МИТО-МОЗЖ

Митоз (греч. mitos - нить) - процесс деления соматических клеток.

Миф (греч. mythos - сказание, предание) - 1. древнее представленние какого-то исторического события, имеющее важное значение для данной культуры; 2. у К.Юнга - компонент коллективного бессознательного, который подлежит анализу; 3. выдумка, вымысел.

Мифология (греч. mithologia) - 1. совокупность мифов какого-либо народа; 2. наука, изучающая мифы и сказания.

Мифомания (греч. mytos - сказание, предание; mania - влечение, страсть, безумие) - 1. термин E. Dupre (1905), обозначает патологическую лживость у психопатической личности (истероидной личности с мифоманической конституцией). Лживость мотивирована при этом желанием выделиться, обратить на себя внимание, показать своё значение. Ныне под этим термином чаще понимают сознательный обман с корыстными целями, то есть псевдологию; 2. патологическое, бредоподобное фантазирование или  фантастическая псевдология А. Дельбрюка, при которой лживость не имеет ясной мотивации, не приносит пациенту выгоды и которая является явно неправдоподобной. При этом сам пациент не воспринимает свои фантазии как выдумку или обман, расчитанные на введение окружающих в заблуждение; 3. искусственное расстройство (см.), при котором пациент отождествляет себя с ролью больного человека и стремится быть в качестве последнего. Вариант соматоформного расстройства. Следует отметить, что разграничение псевдологии, мифомании и фантастической псевдологии представляют по-разному.

Михаэлиса синдром (Michaelis, 1969) - симптомокомплекс поражения промежуточного мозга. Проявляется: 1. депрессией, гиперсомнией и булимией либо 2. манией с дисфориями и параноидными эпизодами.

Мишень - 1. в исследовании памяти и принятия решений - пункт, который индивид ищет в массиве пунктов; 2. в восприятии - фигура или определённый стимул, на котором индивид должен сосредоточиться (остальная часть поля называется фоном или окружением); 3. в нейропсихологии - клетки или виды клеток, на которые воздействуют определённые химические вещества или нервные волокна (часто называются клетками-мишенями); в общих исследованиях - модели поведения или события, которые ищет исследователь.

Мишень-симптомы (Freyhan, 1957) - психопатологические симптомы, на которые нацелено действие лекарственного препарата.

Мнемоника (греч. mnemonika  - искусство запоминания) - общий термин, обозначает все произвольные  приёмы передачи информации в память, сохранения её там и извлечения её из памяти. Впервые была разработана древнегреческими и древнеримскими ораторами, профессия которых предполагала огромные нагрузки на память. Обучение приёмам мнемотехники может быть рекомендовано пациентам с целью компенсации ухудшения памяти, связанного с нарушениями внимания, астенией при неврозах, начальных проявлениях церебрального атеросклероза и другой патологии. Данные о значении мнемотехники при истинном снижении памяти противоречивы.

Мнение - точка зрения, которой придерживаются и которую выражают в форме гипотезы. Термин употребляют с коннотацией, что этого мнения придерживаются осознанно и что оно основано, по крайней мере, на некоторых фактах. Мнение отличается от убеждения тем, что последнее, при котором, помимо рационального, представлен эмоциональный компонент, и от установки, термина с весьма широким семантическим диапазоном. Стоит обратить внимание на тот факт, что существуют опросы общественного мнения, но не бывает опросов убеждений или установок.

Мнение общественное - общая точка зрения, выражаемая группой или обществом. Термин используется таким образом, что он отражает модальную (наиболее распространённую) позицию, но при этом не имеется в виду, что это мнение является универпсальным.

Мнение публичное - открыто заявленное мнение индивида по какому-либо вопросу (в отличие от частного мнения, держащегося при себе).

Мнимый источник информации - экспериментальная процедура, при которой испытуемым сообщают ложную информацию о том, что их истинные установки могут измеряться с помощью прямых физиологических методов. В таких условиях, если, конечно, испытуемые не догадываются об обмане, склонны отвечать более правдиво, чем обычно, особенно на вопросы, касающиеся социальных установок. Повидимому, в этом, по крайней мере отчасти, заключается успех детекторов лжи.

Мнительность - склонность личности преувеличивать свои неудачи и угрозы и на некоторое время принимать собственные тревожные фантазии за близкие или идентичные реальности. Признак повышенной самовнушаемости. Такие индивиды сообщают обычно, что они “накручивают себя сами”, “из мухи делают слона”, “внушают себе болезни”. Мнительность резко обостряется в состоянии астении, но особенно при ипохондрии и тревожной депрессии. С.А.Суханов  (1905) выделял тревожно-мнительный характер в рамках психастенической конституции. Имеются основания предполагать, что мни тельность связана с нарушением самовосприятия в виде апперсонализации. Мнительность часто сочетается с чрезмерной впечатлительностью, то есть, по словам пациентов, со склонностью “принимать всё близко к сердцу”, “сильно за всё переживать”, готовностью принимать чужие страдания за свои собственные. Антиподом мнительности является сверхоптимизм (“деревянный оптимизм”), то есть тенденция продуцировать и сохранять необоснованные надежды на будущее, а противоположностью впечатлительности - безучастность, неспособность к эмпатии.

