Образование – процесс обучения, в котором индивид познаёт скрытые, фундаментальные связи между объектами, событиями и явлениями, постигает «образ» мира и самого себя.
Образование противоположной реакции – в психоанализе – формирование реакции, противоположной подлинному отношению индивида к кому- или чему-либо. Обычно наблюдается чрезмерная подчёркнутость в выражении чувств и в поведении. Например, враждебность к ребёнку скрывается за преувеличенной заботой о нём. Рассматривается в качестве защитного механизма от неприемлемых побуждений и чувств.
Обратная ассоциация – в ассоциативном эксперименте - установление связи межу одним пунктом из списка и предшествующим пунктом или пунктами. Обратные ассоциации считаются более слабыми, нежели прямые.
Обратная связь – 1. в технике – информация о протекании процессов в системе; например, спидометр сигнализирует о скорости движения машины; 2. в кибернетике – информация, используемая системой в процессах саморегуляции; например, холодильник сам включается или выключается по показаниям датчика температуры; 3. в исследованиях сенсорно-моторных процессов – информация, обеспечивающая кинестетическими сообщениями из мышечных рецепторов и необходимая для адекватного выполнения движений тела. Синоним: Обратная афферентация; 4. в теории научения – любая информация относительно адекватности реакции. Термин заменяет выражение «подкрепление», принятое в бихевиоризме; 5. в социальной психологии – любая реакция среды (особенно других людей), которая служит основой для будущих действий. Синонимы: Петля обратной связи, Кругооборот обратной связи.
«Обратные кадры» (flashback) - 1. спонтанное возобновление образов воображения, галлюцинаций, вызванных приёмом химического вещества после того, как этот приём был прекращён. Например, «обратные кадры» могут возникать спустя год после прекращения приёма ЛСД; 2. в психиатрии – непроизвольное и стереотипное воспоминание наяву или в сновидениях элементов стрессовой ситуации на протяжении длительного времени, симптом посттравматического стрессового расстройства. Синоним: Обратная вспышка, Флешбек; 3. появление в новом приступе болезни симптомов, идентичных тем, которые возникали в предыдущих. Например, спустя годы возникают точно такие же галлюцинации (тот же голос, такие же точно фразы, одинаковое содержание, в то же время).
Обращение – 1. в психоанализе – обращение инстинкта в его противоположность; например, садизм обращается в мазохизм; 2. приобщение к религиозной вере; 3. включение в ситуцию воздействия извне; 4. в эксперименте – манипуляция или процедура, которой подвергается участник эксперимента.
Обряд – 1. культурно определяемый способ проведения церемонии; 2. иногда – ритуал.
Обсессивное мышление (obsession thinking) – в психоанализе – способ мышления с тенденцией к построению чрезвычайно абстрактных высказываний, предназначенных примирить противоречия, и продуцированию утверждений, которые соединяются, как правило, союзом «но» и обычно исключают друг друга. В других случаях все утверждения могут сопровождаться множеством исключений, условий и намёков, что даёт возможность не связывать себя сделанными высказываниями.
Обсессивно-компульсивное расстройство – психическое расстройство, включающее навязчивые мысли, чувства и действия. Образует подкласс тревожных расстройств. Имеются сведения, что обсессивно-компульсивное расстройство связано с повреждением или дисфункцией баазального ганглия, поясной извилины и префронтальной коры. См. Навязчивые явления.
Обсессивные защиты (obsessional defensens) – в психоанализе – термин обозначает защиты, имеющие общую тенденцию предохранять Эго от пагубного воздействия инстинктных сил: формирование реакции, изоляцию и уничтожение сделанного.
Обсессивный невроз – см. Невроз навязчивых состояний.
Обсессивный характер – в психоанализе – образуют такие черты: добросовестность, аккуратность, мелочность, педантизм, рациональность в сочетании с непониманием человеческих эмоций, уважение скорее к букве, нежели к духу закона, и к бюрократичности, нежели к творческим достижениям. Основанием определять эти черты обсессивными служит гипотеза, согласно которой за ними лежит тревога потерять контроль.
