НАСЛ-НАУЧ

Наследуемость – та степень вариативности определённой характеристики в популяции, которая может быть объяснена воздействием фактора наследственности. Коэффициент наследуемости выражает это формулой: Н= V-0 / V-1, где Н – коэффициент наследуемости, V- 0 – различия в популяции, обусловленные генетическими факторами, V-1 – общие различия. При этом подразумеваются тра важных момента. 1) Даже если значение Н приближается к единице, это не обязательно означает, что имеются  большие генетические различия между индивидами. Например, меры профилактики патологии устраняют общие различия и приводят к относительному увеличению роли генетических факторов, но это не значит, что патология является всё более обусловленной наследственностью. 2) Значение Н является характеристикой только популяции личностей и не может использоваться для оценки индивидуальных случаев. Нельзя, например, утверждать, что в росте данного индивида какое-то число сантиметров обусловлено генетически, а какое-то – факторами среды. Правильно будет считать, что в настоящей популяции распределение индивидов по росту связано с определённой ролью наследственности. 3. Никакие наблюдаемые различия между группами не могут считаться отражением генетических причин независимо от значения Н, поскольку это значение основано на распределении внутри группы, а не между группами. Например, если одна этническая группа показывает высокие значения в тесте на интеллектуальный коэффициент, а другая группа – низкие значения, это ещё не означает, что различия имеют генетическую природу.

Настойчивость – поведенческая тенденция  упорно продолжаться или сохраняться. Существует два важных отличия настойчивости от пересеверации. Во- первых, в «настойчивости» отсутствуют негативные коннотации, присущие «персеверации». Обычно настойчивость предполагает заслуживающую восхищения борьбу с противодействием. Во-вторых, «настойчивость» относится к поведению и является характеристикой волевых качеств. «Персеверация» относится к реакции на стимул, которая повторяется и некоторое время сохраняется при предъявлении иных стимулов. Синоним: Упорство. Не следует смешивать с упрямством, основанным на неспособности признавать свою неправоту.

Настоятельная необходимость – термин Г.Мюррея, обозначает те аспекты среды, которые являются эффективными детерминантами поведения. Настоятельная необходимость исходит извне и представляет свойства объектов, которые имеют непосредственное значение для индивида в его усилиях реализовать потребности, которые осознаются им как внутренние. Тем самым образуются паттерны настоятельных потребностей, в виде действий для удовлетворения потребности, вызываемой настоятельной необходимостью. Например, необходимость, порождаемая бедностью, может вызывать потребность в финансовой защищённости, и индивид, по обстоятельствам, может прибегнуть к обману, воровству, будет упорно учиться или много работать.

Настроение – относительно всеобъемлющее и устойчивое эмоциональное состояние, отражающее влияние различных факторов: конституции, состояния здоровья и самочувствия, эффективности деятельности, жизненной ситуации, самооценки. Общепризнанной типологии настроения не существует, как и надёжных методов его изучения. По аналогии с расстройствами настроения различают: 1. эутимическое (ровное); 2. гипертимическое (приподнятое); 3. гипотимическое (подавленное); 4. тревожное; 5. дисфорическое (мрачное, раздражительное); 5. апатическое (безучастное) и 6. лабильное (неустойчивое) виды настроения. Преобладающее настроение в значительной степени определяет тип эмоционального реагирования на различные ситуации, некоторые особенности мышления и поведения.

Настроение бредовое – эмоциональное состояние, предшествующее появлению в сознании пациента бредовой идеи. Бредовые идеи персекуторного содержания (с характером преследования) вторгаются в сознание обычно на фоне тревоги, неопределённого страха, растерянности, ощущения пугающей изменённости самого пациента и окружающего. Бредовые идеи экспансивного содержания проявляются («кристаллизуются») в сознании на фоне приподнятости, ожидания чего-то необыкновенно возвышенного, ощущении внутреннего просветления и радующей изменённости окружающего. Заслуживает внимания, что расстройство содержит симптомы деперсонализации и дереализации, указывая тем самым на то, что в развитии бреда определённую роль играют как аффективные нарушения, так и расстройства самовосприятия.

