Микседема (греч. myxa - слизь, oidema - отёк) - резко выраженный гипотереоз с дефицитом тироксина и явлениями психоэндокринного синдрома у взрослых пациентов.
Миксеофобия (греч. mixos - совокупление, половой акт; phobos -страх) - навязчивый страх вступать в отношения интимной близости.
Миксоскопия (греч. myxos - совокупление, половой акт; skopeo - смотреть, наблюдать) - тайное подглядывание за гетеро-, гомосексуальными и иными половыми актами других людей с целью собственного сексуального удовлетворения. Синоним: Вуайеризм.
Миллера тест аналогий - тест на выявление способности к суждениям по аналогии. Используется для отбора претендентов в аспирантуру в США.
Мимика (греч. mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, в которых проявляются эмоции и иные переживания или попытки скрыть своё душевное состояние. Считается, что выражения многих эмоций, в основном, транскультуральны, то есть генетически детерминированы. Указывают, что мышцы вокруг глаз выражают умственные акты, мышцы окружности рта - акты воли, мышцы лица - чувства (Сикорский, 1995). Приведём описание внешних проявлений некоторых внутренних состояний в норме, полагая, что это может помочь распознаванию неадекватной мимики. Кроме того, клиницистам приходится иметь дело не только с тяжело больными людьми, но и пациентами, которые во многом вполне адекватны, включая сферу экспрессии, а также решать такие трудные задачи, как отграничение нормы от патологии, и во всех таких случаях невербальная информация может оказаться полезной. Заметим, что, по нашему глубокому убеждению, лучше чем кто-либо о душевно здоровом человеке знает психопатолог, поскольку с годами общения с разными людьми у него вырабатывается обострённое чувство здорового, о чём наука пока что ничего вразумительного сказать не в состоянии. Разумеется, в проявлениях эмоций и других внутренних состояний участвует не только мимическая мускулатура лица:
1. Внимание к собеседнику:
- рука расположена у щеки, голова опирается на кисть руки, при этом указательный палец может быть вытянут вдоль виска, - “я весь внимание”;
- голова наклонена набок - “я слушаю вас с интересом”. Когда интерес к собеседнику ослабел, плечи сначала поднимаются, затем опускаются (это знак сомнения в том, что собеседник так уж интересен, или просьба к нему поскорее завершить сообщение), взгляд начинает блуждать по сторонам (указание, что есть что-то и поинтереснее), а тело принимает позу, обращённую от собеседника;
2. Гнев (приступ к драке, по Ч.Дарвину):
- голова откинута и расположена вполоборота к объекту гнева;
- глазные щели сужены, угловаты или, напротив, появляется экзофтальм;
- брови опущены, они принимают горизонтальное положение и сведены к переносью так, что между бровями появляется горизонтальная складка;
- неотрывный взгляд на объект гнева - Л.Н.Толстой;
- шумное дыхание;
- сжатые кулаки;
- обнажение клыков;
- гиперемия склер (“глаза налиты кровью”);
- зубы стиснуты, скрежет зубов, губы плотно сжаты;
3. Досада:
- злобное выражение лица;
- выражение напряжённой мысли;
- отсутствие признаков общего мышечного напряжения (знак того, что имеющееся недовольство индивид не склонен выразить агрессией);
4. Жеманство:
- преувеличенные, нарочито замедленные, а временами задерживаемые движения;
- замедление, ускорение или утрирование выразительных актов, а также их разнообразие, что должно бы обратить внимание на себя кого-то из окружающих;
Жеманство есть частный вариант кокетства - поведения, при котором хотят понравиться, выставляя напоказ свои привлекательные качества и одновременно стараются скрыть их и желание их демонстрировать;
5. Зависть (по описанию Овидия):
- медленная поступь (демонстрация высокомерия, надменности, самоуверенности);
- бледное лицо (выдаёт скорее страх и тревогу, нежели гнев и агрессию);
- косой взгляд (скрытый от объекта зависти, отчего М.Ю.Лермонтов назвал зависть тайным чувством);
- отсутствие улыбки, исключая случаи, когда завистник видит страдания других людей;
6. Закрытость:
- скрещивание рук со сжатыми кулаками или так, что одна рука сжимает другую (“я нахожусь в обороне, так как ничего хорошего не жду”);
- сидение на стуле, повёрнутом спинкой вперёд (демонстрация силы и готовности к ответной агрессии);
- ноги расположены поверх стула, стола, кресла (жест высокомерия, развязности);
- скрещивание или поза нога на ногу (“я готов в конфронтации”). Если при этом скрещены и руки, то это явный знак, что собеседник для индивида - враг.