Многовариационный анализ - общий термин, обозначает любую из нескольких статистических методик, имеющих целью исследование множество переменных одновременно. Это: факторный анализ, множественная линейная регрессия, многовариационный дисперсионный анализ, многовариационный ковариационный анализ.

Многовариационный дисперсионный анализ (МANOVA) -  расширенный вариант дисперсионного анализа, который позволяет проверять значимость более одной зависимой переменной. Показывает не только уровень значимости для каждой зависимой переменной, как это способен делать простой дисперсионный анализ, но также соотношения вариансы (квадрата стандартного отклонения) в выборке данных, которые могут влиять на эффекты каждой из отдельных зависимых переменных.

Многовариационный ковариационный анализ (MANCOVA) - расширенный вариант ковариационного анализа, применяемый в ситуациях, когда анализируются многочисленные зависимые переменные.

Многомерный - термин, используемый в отношении переменных и факторов, которые представляются в более чем одном измерении. Например, это анализ психического расстройства в таких его аспектах, как этиология, патогенез, эпидемиология, клиническая структура, динамика.

Многопрофильный (фр. profil) - термин, используемый в отношении тестов, разработанных для измерения ряда аспектов личности одновременно. Например, MMPI.   

Множественная личность - относительно редкое расстройство личности в виде раздробления её на две и более относительно самостоятельных и сильно отличающихся друг от друга субличности, которые актуализируются в определённой последовательности и в значительной степени независимо от внешних обстоятельств, нередко смена идентичности происходит после сна. Считается, что множественная личность есть  патология степени, а не качества, поскольку и  норме люди демонстрируют явные изменения в стиле, поведении и способах реагирования по мере попадания их в разные социальные ситуации и в различные социальные роли. Отличается от диссоциации (расщепления) личности тем, что в последнем случае пациенты (чаще всего это больные шизофренией) ощущают одновременное сосуществование разных, нередко полярных субличностей, при этом пациенты идентифицируют собственное Я преимущественно с одной из них. Под расщеплением личности нередко понимают внутрипсихический разлад, когда теряется согласованность психических функций, например, между эмоциями и мышлением, эмоциями и их внешним выражением и т.п. В таких случаях более адекватным является термин диссоциация или расщепление психики, но не личности. Тем не менее отличие это не является столь уж радикальным, чтобы утверждать, что речь идёт о совершенно разных нарушениях. Предполагается, что множественная личность возникает у лиц истерического склада в связи с жестоким обращением в детстве, а также повышенной самовнушаемостью и внешней внушаемостью, в частности, высокой гипнабельностью. Синоним: Диссоциативное расстройство идентичности.                     

Могилалия (греч. mogis - с трудом, lalia - речь) - вариант заикания, при котором затруднено произношение некоторых слогов.

Мода (лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - 1. господство в определённое время и в определённой среде тех или иных вкусов в отношении одежды, причёски, предметов быта, предпочтений и т.п. Основана на подражательности, склонности идентифицировать себя с тем, что считается значительным, важным, выделяющимся; 2. в статистике - величина признака, измерение соответствующего явления, которым соответствует наибольшее число случаев или показаний и которым выражают наиболее часто встречающийся тип данного явления. Графически выглядит как пик распределения частоты. Сокр. Мо.

Модальность (фр.modalite от лат. modus - способ, наклонение) - 1. вид чувствительности. Например, осязание, зрение и т.п.; 2. в логике - характеристика суждения в зависимости от характера устанавливаемой им достоверности - от того, выражает ли оно возможность (проблематическое суждение), действительность (ассерторическое суждение) или необходимость (аподиктическое суждение).

Моделирование (лат. modulus - мера, образец) - 1. подражание, поведение, копирующее некий поведенческий паттерн (модель, образец, целостная структура); 2. процедура наблюдения индивидом некоторых паттернов поведения модели с попытками их имитации. Сторонники бихевиоризма считают, что моделирование лежит в  основе процесса  научения социальным навыкам; 3. действия по созданию целостной структуры или паттерна; 4. усвоение преимущественного реагирования на паттерн; 5. программа физической терапии, используемая при лечении детей с повреждением мозга, основана на предположении о том, что при таком лечении следует руководствоваться “нормальной” последовательностью сенсорно-моторного развития, поскольку неповреждённые отделы мозга смогут взять на себя функции пореждённых: 6. техника  поведенческой терапии, при которой терапевт моделирует или придаёт какую-то форму частям тела клиента (например, складывает его пальцы вокруг карандаша при обучении письму).

