Мышление галлюцинаторное - нарушения мышления у пациентов с галлюцинациями. Неясный термин. Известно, однако, что такие нарушения возможны. В частности, это бредовые и бредоподобные суждения, возникающие под влиянием обманов восприятия.

Мышление голотимическое (греч. golos - весь, целый; thymos - чувство, настроение) - нарушение мышления, связанное с аффективной патологией (манией, депрессией). Следует отличать от кататимического мышления, которое, по Е.Блейлеру,  испытывает на себе влияние неосознаваемых комплексов. Синоним: Блейлера голотимическое мышление.

Мышление дереистическое - то же, что мышление аутистическое.

Мышление двойное - нарушение мышления, при котором выявляются два независимых и нигде не пересекающихся потока мыслей. Например, пациент беседует с врачом и одновременно с этим мысленно разговаривает о чём -то другом с голосами, причём внешне это может никак не обнаруживаться. Указывает на диссоциацию личности на две параллельно функционирующие субличности, причём эта раздвоенность не воспринимается как расщепление собственного Я, как это бывает свойственно утрате сознания единства своего Я. Синонимы: Двойной поток мышления, Двухколейное мышление, Редупликация мышления.

Мышление дивергентное (лат. divergere - отклоняться, расходиться) - характеризуется движением мысли в разные стороны с целью охватить раличные аспекты проблемы в поисках её решения. Такое мышление часто связано с творчеством, так как оно нередко даёт новые идеи и решения.

Мышление заторможенное - вариант голотимического мышления при депрессии. Типичны: 1. замедленное появление в сознании мыслей, представлений, воспоминаний; 2. ограничение общего числа мыслей, воспоминаний, представлений вплоть до полного их исчезновения - идеаторный ступор; 3. аспонтанность мышления, снижение или утрата умственной инициативы, когда, по свидетельству пациентов, “ничего не приходит в голову”, “не о чём говорить”, “не хочется ни о чём думать”; 4. ограничение диапазона мышления мыслями депрессивного содержания - депрессивный моноидеизм; 5. субъективное ощущение неясности, “ватности”, “притупления” своих мыслей в сочетании с чувством “торможения”, препятствия, преграды на пути движения мыслей; 6. замедление речи или брадифразия, запинки, усиление имевшегося до этого заикания, нечёткость произношения фонем. Одновременно с заторможенностью мышления наблюдаются брадитимия - замедленная смена эмоций и эмоциональных проявлений, брадикинезия - замедление темпа и ограничение амплитуды движений, брадипраксия - замедленное выполнение произвольных действий.Синонимы: Брадипсихизм, Брадифрения, Брадилогия, Замедленное мышление.

Мышление инертное - то же, что мышление вязкое.

Мышление инкогерентное - то же, что мышление бессвязное.

Мышление кататимическое - то же, что мышление кататимное, мышление аутистическое,  мышление эмоциональное. Синоним: Майера кататимическое мышление.

Мышление кататоническое - расстройства мышления у пациентов с кататоническим синдромом. Имеются некоторые основания предполагать, что при кататонии наблюдается снижение уровня функционирования мышления до наглядно-действенного уровня. Об этом свидетельствуют неадекватные действия больных (дотрагивания, хватательные действия, нелепые и разрушительные действия и т.п.)

Мышление конвергентное (лат. convergere - приближаться, сходиться) - характеризуется сведением вместе или с синтезом информации о проблеме в поисках её решения. Такое мышление часто связано с решением задач, имеющих только одно правильное решение.

Мышление конкретное (лат. concretus - густой, сгущённый, уплотнённый) - 1. мышление, оперирующее конкретными понятиями и ситуационными связями между соответствующими объектами и явлениями. В таком понимании относится к патологии, указывая на снижение уровня абстрагирования и обобщения либо недостаточное умственное развитие; 2. мышление, обращённое к реальности, способное учитывать действительность во всех конкретных её проявлениях. В данном понимании является адекватным, гармоничным, дисциплинированным мышлением.

Мышление контролируемое - мышление преднамеренное, осознанное и требующее усилий. Обычно включается в ситуациях, когда предстоит решать серьёзные задачи и ответственность за ошибки резко повышается.

Мышление концептуальное - мышление посредством логических операций с понятиями и идеями разного типа, включая самые общие и отвлечённые. В отчётливом виде становится преобладающим в возрасте, начиная с 11-12 лет. Преимущество данного вида мышления состоит в том, что оно может протекать без опоры на какие-то сенсорные и вещественные признаки и с минимальным участием субъективных факторов (эмоций, желаний и т.п.). В историческом плане именно этому мышлению человек обязан появлению и развитию науки.

Мышление критическое (греч. kritike - искусство разбирать, судить) - когнитивная стратегия, которая в значительной степени состоит из непрерывной проверки и испытания возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Сосредоточено на поиске ошибок или недостатков в текущей умственной работе.

