Аутопсихическая и аллопсихическая редупликация

Аутопсихическая редупликация самовосприятия переживается как удвоение психических процессов, в которых представлены какие-то внутренние события: «Я могу думать одновременно на совершенно разные темы и мысли на одну тему не пересекаются с мыслями о чем-то другом... Могу разговаривать с человеком и в это время думать о чем-то другом, совершенно не относящемся к разговору. А человек не замечает этого, он считает, что я общаюсь только с ним...

Я могу разговаривать с двумя голосами сразу. Одному голосу я отвечаю мысленно, другому — вслух. И мы говорим о совсем разных вещах: одному голосу я говорю о том, что вижу и слышу сейчас, а с другим говорю о привидении, голос утверждает, что он и есть это привидение». «Доктор, скажите, я нормально разговариваю с вами, не отвлекаюсь? — спрашивает больная. — Нет, не отвлекаетесь. — А знаете ли вы, что я в это же время разговариваю с голосом, отвечаю на его вопросы, спрашиваю сама. — А замечает ли голос, что наша с вами беседа мешает разговору с ним? — Нет, он говорит, что не мешает. Правда, некоторые ваши вопросы кажутся ему интересными, он даже просит их повторить».

Пациент сообщает, что он одновременно видит сон, хочет его досмотреть и в то же время воспринимает реальность, знает, что пора вставать и собираться на работу: «Слышу, как мать гремит посудой, будит и идет тормошить меня, а я говорю ей, чтобы она не мешала досмотреть мне сон и что я сам сейчас поднимусь. Я действительно говорю ей это, мне не кажется, мать сама мне про это говорила».

Другая больная рассказывает: «Я не спала целыми сутками. Лежала с закрытыми глазами, дремала. И видела разные сны. Странное состояние: не сплю, вижу сны и в то же время все слышу и понимаю, что делается вокруг». Еще одна больная говорит: «Сплю, вижу сон, слышу, как меня близкие о чем-то спрашивают, я отвечаю на их вопросы и понимаю, что говорю что-то не то». Способность спать и одновременно с этим адекватно воспринимать действительность известна под названием диснитаксия. Лехнер (1909) объясняет это утратой чувства сна. Последние свидетельства пациентов указывают, полагаем, на несколько иное нарушение.

Нередко пациенты говорят о том, что способны узнавать, что они видят сон, при этом не пробуждаясь. Признаки, по которым пациенты узнают во сне сновидение, могут быть разными. В данном контексте примечательны те случаи, когда пациенты вполне осознают, что они спят, видят сон и в это же время оценивают сновидение как нечто нереальное, точнее, то, чего в действительности не бывает и не может быть.

Например, больная в сновидении чувствует себя одетой в шубу, но при этом события сна разворачиваются в летний солнечный день. Она понимает, что это сон, что она спит, а шуба — это полная бессмыслица, то есть признак сновидения. Иногда она видит какие-то «несуразные» сны, например сцены оргий, в которых сама участия не принимает. В это же время говорит себе, что это сон, слава Богу, не стоит на него обращать внимание. Если сновидения неприятны, то такие пациенты могут самостоятельно себя разбудить, говоря себе, что надо проснуться. Этого нередко бывает достаточно для пробуждения.

Иногда понимание факта сновидения встречает некоторое внутреннее сопротивление, последнее может отобразиться в виде постороннего голоса: «Я иду по светлому коридору, мне приятно, радостно. Чувствую, что кто-то идет рядом со мной, но никого не вижу. Этот кто-то, слышу, говорит мне: это не сон. Я возражаю ему, говорю, что так хорошо бывает только во сне. Он настойчиво повторяет, что нет, это не сон. В конце концов я поверила ему, что это не сон, все происходит на самом деле.

Иду дальше, голос говорит мне приятные вещи. Вижу впереди дверь, открываю ее, вхожу в комнату. Там сидят какие-то незнакомые люди, много разной аппаратуры. Люди говорят мне: входи, мы тебя ждали, ты нам нужна, сейчас ты поменяешь... Что я должна поменять, я так и не поняла. Тем не менее я отвечаю им, что мне тут очень нравится и я останусь. Голос говорит мне, что я до этого не доросла, уходи обратно. Я выхожу из комнаты и тут просыпаюсь... Сплю и вижу сон, будто с мамой случилось что-то страшное. Слышу, что меня кто-то будит. Открываю глаза и вижу, что на моей кровати сидит незнакомый мужчина. Он говорит мне: просыпайся, ничего не случилось, это сон. А я продолжаю спать и понимаю, что и про маму был сон, и человек этот мне приснился во втором сне». Встречаются пациенты, которые рассказывают, что они из одного сна могут «перелетать» в другой, «параллельный».

С редупликацией самовосприятия в аутопсихической сфере, по-видимому, связаны параллельные переживания при деперсонализации. Так, больная чувствует, что врач «подавляет», «гипнотизирует» ее своей настойчивостью, оказывает на нее «внушающее» воздействие (в этом сказывается неспособность противостоять давлению извне, проявление апперсонализации). Попутно она сообщает о том, что всегда интересовалась психологией, мечтала сама научиться гипнозу и использовать его во благо другим людям. Она хотела бы написать книгу о психотерапии. На вопрос, а какой эпиграф она могла бы предпослать своей книге, отвечает не раздумывая: «Живи, пока живется». Тут же поясняет, что этот ответ пришел ей в голову откуда-то сверху (отчуждение собственной мысли, проявление деперсонализации). На просьбу дать свой собственный ответ долго думает, но ничего осмысленного сказать не может.