Модель (лат. modulus - мера, образец) - 1. представление, которое копирует, имитирует или некоторым образом иллюстрирует образец отношений, наблюдаемых в данных или в природе. Модель может быть механической (например, создание искусственного уха), математической (символическим представлением некоего процесса, основанным на определённой теории; эффективность такой модели определяется её способностью предсказывать тот или иной результат), комбинированной (например, это исследования искусственного интеллекта); 2. идеал, стандарт, пример, устанавливаемый как достойный подражания; 3. образец постановки или решения исследовательской задачи, то же, что парадигма (греч. paradeigma - пример, образец).

Модель болезни - характеристика медицинского подхода к пониманию какого-либо расстройства, в частности, психологического.  Например, биологическая модель связывает психическое расстройство преимущественно с повреждением мозга (психические болезни, указывает Гризингер, есть болезни мозга). Биосоциальная модель представляет психические расстройства обусловленными как повреждением мозга, так и социальными условиями жизни. И т.д.

Мозаик (ит. mosaico) - в генетике - хромосомная аномалия, при которой одна часть клеток имеет нормальный набор хромосом, а другая - нет. Например, такова одна из редких форм синдрома Дауна (мозаичный синдром Дауна)..

Мозг большой - часть головного мозга, состоящая из полушарий, соединённых посредством мозолистого тела, свода и передней спайки.

Мозг головной (лат. cerebrum) - часть ЦНС, расположенная в полости черепа.

Мозг задний (лат. metencephalon) - часть головного мозга, состоит из мозжечка и варолиева моста.

Мозг конечный (лат. telencephalonb) - часть головного мозга, включает большой мозг и обонятельный мозг.

Мозг межуточный (лат. diencephfalon) - отдел переднего мозга под мозолистым телом, связывает полушария с мозговым стволом.

Мозг обонятельный (лат. rhinencephalon) - часть конечного мозга, включает переднюю долю, поясную извилину, парагиппокампальную и зубчатую извилины.

Мозг передний (лат prosencephalon) - часть головного мозга, включает конечный и межуточный отделы мозга.

Мозг продолговатый (лат. medulla oblongate) - часть головного мозга, переходящая в спинной мозг.

Мозг промежуточный - то же, что мозг межуточный.

Мозг ромбовидный (лат. rhombencephalon) - часть головного мозга, включает задний и продолговатый отделы мозга.

Мозг средний (лат. mesencephalon) - часть головного мозга, включает четверохолмие и ножки большого мозга.

Мозговой центр - любая из зон мозга, в которой имеются сложные взаимосвязи между афферентными (идущими в сторону мозга) и эфферентными (идущими в сторону периферии) нервными волокнами. Термин используется как в отношении определённых и идентифицируемых структур (например, гипоталамуса), так и гипотетических групп нейронов, которые, как принято считать, контролируют определённые функции (например, речь).

Мозговой штурм (мозговая атака) - способ группового решения проблемы, когда все садятся в круг и высказывают идеи, возможные решения; критика, оценки при этом не допускаются.

Мозговые оболочки (лат. meninges) - соединительнотканные оболочки головного и спинного мозга: твёрдая (наружная, прилегающая к костям), мягкая (прилегающая к мозгу) и паутинная, расположенная между твёрдой и мягкой оболочками мозга.

Мозжечка ножки - три миелиновых тракта, которые соединяют мозжечок со стволом мозга.

Мозжечок (“маленький мозг”) - основная структура ромбовидного мозга, участвует в координации работы мышц и поддержании равновесия тела. Особенно важна работа мозжечка для начала и контроля очень быстрых последовательных движений конечностей (настолько быстрых, что они не могут модулироваться с помощью сенсорной обратной связи).

Мозжечковый синдром - расстройство функций мозжечка, проявляется такими симптомами:1. расстройство походки (так называемая пьяная, атактическая походка); 2. интенционное дрожание пальцев кистей (чаще при движении); 3. нистагм (чаще горизонтальный); 4. адиадохокинез или асинергия движений (например, неспособность поочерёдно и быстро чередовать пронацию и супинацию предплечьями и кистями; при этом движения на стороне поражения медленные и неловкие); 5. нарушения при выполнении проб на координации движение в силу дисметрии, то есть увеличении амплитуды движений (например, симптом промахивания - пациент промахивается в пробе попасть пальцем в нос как при открытых, так и закрытых глазах); 6. расстройство речи (речь делается скандированной, взрывчатой, замедленной); 7. гипотония мышц, их вялость и дряблость, отчего движения в суставах становятся избыточными; 8. симптом отсутствия обратного толчка Стюарта-Холмса (если пациенту предложить сгибать в логтевом суставе руку со сжатыми кулаками и оказывать ему при этом сопротивление, а затем внезапно прекратить его, то рука прекращает движение сгибания; в норме она продолжает сгибание, затем под влиянием сокращения антагонистов прекращает движение и остаётся  состоянии среднего положения); 9. асинергия flexor combinee;  10. расстройство почерка в виде увеличения размера букв; 11. недооценка тяжести веса; 12. системное головокружение. 13. могут быть другие симптомы.

Вернуться к Содержанию