Спекулятивная психология (лат. speculatio – выслеживание, высматривание) – подход в психологии, который начинается с эмпирических исследований известных фактов о поведении и продолжается попыткми разработать умозрительные концепции природы человеческой психики или человеческого состояния. Сопровождает многие направления исследований психологии, оставаясь неопознанной или непризнанной.

Спекулятивный – умозрительный, не основанный на фактах.

Спеллингование (англ. spel – писать или произносить слова по буквам) – процесс перевода устной речи в письменную и обратно. Нарушение спеллингования – одно из нарушений развития школьных навыков.

Специфическая фобия (specific phobia) – навязчивый страх предметов, явлений, живых существ (исключая социальные ситуации).

Специфический (лат. specificus – видоопределяющий, видовой) – 1. отличительный, выдающийся, легко обнаруживаемый, свойственный чему-, кому-либо или характерный для чего-то; 2. в фактрном анализе – не коррелирующий с другими факторами или вещами.

Специфическое расстройство развития двигательных функций – клинически значимое нарушение развития двигательных координаций, обычно сочетающееся с нарушением продуктивности при выполнении зрительно-пространственных когнитивных задач. Расстройство не связано с умственной отсталостью и другими определёнными психическими и неврологическими нарушениями. Синонимы: Синдром детской неуклюжести, Диспраксия развития.

Специфическое расстройство спеллингования – клинически значимое нарушение развитие понимания прочитанного, не связанное с умственной отсталостью и другим определённым психическим и неврологическим расстройством. Нарушается и способность обратного перевода устной речи в письменную. Приблизительный синоним: Нарушение фонологического сознания.

Специфическое расстройство счёта – клинически значимое нарушение развитие навыков счёта, касающееся основных арифметических операций в письменном и устном счёте. При этом усвоение более высоких математических навыков может развиваться более успешно. Расстройство не связано с умственной отсталостью и другим определённым психическим и неврологическим нарушением. Синонимы: Синдром развития Герстмана-Шильдера, Специфическое расстройство счёта, связанное с развитием; Акалькулия развития.

Специфическое расстройство чтения – клинически значимое нарушение развития навыка чтения, связанное с трудностями различения букв печатного и рукописного текстов. Расстройство не связано с умственной отсталостью и другими определёнными психическими и неврологическими нарушениями. Синонимы: Дислексия, связанная с развитием; Специфическая задержка в чтении, Чтение в обратном порядке, Нарушение спеллингования в сочетании с расстройством чтения.  

Специфической нервной энергии доктрина – обобщение Й. Мюллера, согласно которому разные аспекты опыта вызваны спецификой нервных структур, а не различиями стимулов внешней среды. На самом деле, однако, органы чувств не продуцируют информацию о внешнем мире, они лишь воспринимают физическую энергию, в конфигурациях которой эта информация заключена.

Спидофобия (СПИД + фобия) – навязчивый страх заболеть СПИДом.

Спилбергера шкала (Spilberger, 1970) – психологическая экспресс-методика, разработана для выявления и оценки реактивной и личностной тревожности. В России употребляется в модификации Ю.Л.Ханина (1976).

Спинной добавочный нерв – n. аccessorius («добавочный нерв), 11 пара черепных нервов. Иннервирует трапецевидную и грудинно-сосцевидную мышцы шеи и глотки, добавочная часть присоединяется к блуждающему нерву (10 пара), содержит двигательные и замедляющие ритм сердца волокны.

Спинномозговой жидкости синдромы поражения – играют вспомогательную роль в диагностике заболеваний нервной системы. Это: 1. менингиальный синдром – повышение давления ликвора, плеоцитоз, увеличение содержания белка, сахара, сдвиг коллоидных реакций вправо, помутнение (при гнойном менингите); 2. синдром белково-клеточной диссоциации – повышение содержания белка при относительно малом или отсутствующем плеоцитозе. Наблюдается при опухолях нервной системы; 3. синдром клеточно-белковой диссоциации – нормальное содержание белка при высоком плеоцитозе. Чаще свойственно воспалению мозговых оболочек; 4. сифилитический синдром – характерны 4 реакции Нонне: а) положительные белковые реакции ликвора; б) обычно невысокий плеоцитоз; в) положительная реакция Вассермана  ликвора; г) положительная реакция Вассермана  крови; 5. диссоциация между коллоидными и воспалительными реакциями в ликворе – наблюдается при деструктивных и воспалительнодеструктивных процессах; 6. ликвородинамические синдромы – отрицательной пробы Квикенштедта (отсутствие повышения давления ликвора при сдавлении ярёмных вен во время спинномозговой пункции указывает на отсутствие блока на путях движения ликвора) и проба Стуккея (повышение давления ликвора при спинальной пункции при надавливании надчревной области указывает на блокаду ликворных путей).

