Последствия сект

Целительство распространено не только в среде сектантов. Оно проникло в частную, официальную медицину, даже в академические научные учреждения. Методами оккультной терапии широко пользуются вездесущие шарлатаны, а также просто нуждающиеся в средствах на жизнь. Получив соответствующий диплом, разумеется, за плату, можно зарабатывать в несколько раз больше, чем честным трудом в больнице. Фактически сегодня мы имеем две системы медицины: научную, постепенно приходящую в упадок, и оккультную, переживающую период своего расцвета. О масштабах ущерба для здоровья такого положения дел можно только догадываться. Вообще же эпидемия оккультизма до сих пор не оценена должным образом, внешняя безобидность этого явления все еще остается предметом наивного заблуждения.

Последствия сектантского образа жизни, этой, как иногда говорят, «сектантской болезни» изучены недостаточно. Описания отдельных случаев и теоретические построения авторов, работающих по данной проблеме, лишены необходимой доказательной, во всяком случае, юридической силы. Большинство судебных исков противников сект проигрывается. Тем не менее некоторые последствия влияния сект на психическое здоровье не вызывают сомнения, так что есть основания говорить о «синдроме секты». Его можно представить таким рядом признаков:

1. смена идентичности Я: прежняя личность надолго или навсегда прекращает свое существование. «Взамен» формируется совершенно новая, с иными потребностями, ценностями, смыслами, ожиданиями, оценками, с другой структурой умственной деятельности и интеллекта, и может быть, даже с другим типом характера. Нет никаких оснований считать, что речь идет о личностном росте: в аномальных условиях, какие существуют в сектах, это абсолютно исключено;

2. тотальное отчуждение от социума и изоляция в узком кругу единоверцев. Иными словами, речь в итоге идет о тяжелой степени социальной дезадаптации. Возврат большей части сектантов к нормальной жизни практически невозможен. Символом судьбы сектантов могла бы, вероятно, служить картина «Черный квадрат» К.С.Малевича, основателя супрематизма — предельной формы абстрактного искусства;

3. обострение симптоматики ранее возникших душевных заболеваний, а также провоцирование начала и манифеста последних;

4. клинический патоморфоз симптоматики душевных заболеваний и иных расстройств в том, что касается субъективных переживаний и поведения пациентов. Болезненные отклонения у сектантов получают столь необычную окраску, что идентифицировать их с известными в другом культуральном контексте становится достаточно трудно;

5. развитие индуцированных форм бреда и бредоподобных расстройств, зачастую не имеющих аналогов в классической клинической семиологии;

6. глубокие нарушения реалистического мышления в связи с доминированием обскурантизма, предрассудков, оккультных представлений и полным отторжением естественнонаучной картины мира;

7. ущерб физическому здоровью адептов сект, нередко не получающих своевременного и адекватного лечения;

8. распад семей, уход от детей или вовлечение их в секту, личное несчастье родственников адептов сект;

9. угроза традиционным конфессиям, способствующим консолидации общества, усугубление и без того сложной ситуации в духовной среде обитания человека.

О возможных причинах столь бурного развития сектантства в посткоммунистической России написано многое. Попытаемся сделать короткое резюме:

1. Радикальная смена социально-экономического курса в стране, выброс на авансцену общественной жизни массы «новых людей» и накопившегося аномального человеческого материала, недееспособность интеллигенции, оказавшейся неспособной удержать ситуацию под контролем. Итогом явилось коренное изменение социально-психологической атмосферы в обществе, кризис реальных ценностей, воцарение других идолов. Общество «сошло с ума», «это дурдом» — весьма распространенное мнение по поводу происходящего в стране. Культурный шок поверг многих, если не большинство людей, в состояние растерянности, апатии, депрессии, озлобления и, что, может быть, самое тяжелое, одиночества. «У одного одиночество — бегство больного, — писал Ницше, — у другого — бегство от больных». В секты, похоже, бегут по обеим этим причинам.

2. Стремительное распространение психологических методов «промывания мозгов», в частности с помощью СМИ. Достижения современной психологии используются, увы, и с разрушительными целями. Развитие психологии вполне может в будущем обернуться для человечества последствиями, несопоставимыми по своей опасности с открытиями в ядерной физике и космонавтике.

3. Искусственно созданная и пролонгируемая эпидемия оккультизма, породившая массовое недоверие к науке. Каждый поклонник тайного знания является потенциальным адептом, а то и основателем какой-нибудь секты и уж в любом случае человеком, который не испытывает беспокойства по поводу ставшего массовым сектантства. «Пока длится невежество, человек не находит против зла средств», — верно заметил Р.Бэкон.

4. Тотальная криминализация общества, в котором цель достижения материального успеха и власти является первостепенной и в котором успех оправдывает любые средства ее достижения. Этот «закон успеха» первым сформулировал Ж.Лабрюйер: «...удача заменяет (нам) чуть ли не все добродетели, вместе взятые. Если поступок не может быть оправдан даже успехом, значит, это черное, низкое, мерзостное злодейство... Безнаказанное преступление превозносится чуть ли не так же, как добродетельное деяние». Этот закон не имеет исключений и по отношению к сектам. В коммерческом плане многие из них преуспевают, а это еще одна и притом высокая степень защиты их деятельности. Между тем «благая цель может сообщать ценность только таким средствам, которые достаточны и действительно зовут к цели», ясно говорит Д.Юм.

5. Поддержка сект криминальными и политическими структурами. Даже по весьма поверхностным данным СМИ, она безусловно существует. Подобострастие, с каким встречали политические бонзы того же Асахару, заставляет задуматься о многом.

6. Несовершенство законодательства в части, касающейся охраны здоровья, в первую очередь психического здоровья. Технократизированные власти не проявляют по поводу проблем психического нездоровья ни обеспокоенности, ни должного понимания.

7. Дискредитация в глазах общества отечественной психиатрии в результате развернутой по политическим мотивам антипсихиатрической кампании, а также насильственное сдерживание развития психиатрии в рамках биомедицинской парадигмы. Многие психиатры и сегодня искренне считают, что последствия деятельности сект и другие подобные проблемы не входят в юрисдикцию психопатологии и клинической психиатрии, в результате чего многие расстройства оказываются как бы «ничейными» и ими практически никто не занимается.

8. Отсутствие развитой системы психологической и психотерапевтической помощи населению, нехватка высококвалифицированных кадров и монополизация кадровой политики узким кругом специалистов в интересах бизнеса.

9. Кризис образования, культуры, просвещения и духовности.

10. Неинформированность населения относительно деятельности сект, а также неспособность властных структур оказать реальную помощь тем, кто пострадал от деструктивной активности сект.