РЕЧЕ-РОДО

Речевое действие или внутриречевое действие (speech act and illocutionnary act) – любое социальное действие, выполняемое на основе произнесения (например, обещание, согласие, проклятие).

Речевое новообразование – см. Неологизм.

Речевое расстройство – общее название ряда нарушений речи. Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами, например, заиканием, и расстройствами, имеющими органическую основу (например, афазией). Другие исследователи различают такие расстройства, которые затрагивают лингвистическое функционирование (например, дизартрию) и те из них, которые касаются коммуникативного функционирования (например, голосовые расстройства). Некоторые авторы выделяют в отдельную категорию патологии восприятия речи (например, алексию), в то время как другие этого не делают, полагая, что чистые нарушения восприятия, не обнаруживающие никакоей недостаточности в продуцировании речи, являются редкими.

Речевое расстройство врождённое – любое расстройство речи, которое возникает в результате некоторого события, происшедшего до или во время рождения (например, связанного с церебральным параличом или с расщелиной нёба).

Речевое расстройство приобретённое – любое расстройство речи, возникшее вследствие патологического процесса, происшедшего после рождения (например, афазия). 

Речевой автоматизм – непроизвольное, насильственное говорение, впервые описанное В.Х. Кандинским. Признак диссоциации личности, когда речью завладевает ставшая чуждой Я пациента субличность. Симптом психического автоматизма. Синоним: Глоссолалия.

Речевой акт – способ выражения речью того, что индивид намерен сообщить или слелать с помощью слов. Распространёнными речевыми актами являются: 1. комиссивы (класс речевых актов, в которых индивид принимает на себя некие обязательства, например, это обещание); 2. директивы (речевой акт, посредством которого индивид пытается заставить кого-то другого сделать что-либо для себя; например, говорит:»Пожалуйста, закройте дверь»; 3. экспрессивы (речевые акты, в которых выражаются свои переживания); 4. репрезентативы (речевые акты, в которых высказывают собственные мнения. Например, я думаю, что..). Изучение речевого акта обычно рассматривается как часть большей области – прагматики.

Речевой блок – кратковременная неспособность говорить, форма заикания.

Речевой эмбол (греч. embolos – клин, затычка) – вариант речевой стереотипии при моторной афазии, то есть повторение одного и того же слова или фразы в разных ситуациях. Предполагается, что это то слово или фраза, которые пациент хотел и не успел сказать в момент наступления инсульта. Пациент при этом вариирует жесты и мимику, как если бы он ясно осознавал, что именно пытается сказать.

Речевые зоны (центры) – те области мозговой коры, повреждение которых вызывает нарушения устной и/или письменной речи и их понимание. Обычно имеются в виду центры Брока (моторная афазия) и Вернике (сенсорная афазия). Это не следует понимать так, будто соответствующие лингвистические функции сосредоточены именно в указанных нервных центрах.

Речи дефект – свободное значение – любое нарушение речи.

Речи синтезатор – устройство, которое может производить речеподобные звуки (синтетическую речь).

Речь – использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование мышления и формирование сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную и письменную. Основные функции речи: 1. коммуникативная (обеспечивающая процессы общения); 2. умственная (обеспечивающая процессы формирования мыслей); 3. сигнификативная или номинативная ( обеспечивает обозначение предметов, событий, явлений). Различают также два аспекта устной речи: монологическую (речь для себя) и  диалогическую (речь для других). Считается, что последняя форма речи при психических расстройствах страдает в первую очередь (например, пациент прежде всего теряет способность к диалогу).

Речь автоматизированная – навыки речи, используемые без того, чтобы прилагать какие-то усилия во время чтения, разговора.

Речь внутренняя – речь, используемая в процессах мышления, «речь минус звук» (Рубинштейн, 1946), не имеющая обычно законченной, словесно завершённой структуры, как это свойственно внешней речи.

Речь вычурная – витиеватая речь, с использованием претенциозных и громоздких оборотов, малоупотребительных слов и выражений, неуместных и не подходящих к данной ситуации, и банальным, ничем не примечательным содержанием.  Обычно сопровождает нарушение мышления в виде резонёрства.

Речь зеркальная – произношение и/или написание слов и предложений в обратном порядке, с их конца.

Речь импрессивная (лат. impressio – выразительное впечатление) – восприятие и понимание индивидом значения обращённой к нему речи или находящегося перед ним текста. Страдает при сенсорной афазии. Синоним: Речь сенсорная.

Речь мимико-жестикуляционная – «невербальная» речь, коммуникации, основанные на использовании жестов, мимики, поз, интонаций голоса, контекста.

