Микседема (греч. myxa - слизь, oidema - отёк) - резко выраженный гипотереоз с дефицитом тироксина и явлениями психоэндокринного синдрома у взрослых пациентов.

Миксеофобия (греч. mixos - совокупление, половой акт; phobos -страх) - навязчивый страх вступать в отношения интимной близости.

Миксоскопия (греч. myxos - совокупление, половой акт; skopeo - смотреть, наблюдать) - тайное подглядывание за гетеро-, гомосексуальными и иными половыми актами других людей с целью собственного сексуального удовлетворения. Синоним: Вуайеризм.

Миллера тест аналогий - тест на выявление способности к суждениям по аналогии. Используется для отбора претендентов в аспирантуру в США.

Мимика (греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции и иные переживания или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию неадекватной мимики. Кроме того, клиницистам приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но и пациентами, которые во многом вполне адекватны, включая сферу экспрессии, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, и во всех таких случаях невербальная информация может оказаться полезной. Заметим, что, по нашему глубокому убеждению, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными людьми у него вырабатывается обострённое чувство здорового, о чём наука пока что ничего вразумительного сказать не в состоянии. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний участвует не только мимическая мускулатура лица:

1. Внимание к собеседнику:

  • рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”;
  • голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабел, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника;

2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):

  • голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
  • глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
  • брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между бровями появляется горизонтальная складка;
  • неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой;
  • шумное дыхание;
  • сжатые кулаки;
  • обнажение клыков;
  • гиперемия склер (“глаза налиты кровью”);
  • зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты;

3. Досада:

  • злобное выражение лица;
  • выражение напряжённой мысли;
  • отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен выразить агрессией);

4. Жеманство:

  • преувеличенные, нарочито замедленные, а временами задерживаемые движения;
  • замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;

Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются скрыть их и желание их демонстрировать;

5. Зависть (по описанию Овидия):

  • медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
  • бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
  • косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов назвал зависть тайным чувством);
  • отсутствие улыбки, исключая случаи, когда завистник видит страдания других людей;

6. Закрытость:

  • скрещивание рук со сжатыми кулаками или так, что одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего не жду”);
  • сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
  • ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
  • скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены и руки, то это явный знак, что собеседник для индивида - враг.

7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):

  • брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные - в противоположность печали - приподняты;
  • поперечные складки на переносье;

8. Негодование (благородный, праведный гнев):

  • брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до размышлений);
  • руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному арбитру);
  • на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет);

9. Недоумение:

  • застывание на одном месте и в одной позе;
  • признаки остановки мысли;
  • разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
  • полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать);

10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):

  • плотное сжатие губ;
  • напряжение мышц тела, отсюда - живость ответ;

11. Отвращение:

  • отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать лицо, взгляд;
  • нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
  • сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
  • приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
  • угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
  • язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
  • туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
  • рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости);

12. Открытость:

  • развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
  • частое поднятие плеч (означает: “сомнения в отношении меня безосновательны”);
  • расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
  • наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения);

13. Печаль:

  • брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;
  • на средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
  • на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на проблемах);
  • глаза слегка сужены, здорового блеска в них нет (“потухший взор”);
  • уголки рта опущены (“кислое выражение лица”);
  • темп движений и речи замедлен;

14. Подобострастие:

  • преувеличенное изображение уважения, до степени раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение объекта прислуживания, изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);
  • отсутствие признаков напряжения ума;
  • отсутствие признаков напряжения воли;

15. Подозрительность:

  • неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
  • взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы);
  • слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случитья);
  • тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
  • признаки злобы;

16. Радость:

  • брови и лоб спокойны;
  • нижние веки и щёки приподняты, глпзп прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
  • “гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
  • рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;

17. Раскаяние:

  • выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
  • выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании);
  • сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
  • плач с закрытыми руками глазами;
  • отдаление от других людей;

18. Расположение к кому-либо:

  • наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
  • рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости);
  • взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
  • покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
  • прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
  • приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
  • закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно;

19. Самоуверенность:

  • отсутствие жестов у лица (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
  • гордая, прямая поза;
  • пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;
  • руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
  • высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
  • неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;
  • выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
  • расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”);

20. Скука:

  • глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);
  • голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
  • машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;
  • пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений;

21. Смущение:

  • голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
  • взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
  • улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
  • дотрагивание рукой до лица;

22. Сомнение:

  • слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
  • опущенная голова;
  • опущенный взор;
  • руки прижаты к телу, они сложены, засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
  • приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”);

23. Страх:

  • поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
  • широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
  • поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
  • брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
  • рот открыт (“отпала челюсть”);
  • углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
  • поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);
  • застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
  • сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
  • напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;
  • дрожь в руках, ногах, во всём теле;

24. Стыд:

  • прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;
  • взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;
  • веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”);
  • умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
  • тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”);
  • тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет, чтобы его не видели;
  • поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
  • внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с воспоминаниями о содеянном);
  • заикание;
  • краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций;       

25. Тревога:

  • беспокойный взгляд;
  • суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность; обнаруживает значительное или нарастающее беспокойство (потирание рук, непоседливость, перекладывание предметов и др.);
  • тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх предстоящего);
  • дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего напряжения);
  • крики, плач;
  • бледность кожи.

26. Удивление:

  • высокое поднятие бровей;
  • открытие рта;
  • разведение рук;
  • сильное напряжение внимания;
  • сильное напряжение мысли;

27. Умиление (душевное состояние на исходе печали):

  • признаки радости;
  • признаки печали;
  • слёзы;

28. Умственное напряжение:

  • две вертикальные складки на переносице;
  • нависание бровей над глазами;
  • брови из дугообразных делаются горизонтальными.

Вернуться к Содержанию