Симметриофобия – навязчивый страх всего, что является симметричным или указывает на симметрию.

Симметрия (греч. symmetria – зеркальная соразмерность, соответствие, строгая правильность в расположении по ту и другую стороны) -1. в широком значении – любое общее соответствие между полярными терминами, при котором их отношения являются взаимными (например, чёрное-белое); 2. свойство соответствия размера, формы и общего расположения с обеих сторон некоей разделитель ной линии, плоскости или точки; 3. свойство пропорциональности, сбалансированности, взвешенности.

Симмондса-Глинского болезнь – см. Кахексия гипофизарная.

Симонова информационная теория эмоций (Симонов, 1964) – рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефицит впечатлениями, отрицательными эмоциями – с впечатлениями, которые этот дефицит могут увеличивать. В ситуациях достаточной информации эмоции не возникают и поведение носит заученный, привычный характер.

Симпаталгии лицевые – острые приступы обычно ночных жестоких болей (распирающих, жгучих, давящих), чаще возникающих у мужчин (в 6 раз чаще в сравнении с женщинами), сопровождаюшиеся односторонними вегетативными расстройствами (отёчность лица, слёзотечение, покраснение глаза, ринорея, т.е. выделение жидкости из носа) и двигательным беспокойством. Лечение: ганглиоблокаторы (ганглерон, пахикарпин, бензогексоний), антигистаминные средства (димедрол, пипольфен), тегретол, сосудорасширяющие средства, производные эрготамина (эрготал, кофетамин, регитамин и др.).

Симпатия (греч. sympatheia – сочувствие) – 1. влечение, расположение к кому-либо; 2. объект такого отношения. 

Симпатий шкала (греч. sympatheia – сочувствие) – шкала межличностных симпатий. Основана на представлении симпатии, как 1. о тенденции индивида считать, что человек, который ему нравится, похож на него, и 2. общей положительной оценке такого человека.

Симпатомиметические средства – лекарственные препараты, которые имитируют эффекты стимуляции симпатического отдела автономной нервной системы.

Симпатикотония – преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы (мидриаз, тахикардия, артериальная гипертензия, сухость слизистых оболочек, бледность кожных покровов и т.п.).

Симпатэктомия – любая хирургическая процедура удаления части симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Симптома носитель – 1. член социальной группы (например, семьи), у которого проявляется симптом психического расстройства, в то время как у других членов группы его нет; 2. пациент, у которого выявляется резидуальный симптом психического расстройства, не обнаруживающийся в поведении.

Симптома образование – 1. в психоанализе – процесс развития невротического симптома. Рассматривается как аналог работы сновидения. При этом симптом является компромиссом между вытесненным желанием и предписаниями вытесняющей инстанции; 2. в психопатологии – результат неконтролируемого возбуждения или угасания активности нейрофизиологических структур.  

Симптоматика – то же, что симптомы.

Симптоматический – 1. являющийся симптомом, показательный; 2. название патологии, при которой могут возникать симптомы, другой болезни, для которой они считаются облигатными. Например, симптоматическая эпилепсия, симптоматических психоз (вызванный нарушением внутренних органов); 3. название методов лечения, нацеленных на устранение отдельных симптомов расстройства – симптоматическая терапия.

Симптоматичное действие – в психоанализе – любое обычное действие, возникающее в результате некоторого бессознательного процесса.

Симптоматическое чтение (symptomatic reading) – чтение текста с целью выявления его недостатков, показывающих то, чего «текст не говорит» или не может сказать.

Симптоматология – учение о симптомах, семиотика.

Симптом (греч. symptome – совпадение, признак) – 1. широкое значение - любое событие, которое является индикатором патологии в организме; 2. объективный или субъективный признак соматического либо психологического расстройства, а также нарушения поведения индивида. Симптомом является, таким образом, любой признак, со всей определённостью указывающий именно на нарушение той или иной функции, и в этом состоит его основная диагностическая ценность. Ценность симптома существенно возрастает, если он с большей или меньшей вероятностью указывает также на характер или природу расстройства. Качествами, свойственными симптому, являются: 1. при каждом его повторении он распознаётся разными наблюдателями как идентичный; 2. симптом есть определённая конфигурация двух и более признаков; 3. симптом представляет определённую информацию о природе расстройства, а не только о том, что существует факт патологии. Указанные признаки симптома не являются абсолютными. Например, такой симптом, как «уже виденное», существует в десяти и даже более разных вариантах. Обычно предполагается, что симптом является составной частью более сложной клинической единицы – синдрома. Нередко, однако, эта граница между симптомом и синдромом проводится без желаемой чёткости, отчего одно и то же расстройство обозначают то симптомом, то синдромом (это случается в том числе и в психиатрии), что угрожает дискредитацией обоим этим понятиям. Дискуссия о том, могут ли субъективные ощущения, о которых сообщают пациенты, претендовать на то, чтобы относиться к симптомам, в психопатологии решён окончательно и в утвердительном плане. Многие болезненные события вообще не могут быть обнаружены иначе, как путём анализа жалоб пациентов. Существуют разные подходы к классификации симптомов. Различают, к примеру, продуктивные, дефицитарные симптомы и симптомы психического дефекта; симптомы гомо-, гетерономные и интермедиарные симптомы; симптомы эндогенного, органического и экзогенного расстройства; общевозрастные и возрастоспецифические симптомы; симптомы первичные и вторичные. Разграничение симптомов по их принадлежности к повреждённой функции имеет, в основном, педагогическое значение и в принципе является неверным.