Речь монотонная – недостаточное использование просодических компонентов речи, отчего слов и фразы как бы не отделяются друг от друга и образуют непрерывный поток.

Речь обстоятельная – речь, в которой проявляется чрезмерная обстоятельность мышления, то есть неспособность различать главное и второстепенное в содержании высказываний.

Речь олигофазическая (греч. oligos – малый, phasis – речь) – речь, отражающая малый запас слов или его обеднение.

Речь ономатопоэтическая – использование вместо слов мимических эмблем (например, вместо слова «собака» пациент говорит «гав-гав»). Наблюдается при истерическом пуэрилизме, а также шизофренической манерности.

Речь парадоксальная – речь, отражающая нарушения логического мышления, особенно амбивалентность мышления.

Речь персевераторная (лат. persevero – упорно держатся, продолжаться) – речь, отражающая тенденцию к пересерации, когда пациент повторяет предыдущий свой ответ на обращённые к нему последующие вопросы. Обычно бывает при оглушении сознания.

Речь пуэрильная (лат. puerilis – детский) – речь взрослого человека, напоминающая детскую (сюсюкание, картавость, искажения слов), при этом пациент может говорить о себе в третьем лице. Характеризует состояния пуэрилизма (истерического психоза с регрессией поведения и речи к уровню детского развития).

Речь рифмованная – речь с тенденцией рифмовать слова без какой-либо надобности в этом. Иногда пациенты рифмуют свои высказывания и высказывания других людей в сновидениях.

Речь скандированная – нарушение речи, при которой она замедлена, а слова чётко разделены («разрублены») на слоги. Типична для рассеянного склероза.

Речь слащавая – речь с неумеренным использованием уменьшительно-ласкательных слов и выражений. Свойственна эпилептоидам и пациентам с эпилепсией.

Речь эгоцентрическая (лат. ego – я, centrum – центр) – термин Ж.Пиаже, обозначает детскую речь, которая обслуживает внутренние функции ( освоение речи, самоконтроль). Проявляется эхолалией (повторением речи окружающих людей), монологом (речевым сопровождением собственных действия) и коллективным монологом (ни к кому не обращённой речью в присутствии других людей). При патологии (аутизм, кататония, атрофические процессы) появляются сходные формы речи, что связано, предположительно, с процессом регрессии (обратного развития). 

Речь эксплозивная (лат. explodo – извергать с шумом) – аритмичная речь, когда на фоне задержек и растягивания звуков время от времени происходят «словесные выбросы», то есть ускорения речи с излишне громкой вокализацией. Наблюдается при поражении мозжечка.

Речь экспрессивная (лат. expressio – выразительность) – произнесение слов и фраз при выражении своих мыслей, чувств, побуждений. Страдает при моторной афазии и аграфии. Синоним: Речь моторная.

Решающий эксперимент (experimentum crucis) – любой эксперимент, позволяющий определённо и однозначно установить правильность или ошибочность гипотезы. В психологии почти всегда является иллюзией, ибо всегда или почти всегда получается так, что новые данные скрывают в себе новые загадки.

Решительность – черта личности, характеризующая способность принимать на себя ответственность за принимаемые решения и тенденцию продвигаться вперёд к собственной цели, несмотря на препятствия и осложнения.

Рибонуклеиновая кислота (РНК) – сложная молекула, составленная из последовательности 4-х нуклеотидных оснований (аденина, гуанина, цитозина и урацила), присоединённых к сахарофосфатному «основанию» (особенно к рибозе, откуда и производится название). Мессенджер РНК (m-РНК) копируется с одной стндартной дезоксирибунуклеиновой кислотой (ДНК) и поставляет генетическую информацию от части хромосомы к рибосоме, где транспортная РНК (t-РНК) координирует объединение соответствующих аминокислот в ферменты, определяющие специализацию клетки.

Рибосома – маленькая структура, имеющаяся во всех клетках и выполняющая функцию участка для синтеза белка.

Рибо (Рибота) закон – обобщение, согласно которому прогрессивная потеря памяти определяется ходом эволюции, то есть эти процессы зависят от филогенетически более старых структур, остающихся незатронутыми. См. Закон Рибо и Джексона принцип (являющийся более общим).

Ригидность (лат. rigidus – жёсткий, твёрдый) – 1. в физиологии – состояние сильного мышечного напряжения; 2. в теории личности – черта, характеризующаяся когнитивной, перцептивной и/или социальной инертностью, инвариантностью или негибкостью. Часто бывает следствием органического поражения головного мозга, в частности, эпилепсии.

