Реакция бегства – психиатрический термин, обозначает внезапный и непредвиденный уход из дома человека, который принимает новую идентификацию где-то в другом месте. При этом воспоминания о прежней жизни амнезируются, а после выздоровления забываются события болезненного периода. Синоним: Диссоциативное психогенное бегство.
Реакция годовщины – депрессивная реакция на прошлое событие в день его годовщины. Например, это день смерти любимого человека.
Реакция группирования со сверстниками – стремление детей и подростков включаться в группы, объединённые неформальными отношениями. Это нормальное явление для большинства детей. Согласно О.В.Кербикову (1968), патологическим реакциям данного типа особенно подвержены педагогически запущенные дети из неблагополучных семей. В таких группах дети и подростки нередко приобщаются к наркотикам, сексуальным отклонениям, к актам криминальной агрессии и другим формам антисоциального поведения. В некоторых странах подростковые криминальные группы превратились в более чем серьёзную социальную проблему.
Реакция депрессивная – то же, что психогенная или реактивная депрессия.
Реакция имитации – термин В.В.Ковалёва, обозначает подражательное поведение детей и подростков. Нередко приобретает патологический характер, если ребёнок подражает какому- антигерою и такое поведение приобретает характер невротического или поведенческого расстройства.
Реакция ипохондрическая – преувеличенные опасения за своё здоровье, возникающие в связи с неадекватным информированием о патологии и обычно свойственные астенической или тревожной личности. Такие реакции могут возникать в связи с некорректным поведением медицинского персонала, а также неадекватными страхами родителей при заболевании ребёнка.
Реакция истерическая – обычно имеются в виду истерические психозы, во время которых психотравмирующая ситуация на некоторое время замещается болезненными проявлениями (например, мнимой ситуацией благополучия после какого-то несчастья).
Реакция компенсации и гиперкомпенсации – термин В.В.Ковалёва (1979),обозначает преходящие расстройства поведения детей и подростков. Предполагается, что психологической основой таких реакций является стремление избавиться от чувства неполноценности. Имеются в виду компенсаторные фантазии замещающего характера, проявление показной бравады, нарушения школьной дисциплины, приписывание себе проступков других людей, самооговоры и др. Реакции компенсации не являются патологическими в том смысле, что поведение ребёнка остаётся в просоциальном русле.
Реакция личностная аффективная параадаптивная – термин К.Заимова (1981), обозначает неадекватные поведенческие реакции, вызванные аффективным напряжением. Некоторые из таких реакций феноменологически близки к механизмам защиты в психоаналитическом понимании. Например «компенсаторные реакции» аналогичны реакции смещения (интерес или действия с одного объекта или вида деятельности переводится на другой таким образом, что последний становится эквивалентом или заместителем предшествующего) а «реакции инверсии» - формированию реакции.
Реакция мнимой смерти – термин Э.Кречмера (1920), обозначает примитивную («гипобулическую») реакцию в виде обездвиженности, ступора. Например, истерический ступор, ступор во время аффективно-шоковой реакции.
Реакция на гражданские катастрофы – общее название психических и поведенческих нарушений, вызванных сильным стрессом в результате больших катастроф (землетрясение и т.п.).
Реакция промахивания – 1. неспособность пациента точно ставить палец на некоторую указанную поверхность его тела. Симптом неврологической патологии (мозжечковой дисметрии; 2. тенденция указывать дальше определённого места, возникающая после быстрых вращательных движений всего тела. Признак нормального функционирования вестибулярной системы.
Реакция, обусловленная формирующимся сексуальным влечением – термин А.Е.Личко (1977), обозначает недостаточно чёткую ориентацию сексуального влечения у подростков (мастурбация, беспорядочные половые связи, преходящие гомосексульные тенденции и др.).
Реакция оппозиции – то же что реакция протеста.
Реакция отказа – реакция детей, которые оказались разлучёнными с родителями. То же, что депрессия анаклитическая. Этот специфический депрессивный синдром характеризуется медленным развитием и такими поведенческими проявлениями, как замкнутость, плаксивость, печаль, апатия и неподвижность, плохой cон и аппетит, а в некоторых случаях агрессивное поведение и даже самоубийство (Pfeffer, 1996; Hammen, Rudolph, 1996; и др.)
Реакция отрыва – обозначение психических и поведенческих нарушений, возникающих у индивидов при длительной изоляции их от коллектива и привычной окружающей обстановки. Наблюдаются аффективная напряжённость, возбуждение, беспокойство, страх, иногда, напротив, беспричинное веселье.
Реакция параноидная – бредовые идеи преследования со слуховыми иллюзиями и галлюцинациями персекуторного содержания, возникающие в ситуациях реальной опасности у пациентов с преимущественно с параноидным расстройством личности.