Симптом айсберга (symptom iceberg) – скрытая часть серьёзных в медицинском отношении и беспокоящих в личном плане болезненных или даже угрожающих жизни состояний, которые никогда не становятся объектом профессиональной помощи. Такие лица могут считать себя находящимися «в добром здравии», а при своём «скверном самочувствии» не обращаться к врачам по разным причинам: не хотят их беспокоить, боятся, что врач займёт позицию судьи; бывают обескуражены очередями, приёмными покоями и системами регистрации; надеются на самовыздоровление, самоизлечение или помощь целителей и др.

Синдром акинетически-абулический – пассивность пациентов с органическим поражением лобных отделов мозга. Синоним: Синдром сломанного пера.

Симптом аллегорической речи (греч. allegoria – иносказание) – термин N. Neisser, обозначает тенденцию сообщать о чём-либо иносказательно и кратко, нередко одним словом. Е. Блейлер (1920) называет это расстройство симптомом коротких ассоциаций и указывает, что чаще оно встречается у пациентов с шизофрений.

Симптом ассоциированного Я – проявление апперсонализации (см.), при котором Я пациента как бы расширяется путём идентификации индивида с одним и более реальным или воображаемым человеком. Такой пациент чувствует, что в нём содержится не только его Я, но и то, что он считает сущностями других людей. Иногда симптом смыкается с феноменом множественной личности, так как пациент некоторое время может ощущать себя в роли то одной, то другой личности, которую он воспринимает как часть самого себя.  

Симптом видимых мыслей – характеризуется сопровождением мысленных представлений конкретными визуальными образами аналогичного содержания. Напоминает сновидения, в которых, правда, сама мысль не осознаётся, а её место занимают образы разной модальности.

Симптом Виммера-Штерна (1926-1927) – припадки насильственного крика с опущенными вниз глазами в сочетании со спастическими явлениями у лиц, перенесших энцефалит.

Симптом витальной тоски – ощущение душевной боли у пациентов с меланхолической депрессией (K. Schneider). Пациенты описывают такую боль как равнозначную физической и локализуют её чаще в области сердца. Термин «витализация депрессии» часто расширяют, обозначая им нарушения витальных функций, обычно свойственных депрессии (расстройства сна, аппетита, либидо, симптомы вегетативной дисфункциии др.). 

Симптом вкладывания мыслей – ощущение пациента, будто ему со стороны «вкладывают», «вколачивают в голову» «чужие мысли» или «мысли других людей».

Симптом включения (Mayer-Gross, 1936) – признак конструктивной апраксии, состоит в том, что пациент использует образец (рисунок, фигуру) не в качестве модели, которой он должен следовать, а объекта, в который он вносит какие-то изменения согласно тому, как он понимает задание. Автор наблюдения объясняет это страхом, который пациент испытывает перед пространством, отделяющее его от образца. Синоним: Симптом смыкания с моделью (G.Ajuriaguerra).

Симптом внушённых галлюцинаций – обманы восприятия, возникающие под влиянием внушения. Например, симптом Рейхардта (см.), симптом Ашаффенбурга (см.), симптом Бехтерева (см.) и др. Обычно имеются в виду внушенные оптические, слуховые и тактильные галлюцинации у пациентов с белой горячкой.

Симптом воздушной подушки (Dupre) – признак кататонии, когда пациент лежит на постели с поднятой над подушкой головой и оказывает сопротивление усилиям со стороны положить голову на эту подушку.

Симптом волоса (Вассерман, 1941) – мнимое ощущение присутствия волоса (нити) у пациентов при интоксикации тетраэтилсвинцом. Подобные галлюцинации свойственны многим психическим расстройствам, включая эндогенные. Например, больная с паническими атаками постоянно ощущает в глотке наличие «слизи», и это беспокоит её значительно сильнее, чем депрессия и приступы страха.