Настроение шизофреническое основноеэмоциональное состояние пациентов с шизофренией в период манифестации типичной для болезни продуктивной психопатологической симптоматики (галлюцинаторно-параноидной). В его описании обычно упоминаются чувство неудовольствия, тревога, утрата естественных эмоциональных реакций на происходящее, нарастающая отгороженность, ощущение обособленности от внешнего мира, другие симптомы деперсонализации и дереализации.

Настроения нарушения – категория расстройств, характеризующиеся нарушением преморбидного эмоционального равновесия или эмоционального тона до такой степени, что возникают чрезмерные и нарушающие социальную адаптацию отклонения в аффективной сфере. В МКБ-10 упоминаются: биполярные нарушения настроения, циклотимия, дистимическое нарушения, мания и депрессия. В отечественной психопатологии отмечаются, кроме того, апатия, дисфория, аффективная лабильность, тревога и растерянность.

Насыщение – состояние организма, при котором желания или мотивации предмета более не существует, так как потребность в нём была удовлетворена.

Насыщения механизмы – любой механизм, который сигнализирует организму о том, что некая потребность удовлетворена. Особенностью таких механизмов является то, что они действуют совместно с процессами предвосхищения удовлетворения потребности, даже если эта потребность является органической. Например, жажда пропадает сразу после того, как индивид выпил стакан или два воды, в то время, когда эта вода ещё не успела восполнить недостаток жидкости в клетках.

Насыщения центр – термин, иногда используемый для обозначения вентромедиальной области гипоталамуса.

Насыщенность – 1. в исследовании цвета – измерение, которое отражает чистоту или яркость цвета. Высоконасыщенный цвет ярок и богат, слабонасыщенный, напротив, воспринимается как тусклый или бледный; 2. в факторном анализе – степень, в которой любой определённый фактор коррелирует с тестом.

Нативизм (лат. nativus – врождённый) – 1. исторически – доктрина о том, что способность воспринимать время и пространство является врождённой. В крайнем выражении – о том, что способность к нормальному восприятию не зависит от опыта; эта позиция в настоящее время никем не разделяется; 2. более свободное и более современное значение: любое направление в психологии или философии, в котором подчёркивается приоритет генетического влияния на поведение и мышление над влиянием приобретённого, опытного. В центре внимания современных вариаций нативизма стоят такие проблемы, как язык и социального поведения. См. Бессознательное.

Натиск движения – термин К.Ясперса, обозначает повышенную двигательную активность маниакальных пациентов.

Натиск мыслей – термин К.Ясперса, обозначает ускоренное течение ассоциаций при мании.         

Натрий амобарбитал (sodium amobarbital, Amytal) – снотворное, используют для введения индивида в состояние сна, в котором он может будто бы лучше вспомнить забытые события.

Натрия бромид – седативное и противосудрожное средство.

Натрия оксибутират – натриевая соль оксимасляной кислоты, ноотроп.

Натура вторая (лат. natura - природа)1. в психоанализе иногда так обозначается Супер-Эго; 2. неспециальная фраза, подразумевающая, что элемент поведения или мышления является привычным, воспроизводимым почти рефлекторно.

Натурализм (лат. natura – природа) – 1. направление в искусстве, которому свойственно тщательное и бесстрастное воспроизведение потока жизни со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений, утверждение всесилия грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека; 2. внешнее правдоподобие, фотографическое копирование жизненных явлений без их осмысления, нередко также откровенное изображение физиологической стороны человеческой жизни.

Наука (от рус. «на ухо») – 1. основы знания, особенно те, которые получены в результате систематического применения научного метода; 2. область исследований или дисциплины, сосредоточенные на выведении основных принципов и общих законов; 3. Система методов и процедур для исследования естественных явлений, основанная на научных принципах; 4. сложный процесс социального производства, работа на основе предшествующего знания и преобразования его, но без единого научного метода или прямого различия между наукой в значении 2 и 3 и другими формами знания.