Реакция параноическая – термин А.Н.Молохова (1940), обозначает психотическую реакцию со сверхценными и бредовыми идеями (чаще ревности, сутяжничества) у пациентов с эпилептоидными чертами личности. Автор термина указывает на возможность того, что параноическая реакция является началом параноического развития личности.
Реакция патохарактерологическая – термин В.В.Ковалёва, обозначает нарушение поведения у детей и подростков с социально-психологической дезадаптацией, сопровождающееся невротическими и соматовегетативными расстройствами. Длительность нарушения составляет недели и месяцы, иногда годы. Часто приводит к психопатическому развитию и патохарактерологическиму формированию личности.
Реакция последнего мгновения – термин К.Клейста, обозначает следующий симптом кататонии: пациент начинает говорить, когда врач собирается уйти, но тут же умолкает, если врач попорачивается к нему, После этого из пациента «уже ничего невозможно вытянуть».
Реакция примитивная – термин Э.Кречмера (1922), обозначает поведенческое нарушение, обусловленное «гипобулическими» механизмами. Её клиническими вариантами являются реакция паники и бегства, реакция мнимой смерти или аффективного ступора.
Реакция примитивная бредовая – реакция страха, во время которой происходящее вокруг него пациент интерпретирует «бредовым образом». Например, страх ареста влечёт появление «психогенных» бредовых идей отношения и преследования.
Реакция протеста или реакция оппозиции – термины В.В.Ковалёва (1979), обозначают ряд поведенческих нарушений у детей и подростков, возникающих в психотравмирующей ситуации. Автор термина различает: а) характерологические реакции – непослушание, грубость, вызывающее и иногда агрессивное поведение у эмоционально возбудимых детей; 2. патохарактерологические реакции – агрессивное, вплоть до жестокости поведение с выраженными вегетативными нарушениями. Такие реакции часто повторяются, фиксируются, так что нарушение поведение приобретает устойчивый «привычный» характер; 3. реакции пассивного протеста – элективный мутизм, уходы из школы и дома, суицидные тенденции.
Реакция псевдоаффективная – симптом кататонии, когда имитируются выражения бурных эмоций, однако собственно эмоции остаются заторможенными (Снежневский, 1970).
Реакция ситуационная – термин A. Homburger, обозначает поведенческое расстройство, которое длится всё время, пока сохраняется психотравмирующая ситуация.
Реакция психическая личностная – вариант психогенной реакции, в формировании которой значительную роль играют преморбидные качества личности.
Реакция сутяжная – вариант параноической реакции с преобладанием сутяжного поведения.
Реакция снятия тревоги – в бихевиоризме – приобретённая оперантная реакция, которая может быть использована для преодоления страха и тревоги. Например, это произносимое вслух или мысленно слово «расслабься», которое ранее совпадало с прекращением болезненного стимула.
Реакция тимопсихическая – термин Е.Блейлера, обозначает «примитивную» реакцию, протекающую со страхом, депрессией, реактивными характерологическими изменениями.
Реакция увлечения – термин А.Е.Личко (1973), обозначает чрезмерно интенсивные и односторонние («сверхценные») увлечения подростков, которые могут повлечь нарушения поведения и социальную дезадаптацию (ухудшение учёбы, контакты с сомнительными людьми, правонарушения и др.). Это, к примеру, азартные игры, занятия спортом, коллекционирование, особые диеты и др. Синоним: Хобби-реакции.
Реакция фиксированная – реакция на психотравмирующую ситуацию, принимающая длительный характер в связи с образованием сверхценных идей. Нередко предваряет параноическое развитие личности.
Реакция характерологическая – термин В.В.Ковалёва, обозначает неболезненное поведение детей в определённой, неадекватной для них ситуации, создаваемой взрослыми. Не приводит в дезаптации в других сферах межличностных отношений и не сопровождается соматовегетативными нарушениями.
Реакция шизофренная (шизофреническая) – общее название реактивно возникающих болезненных состояний с шизоформной симптоматикой. Имеются в виду: 1. соматогенно и психогенно обусловленные реакции с шизофреноподобными симптомами, по E. Popper (1920); 2. шизоидный тип реакции, то есть соматогенные и психогенные реакции шизоидной личности, по E. Kahn (1921); 3. шизомания H. Glaude (1923) – острые и преходящие психотические шизоформные реакции у «шизоидных психопатов»; 4. психогенно-невротические реакции с шизофренной симптоматикой, описанные E. Speer (1933); 5. «острая шизофрения» A. Meyer (1952); 6. экзогенно (в том числе и психогенно) спровоцированные психотические приступы с началом по типу «острой шизофрении» с благоприятным прогнозом, развивающиеся у лиц, не обнаруживающих в преморбиде признаков шизоидии, по G. Langfeldt (1939).