Мышление лабиринтное (греч. labirinthos - здание с запутанными ходами, из которого трудно найти выход) - нарушение связности процессов мышления, обусловленное застреванием мыслей на угнетающих пациента проблемах. Например, в его сообщении, нередко пространном и многословном, он переходит от описания одной проблемы к другой (на работе, в семье, с родственниками и др.), причём нередко возвращается обратно и во многом повторяется, обнаруживая некоторую растерянность и неспособность конструктивно их решать. Синоним: Турбулентное мышление (лат. turbulentus - беспорядочный, вихревой, перемешивающий до самых глубин). М. магическое - то же, что мышление архаическое.

Мышление наглядно-действенное - умственная деятельность без участия речи посредством манипуляций с предметами, которые в данный момент находятся в поле зрения. Считается свойственным в норме детям в возрасте до 2 лет. Аналогичным, как полагают, является мышление приматов. У взрослых людей данная форма мышления сохраняется, но в более сложном варианте, проявляясь, когда приходится действовать в совершенно незнакомой ситуации и с абсолютно неизвестными до этого объектами. Кроме того, предположительно, эта форма мышления актуализируется, если индивид занят ручной профессией, он при этом как бы “думает руками”. Существует, вероятно, возможность регрессии умственной деятельности на данный уровень мышления, примерами чего могут служить действия кататоников и пациентов с деменцией. Данная форма мышления онтогенетически является наиболее ранней. Синонимы: Ручное мышление, Сенсомоторное мышление, Доречевое мышление.

Мышление наглядно-образное - умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются мысли.  Считается доминирующим у детей в возрасте от 2 до 4-5 лет. Дети ещё не отделяют свои мысли от предметов, мысли о них слиты с соответствующими предметами, отчего такое мышление называется также синкретическим (греч. synkretismos - соединение, объединение). Детям, прочно опирающимся на сенсорный опыт, становятся тем не менее доступными некоторые умственные операции, в частности, сравнение, обобщение, абстрагирование. У взрослых людей данная форма сохраняется, но в более развитом виде, проявляясь практическим мышлением, например, умением ориентироваться и действовать по ситуации, прекрасным овладением  сложными предметными навыками. Наглядно - образное мышление в историческом плане позволило человеку развить своё ручное мастерство на высочайшем уровне: не располагая никакими научными сведениями об окружающем мире, он умел прекрасно охотиться, ловить рыбу, разводить огонь, делать несложные орудия труда, обрабатывать камни. Существует, повидимому, возможность регрессии мышления на уровень наглядно-образного мышления, о чём свидетельствуют достаточно сложные, хотя и неуместные предметные действия кататоников. Следует заметить и не упускать из виду  то обстоятельство, что формы мышления, развивающиеся в онтогенезе, не сменяют одна другую механически, они постоянно взаимодействуют и видоизменяются. Синонимы: Предоперационная стадия мышления, Синкретическое мышление, Эгоцентрическое мышление.

Мышление насильственное - расстройство, при котором умственные процессы, а нередко и собственная речь воспринимаются пациентами нак непроизвольные, автоматические, вызванные некими посторонними силами. Обычно содержание мыслей и высказываний также меняется: оно осознаётся как нечто совершенно чуждое, абсурдное, не свойственное собственному Я. В то же самое время процессы нормального мышления блокируются, пациенты теряют способность думать и говорить по-своему, от имени своего Я. Указывает на расстройство самовосприятия в виде деперсонализации и диссоциацию личности. Насильственное мышление характеризует синдром психического автоматизма и иллюстрирует явления идеаторного автоматизма, чаще наблюдается при параноидной форме шизофрении.

Мышление образное - форма умственной деятельности с участием речи и посредством оперирования мысленными образами или что то же самое, с конкретными и собирательными понятиями. Данная форма мышления доминирует у детей в возрасте от 4-5 до 8-11 лет. Типичные признаки такого мышления представляют недостаточное овладение абстрактными и общими понятиями, предпочтение ситуационных связей между мыслями логическим, а также то значительное влияние, которое оказывают на мышление эмоции. Другими словами, в этом возрасте возникают нормальные варианты эмоционального и аутистического мышления, поскольку дети ещё слабо дифференцируют реальность и плоды своего воображения, им свойственное желаемое принимать за действительное. Образное мышление присуще также большинству взрослых людей, однако у них оно находится под контролем логики и абстрактного мышления, в той мере, разумеется, в какой и то, и другое у них развиты. Образное мышление в историческом плане дало возможность человеку придумывать и создавать нечто новое, поскольку он в значительной степени освободился от природных ограничений в умственном плане. Синонимы: Стадия конкретных операций, Конкретное мышление, Словесно-образное мышление.

Мышление обстоятельное - расстройство умственной деятельности, проявляющееся неспособностью разграничивать главное от второстепенного, необходимое от случайного. Вследствие этого пациенты наполняют свои сообщения множеством подробностей, не имеющим прямого отношения к существу дела, нередко упуская самое важное. Они при этом оченьмногословны, часто возвращаются к уже сказанному и повторяются, чрезвычайно медленно продвигаются вперёд в своём изложении. Прервать их достаточно трудно, они как бы не обращают внимание на просьбы или новые вопросы, упорно продолжая говорить своё. Нередко употребляют ненужные выражения, слова-паразиты, эвфемизмы. Типичные образцы обстоятельного мышления демонстрируют пациенты с эпилептическим слабоумием, больные с органическим поражением височных отделов головного мозга. Синонимы: Мышление вязкое, Мышление торпидное, Мышление инертное.