Встречаются пациенты, которые, с одной стороны, чувствуют на себе действие гипноза и испытывают ощущение овладения; с другой стороны, они же одновременно «гипнотизируют» сами и считают, что окружающие находятся в их власти. Вероятно, феномен «уже пережитое» более адекватно разъясняется именно в понятиях редупликации самовосприятия: это нарушение, напомним, чаще всего переживается как параллельное течение наглядных образов и тех же образов, но представленных как воспоминание прошлых событий.

Некоторые пациенты с вербальными галлюцинациями в одно и то же время принимают обманы восприятия за реальность, осознавая при этом и тот факт, что они есть обман восприятия. Редуплицированные обманы слуха, вероятно, также связаны с данным нарушением. Одновременно наблюдаются, помимо того, такие взаимоисключающие друг друга симптомы, как макрои микросомия, сенсорная гипи гиперестезия, «уже» и «никогда не пережитое», реальные и мнимые воспоминания и т. п., что также может указывать на редупликацию самовосприятия.

Иногда аутопсихическая редупликация самовосприятия сопровождается амнезией. Пациент рассказывает, что утром его невозможно добудиться: «Меня надо будить по полчаса. Мне рассказывают, что я в это время разговариваю, отвечаю на вопросы, спрашиваю сам, прошу не будить меня, дать мне возможность досмотреть сон. Проснувшись, я ничего этого совершенно не помню».

Редупликация самовосприятия в соматопсихической сфере проявляется ощущением удвоения собственного тела. При этом второе, подобное или даже точно такое же тело пациен ты могут чувствовать или даже видеть внутри себя — геатоскопия. Так, пациент говорит: «Я сам в себе криво повернут». Его пояснения: «Меня в сторону тянет из своего тела. Я чувствую, что положение тела изменилось, но в то же время и нет, оно остается прежним».     В других случаях другое тело ощущается снаружи, поблизости от первого: «Когда я слышу голос в голове, появляется ощущение второго тела. Оно ощущается то сзади, то сбоку, то впереди меня.

Когда я иду, мне при этом кажется, будто я натыкаюсь на кого-то... Чувствую, что рядом со мной лежит мое второе тело... Чувствую на своем теле еще одно тело, такое же, как и первое, и это верхнее тело владеет мною... Чувствую внутри головы вторую такую же, она даже поворачиваться может... Одна моя голова на месте, как и всегда, а другая где-то сбоку... Иду по улице, а справа от меня идет будто мой двойник... Чувствую, что  во мне находится еще одно такое же тело, мне кажется, я смогу его увидеть... Было ощущение, что у меня появилось второе сердце... Я чувствовал, что у меня есть два лица: одно — сверху, а другое — под ним».

Редупликация самовосприятия в аллопсихической сфере переживается как чувство удвоения каких-то объектов или ситуаций: «Есть еще один такой же врач, как этот, только гдето в другом месте, и он лечит такого же больного, как я... Существует еще одна и точно такая же клиника, с таким же персоналом и больными... Такая же или очень похожая квартира есть еще где-то, там живут такие же соседи». Мать все время спрашивает свою единственную дочь: «А где моя вторая дочь, она у меня такая же, как ты, что-то я давно ее не видела». Пациент говорит жене: «Ты-то зачем пришла? У меня только что была первая жена, она суп приносила. А ты, я вижу, кашу принесла?» Данное расстройство описано, как известно, А.Пиком (1901) под названием редуплицирующая парамнезия. Считается характерным, что, в отличие от «уже пережитого», ложные переживания являются не совсем теми же в сравнении с текущими впечатлениями (Блейхер, 1980).

Изредка встречается расстройство, которое переживается не с ощущением удвоения какой-либо сферы самовосприятия, а с его многократным умножением. Так, пациент говорит, что точно такая же беседа такого же, как он, больного, с таким же врачом и такими же студентами одновременно ведется в такой же соседней комнате; кроме того, добавляет пациент, то же самое происходит где-то еще в третьем месте. Пациент, правда, говорит, что третья копия происходящего с ним воспринимается им менее отчетливо, и у него нет полной уверенности в том, что она существует.

Завершая тему нарушений самовосприятия, подчеркнем, что проблема эта, без всякого преувеличения, является фундаментальной и центральной во всей психопатологии. Более того, насколько мы можем об этом судить, исследование расстройств самовосприятия все увереннее выдвигается на уровень первоочередных и неотложных задач, хотя реальное знание в этой области пока что является по преимуществу эмпирическим, а в теоретическом плане оно все еще ограничивается сугубо гипотетическими построениями. Клиническая реальность предоставляет здесь, кажется, безграничные перспективы. Другого пути, кроме как опираться на эту реальность, в настоящее время не существует. Альтернативы, может быть, не существует вообще, так как проведение здесь каких-то экспериментов представляется делом чрезвычайно трудным, а в этическом плане — и недопустимым. Без систематической работы в плане психопатологии трудно представить возможность какого-то продвижения вперед не только в изучении психических нарушений, так или иначе связанных с расстройством самовосприятия, но, а это намного важнее и касается психологии и антропологии, и психологии сознания, самоосознавания и бессознательного. Очень похоже на то, что время довольствоваться разного рода спекуляциями на эти темы приходит к концу.