Реакция экзогенного типа острая – острое психотическое состояние, возникающее в ответ на экзогенную вредность, но определяющееся, в конечном счёте, влиянием ограниченного числа внутренних или промежуточных патогенных факторов (Bonhoeffer, 1908, 1910). К. Бонгеффер выделил 5 видов неспецифической реакции мозга на разнообразные экзогенные вредности: оглушение, делирий, аменцию, сумеречное помрачение сознания (эпилептиформное возбуждение) и острый галлюциноз. Позднее он расширил этот перечень рядом других нарушений, таких, как маниоформный, депрессивный, кататоноформый и параноидный синдромы, а также эмоционально-гиперестетический (астенический) синдром. Синоним: Острый психосиндром.
Реакция эмансипации – термин Н.Я.Иванова (1973), обозначает гипертрофированное стремление подростков к самостоятельности от родителей, например, уход из дома и бродяжничество.
Реакция эпилептоидного типа – термин П.Б.Ганнушкина (1927), обозначает дисфорические, нередко длительные (недели, месяцы) и повторяющиеся реакции на неблагоприятные жизненные ситуации личностей эпилептоидного круга.
Реализм (лат. realis – вещественный) – 1. философская позиция, соглано которой реальность физического мира не зависит от восприятия и сознания человека (в противоположность идеализму); 2. философская теория, согласно которой абстрактные понятия имеют смежное с материей реальное существование и, таким образом, они доступны для эмпирического изучения (в противоположность номинализму); 3. установка, обычно характеризующаяся как признание того, что имеются пределы влияния, которое кто-то из людей может оказывать на окружающий мир. Термин противопоставляется «консерватизму», склонности противостоять изменениям, и «идеализму», который игнорирует вопросы прагматики; 4. термин Ж.Пиаже, характеризует убеждение маленького ребёнка, что его перцептивное направление сходно с таковым у других людей; например, если ребёнок может видеть фотографию, которую держит взрослый, ребёнок думает, что и этот взрослый видит её, как и он сам. Синоним: Эгоцентризм.
Реальности оценка – 1. вообще – любой процесс, посредством которого организм систематически определяет рамки своего поведения, которые накладываются окружением; 2. набор перцептивных, когнитивных и сенсомоторных актов, который позволяет человеку определить его связь с внешним физическим и социальным миром. Подразумевается, что человек определяет таким образом, как далеко он может зайти в воздействие на окружающую среду в своих попытках изменить объективные события и процессы. В детстве это рассматривается как необходимый аспект когнитивного развития и социализации. Нарушение оценки реальности в этом смысле у взрослых считается признаком психотического расстройства; 2. в психоанализе – набор функций Эго, которые позволяют индивиду различать субъективные впечатления и внешнюю реальность, а также приспосабливать субъективные компоненты к ограничениям со стороны объективной окружающей среды. Бред и галлюцинации в данном контексте рассматриваются как неспособность к адекватной оценке реальности.
Реальности принцип – 1. в психоанализе – познание ребёнком реальной окружающей среды, возрастающая осведомлённость относительно её требований и потребность соответствовать последним; 2. в теории речевого акта – допущение, что говорящий сообщает о реальных вещах и событиях.
Реальность – 1. объективно существующее явление, то, что есть в действительности, действительность; 2. те аспекты физического мира, которые являются непосредственно или опосредованного измеримыми, то есть реальность есть то, что может быть публично и надёжно измерено; 3. физический мир и те теоретические конструкты человека, которые являются выводимыми или поддающиеся толкованию с помощью логической индукции или теоретического анализа; 4. в самом широком толковании – всё, что является, по мнению индивида, реальностью.
Реаптейк – процесс обратного захвата нейротрансмиттера пресинаптической мембраной.
Ребокситин – тимоаналептик с психоактивирующим действием. Показан для лечения депрессивных состояний разного генеза с тоской, заторможенностью, апатией, адинимией, а также в целях профилактики депрессивных приступов.
Реверсивная фигура (лат. reversus обратный) – см. Фигура реверсивная.
Реверсивность – свойство серии операций, которое позволяет, изменяя их порядок, восстановить первоначальное состояние. В теории Ж.Пиаже понимание детьми этого принципа является элементом в становлении операции сохранения.
Реверсирования ошибки – ошибки при чтении и в письме, характеризующиеся перестановкой символов. Синоним: Парафазия литеральная.
Реверсия – 1. вообще – действие обращения; 2. в генетике – повторное появление рецессивной генетической черты, которая не была представлена в фенотипе одного или нескольких поколений; 3. свободное значение – регрессия.