращать возникновение новых обострений, совершая своевременные профилактические визиты в специализированное медицинское учреждение и строго выполняя назначенное лечение.

Читайте далее о современных методах диагностики шизофрении

Негативные симптомы шизофрении проявляются следующим образом:

• Ухудшается мышление: больной утрачивает способность усваивать полный объем информации.
  • Снижается внимание: больному трудно концентрировать свое внимание на чем-либо, переключаться между задачами.
  • Обеднение речи: словарный запас сокращается, темп речи снижается, характерны долгие паузы в беседе, бессвязная речь.
  • Снижение социальной активности: больной становится пассивным, снижается его трудоспособность.
  • Утрата интересов: больной проявляет безразличие к происходящему в окружающем мире,

Негативные симптомы обедняют жизнь больного, затрудняют, а иногда делают невозможной трудовую деятельность. Избавиться полностью от них нельзя, но можно и нужно остановить их прогрессирование. Для достижения этой цели важно подобрать правильное лечение. Оно должно быть комплексным и предполагать, наряду с немедикаментозными методами лечения, лекарственную терапию.

Симптомы шизофрении

В нашей клинике применяются антипсихотические средства — высокоэффективные препараты последнего поколения. Доза препарата подбирается индивидуально, с помощью анализа крови на концентрацию препарата. Это позволяет ограничиться приемом одного препарата, достигая максимального эффекта и, одновременно снижая вероятность проявления побочных действий.

Читайте далее о методах лечения шизофрении в клинике Психическое здоровье

Помимо медикаментозной терапии мы применяем биофизические методы лечения. Их использование также направлено на уменьшение количества лекарственных препаратов и повышение эффективности лечения. Биофизические методы лечения показывают хорошие результаты по преодолению таких симптомов, как бред и галлюцинации.

Не менее эффективны психотерапия и психообразование. Эти методы помогают больному преодолеть негативные эмоции, восстановить утраченные навыки и вернуться к полноценной нормальной жизни. Очень важным моментом психообразования является осознание пациентом своего заболевание, что помогает ему узнавать появляющиеся признаки обострения и предотвращать их развитие.

Также при работе с негативными симптомами очень важно построение программы социальной и трудовой реабилитации больного, так как именно развитие негативных симптомов очень сильно ухудшает адаптивные возможности человека. Пассивность, снижение волевого контроля и ухудшение когнитивных функций приводят к замкнутости и изоляции больного. Очень важно в ходе восстановления после психотического эпизода возвратить человека к привычному образу жизни и профессиональной деятельности. Для этого в клинике «Психическое здоровье» применяет групповая терапия, коммуникативные тренинги и работа по восстановления бытовых и профессиональных навыков.

Подозреваете шизофрению у близкого человека?    Позвоните нам