Нарушение приспособляемости – общий термин для обозначения неадаптивной реакции на стрессовую ситуацию, возникающей вскоре (обычно в течение 3 месяцев) после начала действия стресса. В более широком значении – неспособность индивида должным образом приспособиться к новым условиям жизни. Расстройство встречается часто и обычно носит временный характер, так как фактор стресса исчезает либо находит новый способ адаптации к ситуации.
Нарушение сна, связанное со страхом (sleep terror disorder) – ночные ужасы, приступы сумеречного помрачения сознания во время сна.
Нарушение суточного ритма (circadian rhythm sleep disorders) – сонливость или бессонница, вызванные несовпадением собственного цикла сон-бодрствование с таковым у большинства людей.
Нарушение учебных навыков – любое из возникающих в детстве нарушений, характеризующееся ухудшением функционирования учебых навыков в школе. Специфическими формами нарушения являются: 1. возрастные нарушения счёта; 2. возрастные нарушения письма; 3. возрастные нарушения чтения. См. снижение способности к обучению.
Нарушения аффекта см. Аффект патологический, Аффект физиологический, Аффект физиологический на патологической основе, Растерянность, Панический страх, Экстаз, Изумление, Исступление.
Нарушения внимания – см. Апорозексия, Гиперпрозексия, Гипопрозексия, Парапрозексия.
Нарушения воображения – см. Синдром дефицита воображения, Синдром патологического фантазирования, Мифомания, Псевдология, Виртуализация сознания, Патография, Диссоциация воображения.
Нарушения восприятия – см. Расщепление образов восприятия, Аллестезия, Иллюзии, Галлюцинации, Метаморфопсия, Нарушения ориентации в пространстве, Нарушения восприятия пространства и времени, Нарушения представления.
Нарушения восприятия времени – см. Тахихрония, Брадихрония, Утрата осознания течения времени, Утрата осознания реальности времени, Восприятие времени как новой реальности, Восприятие времени как «сжатого, сократившегося», Восприятие времени как «растянутого», Утрата осознания настоящего и будущего времени, Утрата осознания прошлого времени, Утрата осознания будущего времени, Утрата осознания прошлого и будущего, Инверсия чувства времени, Утрата осознания плавности течения времени, Утрата осознания границ времени.
Нарушения восприятия пространства – см. Ощущение нереальности пространства, Разделение пространства, Удвоение пространства, Нереальность пространства, Сужение пространства, Альтернирующее пространство, Переживание бесконечного пространства, Переживание одушевления пространства.
Нарушения в сфере воли – см. Общие нарушения активности, Расстройства, связанные с приёмом пищи, Нарушения потребления воды, Энкопрез, Энурез, Сексуальные нарушения, нарушения родительской потребности, Нарушения потребности в безопасности, личностные проявления дефицита воли, Парабулия, Нарушения внимания, Симуляция.
Нарушения в сфере страсти – обширная группа патологических состояний, характеризующихся чрезвычайно интенсивными и устойчивыми эмоциональными состояниями, которые побуждают к деструктивному в том или ином отношении поведению. Стремление что-то делать субъективно переживается как страстное желание и рассматривается в психопатологии как импульсивное влечение. Например, гомицидомания, номадизм, геростратизм, дромомания и др.
Нарушения в сфере эмоций – см. Нарушения аффекта, Нарушения в сфере страсти, Нарушения настроения, Нарушения в сфере эмоциональных реакций.
Нарушения в сфере эмоциональных реакций – несоразмерные по интенсивности и длительности или неадекватные по качеству эмоциональные реакции на объекты, явления и ситуации. См. Дефензивность, Эмотивная лабильность, Недержание эмоциональное, Слабодушие, Эмоциональная парадоксальность, Раздражительность, Паратимия, Эмоциональное огрубение и др.
Нарушения настроения – болезненное изменение настроения, симптом аффективной патологии. См. Апатия, Бредовое настроение, Генерализованная тревога, Гипертимия, Гипотимия, Дистимия, Дисфория, Основное шизофреническое настроение, Эйфория и др.
Нарушения памяти – см. Амнезии, Гипермнезия, Гипомнезия, Дисмнезии, Парамнезии.