Обсессия (лат. obsessio – обложение, осада, блокада). См. Навязчивые явления.
Обскурантизм (лат. obscurantis- затемняющий) – враждебное отношение к образованию, просвещению, науке; мракобесие.
Обследование – выявление информации, необходимой для диагностики болезни или психологического расстройства.
Обследование нормативное – обследование, проводимое с целью определить норму некоторой переменной, показателей тестирования или паттерна поведения в большой популяции.
Обстоятельность – 1. характеристика личности, склонной принимать во внимание различные обстоятельства и тщательно обдумывать свои решения; 2. в психопатологии – особенность мышления, которая обнаруживает неспособность индивида разграничивать главное и второстепенное, а также склонность к застреванию, повторению в речи уже сказанного (говорить «вокруг да около». Обычно при этом говорят о патологической обстоятельности.
Обусловливание – в бихевиоризме - общий термин для обозначения эмпирических понятий, особенно тех, которые означают условия, при которых происходит ассоциативное научение. Обычно различают классическое обусловливание и оперантное научение. Классическое научение (тип S, реактивное, павловское) характеризуется тем, что результат испытания (безусловный стимул или БС) всегда возникает независимо от того, как отвечает организм экспериментального животного. Например, собака в ходе формирования условного рефлекса получает пищу независимо от того, выделяется слюна или нет. Оперантное научение (тип R, инструментальное, скиннеровское) результат испытания (подкрепление) сопряжён с тем, реагирует ли организм определёным образом. Например, голуби Скиннера не получали пищу до тех пор, пока они не клевали клавишу определённое число раз при соответствующих стимулах. Обусловливание используется при разработке методов лечения нарушений поведения у человека, а также психических расстройств, которые в бихевиоризме рассматриваются как результат неправильного научения.
Обучаемый умственно отсталый – ребёнок с IQ от 50 до 69, способный получить пользу от образования и инструктирования. В отличие от «тренируемого умственно отсталого», имеющего IQ от 35 до 49 и неспособного получить пользу от стандартного образования, но способного к усвоению минимального набора необходимых умений.
Обучение методу самоинструкций (self-instruction training) – когнитивный терапевтический подход Д. Мейхенбаума, обучение во время периодов стресса или физического дискомфорта ипользованию конструктивных мысленных установок, помогающих справиться с неприятными пережианиями.
Общая взаимозависимость (mutual interdependence) – ситуация, когда две (или больше) группы людей оказываются нужными друг другу и должны, опираясь на общие усилия, достичь общей для них цели.
Общая психология (греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение - направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные принципы, применимые ко всем объектам исследования – в отличие от дифференциальной психологии; 2. более широкое значение – вся психология: теории, открытия, принципы и т.д., отражённые в стандартном вводном тексте.
Общая психопатология (греч. psyche – душа, pathos – страдание, болезнь) – изучение патологических явлений психической жизни во всём их многообразии научными методами. К.Ясперс, определяя задачи психопатологии, формулирует 5 основных её аспектов в виде следующих вопросов: 1. какое значение с точки зрения заболевания имеет то обстоятельство, что человек – не животное? 2. каким образом душа может быть представлена в качестве предметной реальности? 3. что такое сознание и бессознательное ? 4. что такое внутренний мир и внешний мир? 5. что означает дифференциация психической жизни? В таком понимании общая психопатология суть самостоятельное направление научного исследования психической деятельности человека и важнейший теоретический фундамент клинической психиатрии в силу ряда утилитарных её аспектов (выделение и описание симптомов, синдромов, их систематика, механизмы симптомообразования, разграничение нормы и патологии, обоснование понятия болезни в психиатрии и др.). Практической стороне психопатологии некоторые исследователи придают наибольшее значение.
Общая способность – гипотетическая широко трактуемая когнитивная способность, которую некоторые исследователи считают основой всех специальных способностей, проявляющихся в конкретных условиях.
Общая чувствительность – 1. первоначально – тактильная чувствительность; 2. висцеральная чувствительность.