Ригоризм (лат. rigor – твёрдость, строгость) – в психопатологии - непреклонное, слепое и неадекватное соблюдение неких принципов, правил, преимущественно в вопросах нравственности. Признак аутизма.

Рикко закон – обобщение, согласно которому для очень маленьких областей сетчатки (то есть меньше 10 сек. дуги) абсолютный порог чувствительности обратно пропорционален стимулируемой области. Применим также в тепловым порогам кожи.

Риккельса-Даунинга шкала депрессий (Rickels, Downing, 1972) – шкала для оценки клинической структуры и степени выраженности депрессивного расстройства настроения. Учитывает 32 симптома расстройства (настроения, психомоторики, мышления, соматики), группирующихся соответственно 6 ортогональным факторам (например, беспокойства, заторможенности, враждебности и т.п.).

Рингеля пресуицидальный синдром (Ringel, 1953) – симптомокомплекс, в котором выражается суицидальная готовность в сложных ситуациях («суицидопатия»). Имеется в виду «ограничение психической жизни», проявляюшееся торможением внешней агрессии и преобладанием аутоагрессивных тенденций (желанием смерти, фантазиями на темы смерти  и т.п.). Может быть проявлением психиатрического расстройства. Длительность указанного состояния составляет от нескольких минут до ряда недель и месяцев.

Рипофобия (греч. rhypos – грязь, phobos - страх) – навязчивый страх грязи, нечистот.

Риск – гипотетическое измерение личности, отражающее степень, в которой индивид произвольно предпринимает действия, включающие значительную вероятность проигрыша.

Риски – факторы, которые повышают вероятность того, что развитие отклонится от своего нормального курса и приведёт либо к клинически значимому проблемному поведению, либо к психопатологии.

Рисперидон (Рилептид, Рисдонал и др.) – «атипичный» антипсихотик с выраженным седативным, гипотермическим и противорвотным действием. Показан при лечении психических расстройств с продуктивной и/или дефицитарной симптоматикой, нарушениями поведения с агрессивностью при деменции и умственной отсталостью.

Ритансерин – умеренный тимоаналептик с анксиолитическим и гипнотическим действием. Назначается при лечении анергических депрессий, астении, тревожной депрессии с обсессивно-фобическим синдромом, а также для коррекции дефицитарной симптоматики при шизофрении.

Ритм (греч. rhythmikos – равномерный, соразмерный) – регулярное повторное возникновение модели событий, особенно с однородной системой тактов, ударений или группируемых последовательностей. Ритм и ритмические структуры важны как мнемонические средства. Например, 7-значный номер телефона обычно кодируется ритмично как 111 (пауза) 1111 или 111 (длинная пауза) 11 (короткая пауза 11.

Ритуал (лат. ritualis – обрядовый) – 1. вообще – любая последовательность действий или моделей поведения, которая является высоко стилизованной, относительно ригидной и стреотипной; 2. культурно или социально стандартизованный набор действий, определяемый традицией (обычно религиозной, магической или националистической) и почти или совсем не обнаруживающей никаких изменений от раза к разу; 3 часто повторяемая модель поведения, которая имеет тенденцию возникать в определённое время (например, утренний ритуал умывания); 4. довольно сложный, стереотипный набор моделей поведения, которые, возможно, имели функциональное происхождение, но которое более не является очевидным; 5. в психопатологии – иррациональные, повторяющиеся модели поведения, наблюдаемые при обсессивно-компульсивном расстройстве. См. Навязчивости.

Робина синдром (Robin, 1929) – генетическая патология с аутосомно-рецессивным типом наследования. Характеризуется триадой признаков: 1. глоссоптоз в сочетании с другими аномалиями полости рта, нередко приводящий к нарушениям дыхания; 2. микроцефалия; 3. умственная отсталость.

Род – 1. в биологии – классификация, включающая родственные виды; 2. в Аристотелевой логике – широкая категория, содержащая подклассы видов.

Род занятий – 1. – призвание (в теологических текстах); 2. работа, которая позволяет заработать на жизнь; 3. любая деятельность, которой человек занят.

Роджерианский – имеющий отношение к теориям и клинической практике К. Роджерса. См. Клиент-центрированная терапия.

Родительское поведение – характеристика поведения родителя (отца или матери) или обоих родителей.

Родовая травма – 1. любая травма, полученная ребёнком во время родов; 2. в теории О.Ранка – психическая травма ребёнка в результате его стремительного «изгнания» из лона матери во враждебный и полный опасностей внешний мир. Выяснить влияние такой травмы на последующее развитие пока невозможно, для сравнения необходимы индивиды, которые были бы  «не рождены женщинами», а изначально находились вне материнского чрева.

Вернуться к Содержанию