Симптом враждебности к семье (Желиховский, 1935) – парадоксальная враждебность к близким людям, которые более других заботятся о пациенте. Обычно свойственна подросткам, страдающим шизофренией. Связана, вероятно, с утратой способности осознавать позитивные эмоции и чувства. После окончания болезненного состояния родственные чувства в той или иной степени восстанавливаются.

Симптом всемогущества мысли – расстройство, при котором пациенты считают, что их мысли немедленно или спустя какое-то время с фотографической точностью воплощаются в реальность.

Симптом вторичный – 1. расстройство суждений и поведения, психологически выводимое из другого психического нарушения. Например, пациент с бредом преследования начинает подозревать в недобрых намерениях персонал отделения, так как и в больнице ему так же плохо, как и дома, где его «травили»; 2. симптом психического расстройства, связанный с более глубоким нарушением, который непосредственно себя никак не обнаруживает. Например, психическое расщепление, проявляющееся рядом симптомов, по которым, собственно, и можно установить факт расщепления. 

Симптом выпадения – признак выпадения или угасания какой-либо функции. Например, амнезия – выпадение памяти.

Симптом вытягивания мыслей – ощущение пациента, будто его мысли «вытягивают», «вытаскивают», «крадут». Возникает, повидимому, в связи с нарушением самоосознавания: то, что говорят окружающие, пациент воспринимает так, будто перед тем он думал о том же и точно таким же образом. См. Галлюцинации памяти рефлекторные.

Симптом Ганзера – истерическое мимо-говорение, когда ответы на самые простые вопросы нарочито нелепы, но даются в плане вопроса (например, снег –«синего цвета»).

Симптом Гартмана – утрата ориентировки в правом-левом при очаговом левополушарном повреждении.

Симптом гвоздя – считавшийся ранее истерическим феномен, при котором пациент ощущает острую боль, пронизывающую его тело в определённом направлении. См. Сенестопатии.

Симптом гетерономный (греч. heteros – иной, другой; nomos – закон) – термин К.Клейста, обозначает симптом, проявления которого не имеет прецедента в том, что свойственно нормальной психологической функции. Это, например, галлюцинация, бред, которым не свойственны плавные переходы от норме к патологии.

Симптом гомономный (греч. homos – тот же самый, nomos – закон) – термин К.Клейста, обозначает симптом, который является усилением или ослаблением нормальной психологической функции и не имеет чёткой границы с тем, что не относится к патологии.

Симптом граммофонной пластинки (Мayer-Gross, 1931) – безостановочное и многократное повторение пациентом произнесённого им самим слова (фразы или нескольких фраз). Число повторений достигает 9-10 и более. Характерный признак болезни Пика. Синонимы: Стоячие обороты речи, Симптом курантов.

Симптом двойника (Гиляровский, 1922) – чувство удвоения тела или какой-то его части, при этом «двойник» ощущается находящимся в непосредственной близости от пациента. Симптом описан при сыпнотифозном делирии. Аналогичное ощущение мнимого удвоения тела часто наблюдается при нарушениях самоосознавания иного генеза. См. Редупликация самоосознавания.

Симптом диссоциированного Я – вариант нарушения самоосознавания, при котором собственное Я воспринимается раздробленным на два функционально активных фрагмента и более, при этом все эти личностные субструктуры ощущаются как принадлежащие самому себе (Жмуров, 2008). Например, «одно Я» действует, «второе Я» наблюдает за этими действиями, «третье Я» их осуждает, а «четвёртое Я» - одобряет. Не смешивать с феноменом множественной личности и психическим расщеплением.

Симптом завершения фразы (Stengel, 1935) – проявление кататонические эхолалии (см.), при котором пациент, повторяя неоконченную фразу врача, добавляет от себя её окончание.

Симптом запойного чтения (Вроно, 1971) – болезненная («сверхценная») увлечённость чтением у подростков, страдающих шизофренией. Характерно, во-первых, что пациенты читают литературу, к пониманию которой они не готовы, и, во-вторых, уделяют чтению всё время, забрасывая при этом основные свои дела. Чаще всего пациенты читают книги по философии, психологии, психопатологии, эзотерике, пытаясь найти там ответы на личные проблемы, возникшие в связи с заболеванием.

Симптом зеркала Abely (1927) – болезненная потребность пациентов с идеями физического недостатка разглядывать себя в зеркале. Мотивация такого разглядывания не очень ясна. С одной стороны, пациенты так ведут себя подобно больным с интерпретативным бредом, которые включают в бредовую структуру все впечатления, которые её укрепляют. С другой стороны, пациенты пытаются отторгнуть своё изображение от себя. Например, из «ненависти» к нему, они могут разбивать зеркала и вообще всё то, что способно отражать свет.

Вернуться к Содержанию