Спинно-таламический путь – нервный путь, идущий через спинной мозг к ретикулярной формации и частично к зрительному бугру. Является главным медиатором болевой чувствительности.

Спинтеризм (греч. spinter – искра) – фотопсии, элементарные оптические обманы в виде мелькающих искр. Чаще вызывается органическим поражением головного мозга.

Спиритизм (лат. spiritus – дух, душа) – вера в возможность общения с душами умерших и соответствующая практика.

Спиритуализм (лат. spiritualis – духовный) – философско-мистическое учение, признающее сущностью мира духовное начало и рассматривающее материальное как творение духа, бога.

Сплин (англ. spleen – селезёнка) – уныние, хандра, тоскливое настроение.

Спонтанная  регрессия (лат. spontaneus – самопроизвольный) – возвращение к раннему уровню поведения в состоянии гипноза.

Спонтанная ремиссия – самопроизвольное ослабление интенсивности болезненного процесса.

Спонтанный – возникающий без внешнего повода, вытекающий из внутренних тенденций. Например, спонтанное начало болезни, не связанное в влиянием каких-либо определённых факторов.

Спорадический (греч. sporadikos – рассеянный, отдельный) – не имеющий массового характера, возникающий в виде единичных случаев.

Способность – 1. природная одарённость; 2. умение что-либо делать (в отличие от готовности, которая представляет потенциал, возможность это делать); 3 в когнитивистике – объём информации, которую данная система может обрабатывать;

Справедливого мира ошибка – убеждение, что мы живём в мире справедливости и честности. Это порождает предубеждение, что жертвы бедствий, агрессии и эксплуатации сами виноваты в своей участи, они заслужили свои страдания.

Справедливости теории – теории социальной психологии, которые пытаются объяснить поведение людей, исходя из того, что награды и поощрения в обществе пропорциональны вкладу человека в достижение общих интересов. Основной довод состоит в том, что такие явления, как альтруизм, агрессия и т.д. могут быть объединены при анализе справедливости/несправедливости.

Спутанное ощущение себя – нарушения самоосознавания при шизофрении вплоть до утраты ощущения себя, появления ощущения новой идентичности неуверенности относительно границ, отделяющих Я пациента от окружающего мира. См. Нарушения самоосознавания.

Спутанность (enmeshment) – термин С. Минухина, обозначает чрезмерное вовлечение отдельных членов семьи в жизнь других её членов, в результате чего пропадает ощущение подлинной индивидуальности.

Спутанность артериосклеротическая – термин F Stern (1930), обозначает психотические синдромы церебрально-сосудистого генеза (ишемия,  инсульт, сосудистый криз). Характерны их кратковременность, повторяемость, рудиментарный характер и возникновение преимущественно в ночное время. Аналогичные расстройства могут возникать под влиянием экстрацеребральных сосудистых факторов (стеноз, тромбоз сонных артерий, изменение состава крови и др.).

Спутанность сознания – то же, что помрачение сознания, особенно если имеет место трудно дифференцируемое сочетание симптомов разных синдромов помрачения сознания (делирия, аменции, онейроида, сумеречного расстройства сознания). Чаще наблюдается в пожилом и старческом возрасте. Некоторые авторы различают спутанность галлюцинаторную (возникает в связи с наплывом вербальных галлюцинаций), спутанность кататоническую (возникает на высоте кататонического возбуждения), спутанность конфабуляторную (наступает в связи с наплывом конфабуляций при интоксикациях, инфекциях, сосудистой патологии), спутанность маниакальную ( появляется на высоте маниакального возбуждения), спутанность старческую (характеризующую сенильный делирий), спутанность эпилептическую (возникающую после припадка или во время эпилептического статуса).

Средний мозг – структура эмбрионального мозга, из которого впоследствии развиваются крыша (четверохолмие) и покрышка (красное ядро, чёрное тело и корешки глазодвигательного мозга).

Срыгивание – нарушение заглатывания пищи у младенцев. Возможные причины: недостаток внимания взрослых, самостимуляция, потребность успокоиться, нежелание реагировать на избыточную стимуляцию, вегетативная дисфункция, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы.

С-сон – медленноволновый сон. См. Сон.

Ссылки на себя эффект – обобщение, согласно которому индивид лучше запоминает относящийся к себе материал нежели то, что к нему не относится.