Нарушения поведения – класс психиатрических нарушений, включающий в себя различные модели поведения, при которых индивид постоянно нарушает права, привилегии других людей, вмешивается в их личную жизнь. Выделяется множество подтипов нарушения. Некоторые из них выделяются на основании различной степени социализации, другие - в зависимости от того, присутствуют ли агрессивные тенденции, третьи – ограничиваются нарушения рамками семьи или выходят за эти рамки.
Нарушения поведения ребёнка – общее название психиатрических нарушений поведения, наблюдаемых в детстве и юности. Модели поведения, обычно относящиеся к расстройству, разнообразны: правонарушения, чрезмерная агрессивность, частые побеги из дому, уходы из школы, бродяжничество, воровство и т.п.
Нарушения представления – см. Аникония, Образный ментизм, Псевдогаллюцинации, Психические галлюцинации.
Нарушения самоосознавания – см. Апперсонализация, Гипоаутогнозия, Гипераутогнозия, Деперсонализация, Редупликация самоосознавания.
Нарушения сознания см. Аменция, Делирий, Онейроид, Сумеречное помрачение сознания.
Нарушения сна – разнообразные нарушения функции сна, наблюдаются практически при всех всех заболеваниях человека: соматических, неврологических, психиатрических. Различают такие нарушения: гиперсомния, нарколепсия, пикквикский синдром, синдром Клайна-Левина, истерическая гиперсомния, гиперсомния с апноэ сна, синдром альвеолярной гипервентиляции, инсомния, синдром дефицита сна, фатальная семейная инсомния, синдром замедления цикла сон-бодрствование, синдром ускорения цикла сон-бодрствования, недержание сна, инверсия формулы сна, увеличение цикла сон-бодрствование, хроническая депривация сна, волчий сон, сомнамбулизм, сноговорение, опьянение сном, ночные ужасы (см.).
Нарушение статуса (status offense) – поведение, рассматриваемое как недопустимое у детей, но не у взрослых (например, употребление спиртного).
Нарушения чувствительности – см. Психическая гипестезия (гиперестезия, дизестезия), Психическая аналгезия (гипералгезия), Психическая анакузия (гиперакузия, дизакузия), Психическая анопсия (гиперопсия, дизопсия), Психическая агевзия (гипергевзия, дисгевзия), Психическая аносмия (гиперосмия, дизосмия), Психическая анафия (гипернафия, диснафия), Психическая апаллестезия (гиперпаллестезия), Психическая абатестезия (гипербатестезия), Психическая астатестезия (гиперстатестезия), Психическая атерместезия (гипертерместезия, дистерместезия), Синестезии, Фантомные боли, Сенестопатии, Сенестезии.
Нарциссизм (narcissism; термин производится от имени мифического Нарцисса, зачахшего от любви к себе) – 1. стадия психосексуального развития и патологического психического состояния, выделенная некоторыми социальными теоретиками для описания западной культуры конца 20 столетия. В представлении К. Лаша («Культура нарциссизма») речь идёт о столь глубоких культурных изменениях «в терапевтическом наблюдении и чувствительности», что это начинает оказывать повсеместное влияние на современное общество. Путём наблюдения личность бесконечно исследует себя на признаки старения и плохого здоровья, выискивает симптомы психического напряжения, недостатки и изъяны, способные уменьшить его привлекательность; 2. вариант сексуального нарушения, при котором собственное тело является для пациента объектом полового влечения (Х. Эллис и Нэкке); 3. любая форма любви к себе, то есть преувеличенная самооценка, возникающая в детском возрасте и затем нарастающая вопреки реальным возможностям индивида; свойственна психопатическим личностям паранойяльного круга (Ганнушкин, 1933); 4. в психоанализе – любовь к себе, предшествующая любви к другим, то есть ранняя стадия развития, когда либидо полностью направлено на себя (первичный нарциссизм), или любовь к себе, являющаяся результатом интроекции и идентификации с объектом. В последнем значении – это либо защитная деятельность (или установка, позволяющая индивиду отрицать, что он потерял интроецированный объект), либо часть процесса развития. Одна из сложностей в употреблении термина состоит в том, что, с одной стороны, что слово «нарциссизм» неизбежно содержит уничижительный подтекст, с другой же – оно употребляется как специальный термин для категоризации всех форм вложения энергии либидо в себя. Отсюда – весьма частые ссылки на «здоровый нарциссизм» с тем, чтобы отличить самоуважение от «переоценки Эго»; 5. В постфрейдизме - объясняется неспособностью индивида на поздних стадия развития усвоить различие между Эго и окружающей средой, то есть фантазию от реальности, что влечёт к вбиранию представлений о красоте, молодости, богатстве и могуществе, к «грандиозному» понятию Я, действующему в качестве защиты от всего того, что кажется плохим в окружающей среде.