Наука о поведении – 1. бихевиоризм (англ. вehavior – поведение), в исследованиях которого внимание направлено, в основном, на изучение поведения животных и человека. Ортодоксальный бихевиоризм отрицает сознание и психику в целом как объект научного изучения; 2. любая наука, изучающая поведение организмов, включая психологию, социолоию, социальную антропологию, этологию и др. Часто используется как синоним «социальной науки».

Наукообразие – 1. использование в паранаучных системах внешних атрибутов научного исследования; 2. выражение недоверия к науке, к её притязаниям на решение проблем и понимание явлений.

Научение – 1. процесс усвоения знаний или фактического овладения ими, обучение; 2. в бихевиоризме – «относительно постоянное изменение потенциальной возможности реагирования, которое происходит в результате подкрепляемой практики» (Кимбл).

Научение вероятности – усвоение степеней вероятности, с которыми происходит событие.

Научение избеганию – тип научения, при котором индивид учится какой-то реакции, позволяющей избежать воздействия вредного или аверсивного (вызывающего отвращение) стимула.

Научение научению – 1. факт, состоящий в том, что при предъявлении сходных проблем испытуемые начинают решать их всё более успешно; 2. теория о том, каким образом люди или животные учатся учиться. Согласно некоторым расчётам, научение научению основывается на формировании соответствующей установки на научение.

Научение по принципу «всё или ничего» – научение, которое завершается с первой попытки успехом или неудачей.

Научение путём проб и ошибок – научение, которое характеризуется пробами и ошибками в реагировании с постепенным устранением неэффективных реакций. Мнение Торндайка о том, что это основной способ усвоения всех сложных действий, ныне отвергнуто. Противопоставляется инсайту и научению через наблюдение.

Научение через наблюдение – термин А.Бандуры, обозначает научение, которое происходит просто при наличии ученика, наблюдающего, как кто-то другой делает то, что должно быть усвоено. См. Моделирование, Теория социального научения.

Научение ассоциативное – научение, основанное на установлении связей, ассоциаций разного рода (идеи, стимулы и реакции, предложения и образы).

Научение имплицитное (англ implicit – невыраженный, подразумеваемый) – термин А.Ребера, обозначает научение без осознания как процесса приобретения знания, так и содержания знания, приобретаемого таким путём. Классические примеры: овладение языком и социализация.

Научение контекстно обусловленное – общий принцип, который гласит: поскольку научение происходит в определённом контексте, то усвоенный материал  лучше вспоминается в том же контексте. Например, люди, усваивавшие материал находясь с дыхательной трубкой под водой, обнаруживали лучший результат, когда их тестировали под водой, чем когда они сидели возле бассейна. Синоним: Научение, определяемое положением.

Научение латентное – научение, которое уже произошло, но ещё не проявилось в изменении эффективности поведения.

Научение механическое – запоминание, которое происходит исключительно благодаря повторению, лишённому осознания смысла материала.

Научение моторное – любое научение, при котором основные изменения в выполнении являются двигательными.

Научение мыслительное – научение, основанное на понимании.

Научение перцептивное – научение, при котором обучающийся в ходе предъявления стимулов и практики начинает воспринимать стимулы по-иному.

Научение последовательное – научение, при котором стимулы запоминаются и воспроизводятся в определённой последовательности (в отличие от свободного запоминания и припоминания). Синоним: Последовательное усвоение списка.

Научение правилам – термин употребляется тем же способом, что и «усвоение понятий», так как «правилом» считается формальное утверждение о структуре или паттерне, лежащих в основе понятия. Пока неясно, научаются ли правилам прежде всего через имплицитные средства или через осознание и сознательное знание самих правил.

Научение эксплицитное (англ. еxplicit – имеющий открытое выражение, маркированный) – научение, которое происходит осознанно и в результате которого приобретаются знания, доступные сознанию; изучение того, что осознаётся.

Научения теории – любая попытка кодифицировать и систематизировать операции и гипотезы относительно механизмов научения.

Научная парадигма (scientific paradigm) – универсально признанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы проблем и решений сообществу учёных (Кун, 1962).

Вернуться к Содержанию