Стабилизирующие настроение лекарственные средства – нормотимики (препараты лития, некоторые антиконвульсанты и антидепрессанты -см. Синоним: Стабилизаторы настроения.

Стабильность (лат. stabilis – устойчивый) – 1. в теории личности – черта, которую характеризует отсутствие чрезмерных эмоциональных изменений; 2. в генетике – относительная инвариантность генетически определяемых факторов в разных поколениях; 3. в статистике – надёжность и непротиворечивость статистики; 4. общее значение – характеристика любого неизменного состояния.

Стагнация (лат. stagnum – стоячая вода) – застой, остановка развития личности.

Стадии развития человека – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Перечислим их: 1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. 2. Перинатальный период – длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов. В свою очередь в этом периоде различают: а) бластогенез (фаза зародыша) – длится первые 16 дней после оплодотворения, характеризуется закладкой зародышевых листов – мезодермы, эктодермы, энтодермы; б) эмбриогенез – длится с 17 по 70 день беременности, характеризуется закладкой  и развитием 95% органов тела; в) фетогенез, фаза плода, длится с 71 по 168 день беременности, характеризуется началом функционирования различных органов. 3. Роды – происходят между 37 и 40 неделями беременности. 4. Младенчество – длится первые 2 года после рождения, характеризуется доречевым развитием, как бы сжатым до мгновений повторением долгой истории эволюции животных. 5. Раннее детство – длится от 2 до 6 лет, характеризуется развитием речи, речевого мышления и игровой деятельностью. 6. Среднее детство – длится от 6 до 12 лет, характеризуется интенсивным развитием социальной компетентности, отношений дружбы и самоуважения. 7. Подростковый и юношеский возраст – длится от 12 до 20-21 года, характеризуется освоением сложных социальных ролей. 8. Ранняя взрослость – длится от 20 до 40 лет, характеризуется решением проблем генеративности и профессиональной компетентности. 9. Средняя взрослость – длится от 40 до 60-65 лет, характеризуется наибольшей социальной активностью и достижением высшей точки духовного развития. 10. Поздняя взрослость – длится от 60-65 лет до момента умирания, характеризуется старением организма, однако при нормальном старении и высокой активностью при завершении своих земных дел. 11. Умирание – процесс прекращения жизнедеятельности. Существует множество других подходов к периодизации жизни, одна из наиболее известных принадлежит Э.Эриксону, который с позиций психоанализа представляет жизнь состоящей из 8 последовательных стадий.

Стадий теория – любая теория, представляющая развитие как последовательное движение через ряд стадий. Стандартные критерии научной адекватности требуют, чтобы такая теория отвечала следующим характеристикам. Она должна: 1. предсказывать качественные различия системы, появляющиеся со временем; 2. принять  инвариантность последовательности стадий, их неизменный порядок смены одна другой; 3. принять структурную последовательность стадий, то есть их общую концептуальныю основу; 4. принять иерархический принцип интеграции структур от одной стадии к другой так, чтобы более поздняя стадия включала в себя и расширяла  структуры более ранней стадии. Ряд известных теорий развития построены именно таким образом (теория когнитивного развития Ж.Пиаже, теория морального развития Колберга и др.). Создание теории развития личности человека на указанных принципах весьма способствовало бы интеграции разных направлений психологии в одно целое и могло бы стать концептуальной основой психопатологии.

Стазобазофобия (греч. stasis – стояние, basis – хождение, phobos – страх) – навязчивый страх стоять и ходить.

Стандарт (англ. standard –образец, мерило, норма) – 1. вообще – основа для сравнения, для создания оценочных суждений или измерений; 2. любое социально одобряемое и ожидаемое поведение в обществе («норма» отличается тем, что представляет «типичное» или «репрезентативное» поведение, то есть имеет количественную характеристику).

Стандартизация  процессы и процедуры установления набора стандартов использования  для теста. Для этого отбирают репрезентативные для данной популяции группы людей, по результатам  тестирования которых отрабатывают процедуры применения теста, методы подсчёта, оценки и интерпретации получаемых данных.  

Старение – процесс накопления возрастных изменений в организме, ведущий к снижению его функциональных характеристик. Различают: 1. старение физиологическое – наступает своевременно (сроки такого старения остаются неопределёнными), характеризуется длительным сохранением социальной адаптации и продуктивной деятельности, отсутствием серьёзной медицинской патологии; 2. старение преждевременное – происходит в более ранние, чем в среднем, сроки; 3. старение патологическое – вызванное заболеваниями или протекающее с психическими расстройствами. Природа старения не установлена. Наиболее приемлемой считается генетическая теория старения.

Вернуться к Содержанию