Нарциссизм злокачественный – форма нарциссического расстройства личности, характеризующаяся подозрительностью, доходящей до паранойи, ощущением собственного величия и садистической жестокостью, сопровождаемой полным отсутствием раскаяния.
Нарциссическая травма – психологический «удар» по самолюбию («по самоидентичности») в виде критики, неодобрения, замечания, которые не преследуют цели уничижения и таковыми не являются, но воспринимаются пациентом неадекватно, с чувством оскорблённости, позора и гнева.
Нарциссический невроз – в психоанализе – «невроз» с такой степенью самовлюблённости, что нормальная любовь к другим людям делается невозможной, другими словами, препятствующий формированию переноса у индивида.
Нарциссическое расстройство личности – в психоанализе – расстройство личности, характеризующееся преувеличенным ощущением собственной значимости, тенденцией к переоценке собственных актуальных достоинств, эксгибиционистской потребностью во внимании и восторге, сосредоточенностью на фантазиях об успехе, изобилии, власти, уважении или идеальной любви, и неадекватными эмоиональными реакциями на критику со стороны других; 2. в отечественной психопатологии – паранойяльное расстройство личности со сверхценными идеями собственной значимости.
Насилие – 1. физическая и /или психологическая агрессия индивида или группы людей, преследующая собственные интересы за счёт интересов и ценностей другого человека или социальной группы; 2. любая насильственная медицинская процедура, проведённая незаконно, без предварительного согласия индивида.
Насильственная нормализация электроэнцефалограммы – устранение пароксизмальной активности на ЭЭГ под влиянием антиконвульсантов. См. Форсированная нормализация электроэнцефалограммы.
Насильственные движения – непроизвольные, не связанные с ситуацией и психологическим состоянием движения, – гиперкинезы (тремор, миоклонии, дискинезии, хореатический гиперкинез, атетоз, торсионный спазм и др.). Свойственны органическим поражениям головного мозга с локализацией в стриарной системе (хвостатое ядро, путамен), наблюдаются и при нейролептическом синдроме.
Насильственные явления – общее название непроизвольно возникающих движений, эмоциональных проявлений при органической патологии головного мозга.
Насильственный плач – непроизвольный плач, не связанный с ситуацией и эмоциональным состоянием пациента. Признак расторможения зрительного бугра при псевдобульбарном параличе. При повреждении корково-ядерных (пирамидных) путей возникают также дизартрия, нарушения глотания, центральные парезы, патологические рефлексы.
Насильственный смех – непроизвольный смех, не связанный с ситуацией и эмоциональным состоянием пациента. Причины расстройства, топика поражения и сопутствующие расстройства– см. Насильственный плач.
Наследие – общий термин, обозначает передачу ценностей от одного поколения другому. Может относиться как к биологической наследственности, так и к социальной передаче традиций, обычаев, культуры, материальных благ.
Наследственная предрасположенность – унаследованная готовность к какому-либо качеству. Обычно термин обозначает предрасположенность к заболеванию, психиатрическому или соматическому. Предрасположенность не является фатальной, обычно она реализуется при наличии других факторов риска.
Наследственность – биологическая передача генетических характеристик от родителей потомству. Изучение наследственности базируется на нескольких фундаментальных положениях : 1. биологических принципах генетики и генетической передачи; 2. воздействии среды, условий, в которых организмы развиваются и живут; 3. сложных способах, посредством которых эти два класса факторов взаимодействуют друг с другом. Таким образом, фактический набор проявляющихся физических, психических и поведенческих признаков (фенотип) представляет собой сложный результат кумулятивных взаимодействий генетического материала, данного при оплодотворении (генотип), и различных факторов среды, влияющих на развивающийся организм. Определить относительный вклад наследственности в рассматриваемую конкретную характеристику часто бывает чрезвычайно трудно, особенно если речь идёт о психических и поведенческих признаках. Термин «наследственный» не следует смешивать с выражением конгенитальный или врождённый – значительная часть нарушений связана с внутриутробными условиями развития, а не влиянием наследственных факторов.