Общий адаптационный синдром – термин Г.Селье, относится к трёхступенчатой характеристике биологической реакции организма на сильный стресс. Первую стадию характеризует реакция тревоги: в фазе шока это снижение температуры тела, мышечного тонуса и АД, потеря жидкости тканями и др., а в фазе противошока – усиление продуцирования гормонов коры надпочечников и защита против стресса. Вторую, стадию сопротивления отличает восстановление функций организма, начатое в фазе противошока. Третья, стадия истощения наступает, если стресс оказался слишком сильным или длительным, в ней появляется общая модель начальной фазы шока и может наступить смертельный исход.
Общинные отношения (communal relationships) – взаимоотношения, в которых люди прежде всего обеспокоены потребностями другого человека.
Объект (лат. objectum – предмет) – 1. наиболее широкое значение – всё, что угодно; 2. в исследовании восприятия и познания – аспект окружения, который осознаётся кем-либо («стимульный объект», «объект внимания», «объект мысли» и др.); 3. цель или конечное состояние; 4. в психоанализе – личность, часть личности или символическое представление чего-либо, на что ориентированы поведение, мысли и стремления. В классической модели считается, что объект требуется индивиду для того, чтобы удовлетворить потребность. Заметим: в действительности действия индивида чаще всего бывают направлены на внешнюю, а не внутреннюю реальность, если того требует удовлетворение потребности.
Объектные отношения (object relation) – в психоанализе – термин, обозначающий эмоциональную привязанность к другому человеку.
Объект тревоги (лат. objectum – предмет) – 1. в психоанализе – объект, на который индивид переносит тревогу, первоначально вызванную другими факторами; 2. в психиатрии – «фобический объект», предмет, ситуация или существо, представленное в содержании навязчивого страха.
Объект переходный (лат. objectum – предмет) – 1. объект, используемый ребёнком как утешитель. Например, это привязанность к кукле; 2. в психоанализе – объект, рассматриваемый как «психологический мост», позволяющий ребёнку совершать переход от примитивного нарциссизма к более зрелой эмоциональной привязанности к другим.
Объекта ассимиляция (объект + лат. assimilatio – уподобление, сходство) – изменение образа объекта в памяти в течение какого-то времени. К.Юнг использует это выражение для описания изменения под влиянием потребностей личности. Гештальтпсихологи и другие теоретики памяти – для обозначения изменений следов памяти, чтобы подчеркнуть, что они приводят воспоминание об объекте в большее соответствие с тем, что является более типичным для данной категории.
Объекта выбор – в психоанализе – тип выбора объекта, на который направлено либидо. Если это объект, подобный самому индивиду, выбор называют нарциссическим, если выбор основан на отличии от индивида – анаклитическим.
Объекта катексис (катексис – неологизм, перевод на английский немецкого слова Besetzung, букв. «вложение») - в психоанализе – «инвестиция» или вложение энергии в объект, то есть в его психическое представление.
Объекта константность (лат. constantis – постоянный) – 1. тенденция объектов сохранять свои перцептивные характеристики в разных условиях наблюдения; 2. способность воспринимать объекты идентичными в различных условиях наблюдения; 3. в психоанализе – поддержание психической связи с определённым объектом. При этом (4) подразумевается, что имеется тенденция отвергать возможные замещения объекта.
Объекта понятие – в теории Ж.Пиаже – зрелое понятие объекта, которое достигается, когда ребёнок воспринимает объект как реальную физическую сущность и в том же пространстве, где находится и сам ребёнок.
Объекта постоянство – в теории Ж.Пиаже – представление ребёнка о постоянстве физического объекта, его неизменности и в том случае, если ребёнок не взаимодействует с ним.
Объекта утрата – в психоанализе – утрата психического представления объекта или связанного с ним либидо.
Объекта часть – в психоанализе – некий отдельный аспект объекта (4), играющего роль удовлетворения потребности (например, грудь, пенис).
Объективация – 1. в психоанализе – вариант проекции, когда кто-то проецирует свои чувства на другого, у кого имеются такие же чувства; 2. воплощение, выражение чего-либо в чём-то доступном восприятию.