Мышление осцилирующее (лат. oscillum - качание, колебание) - неравномерность темпа мышления, выражается резкими колебаниями его скорости на протяжении нескольких минут. Пациент то оживляется, говорит быстро и громко, то приостанавливается, его речь делается замедленной и тихой, причём это совершенно не зависит от того, о чём он сообщает.

Мышление паралогическое (греч. paralogismos - противный разуму, неразумный) - 1. общее название нарушений мышления, в результате чего страдает логика рассуждений; 2. расстройство умственной деятельности, противоположное аморфному мышлению в том плане, что оно жёстко привязано к доминирующему целевому представлению. Таким целевым представлением у всех параноиков мира является в конечном счёте стремление во что бы то ни стало доказать свою исключительность и правоту во всём, что их  в данное время особенно занимает (Ганнушкин, 1933). Это мышление предвзятое, селективное или “кривое”, поскольку в ходе его исключаются любые факты, суждения и воспоминания, если они противоречат целевому представлению. Другие факты и обстоятельста освещаются однобоко, односторонне, то есть искажаются таким образом, чтобы они не вступали в противоречие с основной идеей. Иными словами, это мышление, в котором не выводы вытекают из рассуждений, а сам ход рассуждения подчиняется заранее готовому, априорному выводу. А.А.Зиновьев иллюстрирует данный тип мышления текстами весьма однобоких произведениями А.И.Солженицина. Как правило, пациенты не замечают своих логических ошибок, как, впрочем и их причины, не принимают во внимание альтернативных суждений, игнорируют возражения окружающих, считая, что последние не понимают их или не хотят понять. Наиболее ярко упомянутые признаки паралогического мышления проявляются в рамках паранойяльной структуры, то есть когнитивной конструкции, проявляющейся тщательно разработанным  сверхценным образованием либо более или менее систематизированным бредом. За пределами этой структуры пациенты могут рассуждать в целом адекватно, но и в таких случаях почти всегда можно видеть, что они слишком самолюбивы и потому обидчивы, упрямы и неподатливы в споре; 3. по мнению некоторых авторов (Domarus, 1923; Заимов, 1973), паралогическое мышление является аналогом архаическому, так как в нём усматривается действие такой нормы дологического мышления, как закон партиципации.   

Мышление персевераторное (лат. persevero - упорно держаться, продолжаться) - склонность застревать, долго задерживаться на определённых мыслях, представлениях вопреки требованиям когнитивной ситуации. Предполагается, что это может быть связано с ослаблением цели умственной деятельности. Наблюдается при грубых органических поражениях головного мозга (выраженный церебральный атеросклероз, старческое слабоумие, болезни Пика, Альцгеймера). То же самое, что вязкое или инертное мышление.

Мышление по аналогии - тенденция воспринимать аналогию как идентичность, а имитацию яления за его аутентичность. Проявление архаического мышления.

Мышление  примитивное - общее название нарушений мышления, характеризующихся снижением  уровня или недостаточным его развитием. В специальной литературе термин практически не используется в силу оценочного его характера.

Мышление разорванное - наиболее тяжёлая степень фрагментации мышления при шизофрении с бессмысленным сочетанием понятий при известной степени синтаксической сохранности речи. В резко выраженных случаях речь превращается в “словесную окрошку” (вероятно, аналогичный распад претерпевают и словесно-логические структуры мышления). Синоним: Атаксия мышления, Когнитивное скольжение, Расстройство формального мышления.

Мышление разноплановое - расстройство мышления, при котором движение мысли происходит в разных логических плоскостях одновременно (Зейгарник, 1962). При этом суждения различного качества, как верные, так и ошибочные, пациент рассматривает как имеющие одинаковую ценность. Это признак или одна из сторон аморфного мышления.

Мышление реалистическое - умственная деятельность, направленная на познание и преобразование реальной действительности. Основные принципы реалистического мышления таковы: 1. принцип реальности, состоит в том, что индивид руководствуется исключительно объективными ценностями и сводит к минимуму роль субъективных факторов; 2. принцип каузальности: каждое явление имеет естественные причины своего происхождения; 3. принцип достоверности: ни одно положение не может быть принято, пока он не будет доказано практическими действиями. Реалистическому мышлению свойственны также критичность и определённая этика, согласно которой знание не может быть использовано во зло природе и человеку.

Мышление резонёрское (фр. raisonner - рассуждать) - расстройство мышления, главными особенностями которого являются неспособность опираться на конкретные факты и следовать определённой цели. В силу этого суждения носят общий, декларативный, достаточно банальный характер и лишены практической ценности. Кроме того, речь пациентов отличается многословием, витиеватостью, напыщенностью. Встречается при разных заболеваниях, особенно яркие образцы резонёрства демонстрируют пациенты с шизофренией. Нередко склонность к общим рассуждениям наблюдается и здоровых индивидов с психической незрелостью.

Вернуться к Содержанию