Восприятие глубины - способность воспринимать объекты в трёх измерениях пространства.
Восприятие бинокулярное - способность объединять 2 изображения объекта на сетчатке глаза в одно.
Восприятие подпороговое - неосознаваемый образ воспринятого объекта. Установлено, что такие образы не имеют существенного влияния на поведение индивида, важным является лишь то, что он осознаёт.
Восприятие времени - осознание индивидом чувства времени, то есть скорости, направления и последовательности чередования объектов восприятия.
Восприятие времени нарушения – субъективное ощущение изменённости реального времени. Различаются: 1. брадихрония – ощущение замедленного течения времени; 2. восприятие текущего времени как новой реальности с незнакомыми ранее, необычными характеристиками; 3. восприятие прошлого времени как растянутого, длившегося необычайно долго; 4. восприятие прошлого времени как сжатого, длившегося очень недолго, спрессованного в короткие мгновения; 5. инверсия чувства времени, когда время воспринимается идущим в обратном направлении; 6. тахихрония, когда течение времени представляется чрезвычайно ускоренным; 7. утрата осознавания будущего времени, когда будущее кажется исчезнувшим, а осталось только настоящее и прошлое; 8. утрата осознавания настоящего и будущего времени, когда кажется, будто осталось только настоящее; 9. утрата осознавания прошлого времени, когда кажется, что настоящее возникло как бы из небытия; 10. утрата осознавания реальности времени, когда оно воспринимается как некий фантом, факт воображения, а не действительности; 11. утрата осознавания настоящего времени, когда кажется, что существуют только прошлое и будущее, но настоящего между ними нет, оно странным образом исчезло; 12. утрата осознавания плавного течения времени, когда течение времени воспринимается прерывистым, дискретным; 13. утрата осознавания течения времени, когда, кажется, время остановилось на одном месте; 14. утрата осознавания границ времени, когда, кажется, стираются грани, разделяющие прошлое, настоящее и будущее.
Восприятия образы - наглядные образы объектов, воздействующих в данный в данный момент на органы чувств индивида. Наглядным образам свойственны такие качества осприятия: 1. константность, то есть устойчивость, инвариантность в разных условиях восприятия; 2. целостность, то есть неизменность, как бы автономность структуры, независимость от отсутствия отдельных элементо; 3. объёмность, то есть пространственная трёхмерность; 4. внешняя проекция, то есть расположение за пределами психического Я; 5. чувство собственной активности индивида при их формировании; 6. аффективный тон, то есть определённое личное отношение индивида к ним. Формирование образов восприятия схематично протекает в несколько этапов: 1. перцепция, то есть выделение фигуры из фона; 2. апперцепция, то есть использование прошлого опыта при создании актуального наглядного образа; 3. категоризация, то есть отнесение данного образа к определённому классу объектов и 4. проекция, то есть дополнение возникающего образа недостающими или незамеченными в нём элементами.
Воспроизведение - возвращение из памяти в сознание образов воспринятого ранее. Может быть произвольным или эксплицитным, и непроизвольным, имплицитным. Нарушения воспроизведения являются симптомами патологии памяти. Синоним: Репродукция (лат. re - приставка, означающая возобновление или противоположное действие; productio - производство, произведение).
Восстановление - 1. повторное восстановление целого из отдельных его частей; 2. способность одного аспекта целого вызывать ту же реакцию, что и само это целое; 3. воспоминание целого после предъявления какой-то одной его части; 4. возвращение к нормальному состоянию; 5. то же, что и воспроизведение (см.).
Впечатление - 1. предполагаемый нервный эффект стимуляции; 2. то, что было воспринято и сохранилось в памяти.
Враждебность (от рус. - варяг, ворог, чужестранец) - 1. желание причинить вред врагу; 2. качество личности воспринимать нейтральных или доброжелательных людей врагами, лицами, представляющими угрозу собственной безопасности.
Вредность - 1. понятие, противоположное полезности; в качестве антонима понятие о полезности является спорным. Например, выигрыш в сто рублей в эмоциональном плане не обязательно экивалентен проигрышу в сто рублей; 2. нечто приносящее вред или то, что таковым индивид считает.
Времени восприятие - см. Восприятие времени.
Временное смещение порога чувствительности - смещение порога чувствительности к стимулу вверх на определённое время. Например, снижение светочувствительности после предъявления зрительных стимулов высокой интенсивности.
Временной ряд - организация данных во временном измерении. Позволяет выявлять колебания активности функции. Например, циркадные ритмы.
Время - 1. понятие, отображающее впечатления о скорости, последовательности и направления чередования каких-либо событий; 2. нечто объективное, стоящее за этим понятием.
Время астрономическое (часовое время) - измеряемая объективными методами длительность события.
Время психологическое - переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определённого события.
Время социальное - длительность события, измеряемое шкалой его социальной ценности. Например, эпоха Х - время действия личности, оказавшей значительное влияние на социальные процессы.
Врождённая надпочечниковая гиперплазия - расстройство, при котором изначально выделяется избыточное количество гидрокортизона и андрогенов (гормонов коры надпочечников). Женщины рождаются при этом с мужскими внешними половыми признаками. Возможна гормональная или хирургическая коррекция расстройства.
Врождённые идеи - философская доктрина об априорном (доопытном) существовании у человека определённых представлений (о времени, причинности, совершенстве и даже аксиом геометрии), на чём упорно настаивал Р.Декарт. Частичное подтверждение она получила в психологии, а именно в том, что касается готовности к развитию функции. Например, врождённая готовность к овладению языком (Хомский). К.Юнг пошёл ещё дальше в поисках врождённого знания, древних и генетически закреплённых мыслеформ.
Врождённый дефект - присущий от рождения дефект, являющийся наследственно обусловленным либо связанным с нарушенным внешними факторами внутриутробным развитием.
Вроно концепция возрастного патоморфоза (Вроно, 1971) - теория, описывающая закономерности видоизменения симптоматики психического расстройства у детей и подростков. Дети и подростки, утверждает теория, реагируют на вредность в соответствии с их функциональными возможностями. Например, у них не бывает структурированного бреда в силу незрелости умственной деятельности, бред ограничивается, в основном, эмоциями страха, подозрительности.
Вселенная - всё сущее, что было, есть и будет. Понятие, не имеющее научного определения. Вселенная в эмоциональном плане есть нечто загадочное, могущественное, вселяющее мистическое чувство, так как она не имеет ни начала, ни конца, ни пределов.
Всё или ничего закон - 1. в нейропсихологии - явление, когда нейрон выделяет нервный импульс либо этого не делает, то есть работает в режиме “да” или “нет”; 2. в педагогической психологии - положение о том, что ассоциация сформирована с первой попытки либо не сформирована вообще; альтернативной ей является теория о постепенном формировании ассоциаций.
Всемогущество мысли - уверенность индивида в том, что происходящее в настоящее время является точным воплощением его предшествующих мыслей об этом.