7. Злоба (лучшая иллюстрация - изображение лица Мефистофеля рядом художников):
- брови вытянуты в горизонтальную линию, внутренние их углы опущены, наружные - в противоположность печали - приподняты;
- поперечные складки на переносье;
8. Негодование (благородный, праведный гнев):
- брови опущены и расположены горизонтально (знак напряжения мысли, чего нет при гневе, когда индивиду в состоянии этого аффекта не до размышлений);
- руки воздеты и обращены ладонями вверх (знак, который называют “весами справедливости”, это как бы обращение к небу, верховному арбитру);
- на лице выражение бесстрастия (во всяком случае признаков злобы нет);
9. Недоумение:
- застывание на одном месте и в одной позе;
- признаки остановки мысли;
- разведение рук в стороны (означает неспособность действовать из-за остановки мыслей);
- полуоткрытый рот (означает остановку вокализации, неспособность что-то сказать);
10. Напряжение воли (по описанию Ч.Дарвина):
- плотное сжатие губ;
- напряжение мышц тела, отсюда - живость ответ;
11. Отвращение:
- отворот головы (знак - “противно смотреть”). В псалмах библейского Давида содержится, например, просьба к Богу не отвращать лицо, взгляд;
- нахмуренные брови (означает:”глаза мои не глядели бы на эту мерзость”);
- сморщенный нос, как это бывает при неприятном запахе;
- приподнятая верхняя губа и опущенная нижняя (означает:”выплюнуть бы такую дрянь”);
- угловатая форма рта (означает:”какая-то гадость во рту”);
- язык слегка вытянут, он словно выталкивает что-то неприятное изо рта или препятствует его попаданию в рот;
- туловище занимает положение с отворотом, оно словно от чего-то отстраняется;
- рука (руки) вытянуты, пальцы рук раздвинуты (означает: ничего не возьму в руки из чувства гадливости);
12. Открытость:
- развёрнутые, раскрытые навстречу партнёру руки (означает: смотрите, у меня нет за пазухой камня”);
- частое поднятие плеч (означает: “сомнения в отношении меня безосновательны”);
- расстёгнутые пиджак или куртка (означает: “убедитесь сами, что я открыт и мои намерения самые добрые”);
- наклон в сторону партнёра (знак симпатии, расположения);
13. Печаль:
- брови вытягиваются в прямую линию, внутренние их углы приподняты, наружные - опущены;
- на средней трети лба образуется несколько поперечных морщин;
- на переносье появляется несколько вертикальных складок (знак сосредоточенности на проблемах);
- глаза слегка сужены, здорового блеска в них нет (“потухший взор”);
- уголки рта опущены (“кислое выражение лица”);
- темп движений и речи замедлен;
14. Подобострастие:
- преувеличенное изображение уважения, до степени раболепия (например, тело излишне наклонено вперёд, лицо копирует выражение объекта прислуживания, изображает умиление, заискивающий взгляд не отрывается от важной персоны, выражает готовность угадать и исполнить любое её желание);
- отсутствие признаков напряжения ума;
- отсутствие признаков напряжения воли;
15. Подозрительность:
- неподвижный взор, устремлённый на объект подозрения;
- взгляд искоса (означает желание дистанцироваться от объекта угрозы);
- слабое смыкание губ (знак неуверенности в том, что может случитья);
- тело ориентировано от объекта угрозы (означает желание удалиться от объекта угрозы);
- признаки злобы;
16. Радость:
- брови и лоб спокойны;
- нижние веки и щёки приподняты, глпзп прищурены, под нижними веками появляются морщинки;
- “гусиные лапки” - лёгкие морщинки, лучами расходящиеся от внутренних углов глаз;
- рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты;
17. Раскаяние:
- выражение печали, убитого вида (рудимент разрывания одежд или посыпания головы пеплом);
- выражение молитвенной мольбы к высшим силам в виде воздетых к небу рук (значает просьбу о прощении, помиловании);
- сжатие кулаков (знак гнева, досады в отношении своего недостойного поведения);
- плач с закрытыми руками глазами;
- отдаление от других людей;
18. Расположение к кому-либо:
- наклон головы, тела в сторону собеседника (означает: “мне с вами интересно и я не хочу лишиться вашего внимания”);
- рука на груди или “на сердце” (мужской жест честности и открытости);
- взгляд в глаза (означает:”мне приятно вас видеть”);
- покачивание головой в знак согласия с тем, что собеседник говорит;
- прикосновение к собеседнику (означает доверие, симпатию, теплоту отношения);
- приближение к собеседнику до пределов интимной зоны и ближе;
- закрытая позиция партнёров: они смотрят друг на друга, ступни их ног расположены параллельно;
19. Самоуверенность:
- отсутствие жестов у лица (означает:”мне нечего скрывать, я уверен в себе и ничего не боюсь”);
- гордая, прямая поза;
- пальцы рук соединены, иногда куполом. Чем выше расположены руки, тем большее превосходство над другими ощущает индивид. Он может позволить себе смотреть на кого-либо сквозь соединённые пальцы своих рук;
- руки могут быть соединены за спиной (означает готовность действовать не физической силой, а правом на своей стороне);
- высоко поднятый подбородок (“взгляд свысока”). Два последних признака образуют авторитарную позу;
- неторопливые движения, скупые жесты и движения головой и глазами. Это создаёт впечатление их многозначительности, а также убеждённости в своей непогрешимости;
- выбор места расположения где-нибудь на возвышении, как бы на троне или пьедестале;
- расположение ног на предметах или поза небрежно облокотившись на что-либо (означает: “тут моя территория, здесь я хозяин”);
20. Скука:
- глаза полуприкрыты (означает: “не глядел бы на всё это, надоело всё);
- голова лежит на ладони (означает:”подушку бы, лучше уж поспать”);
- машинальное и однообразное рисование на бумаге каких-то орнаментов, решёток, фигурок;
- пустой, ничего не выражающий и ни к чему не прикованный взгляд, то, что называют “дневным сном” с пассивным течением впечатлений;
21. Смущение:
- голова поворачивается в сторону от наблюдателя;
- взгляд направлен вниз, он смещается при этом вбок;
- улыбка сжатыми губами (“сдержанная улыбка”);
- дотрагивание рукой до лица;
22. Сомнение:
- слабое напряжение мышц тела и круговой мышцы рта;
- опущенная голова;
- опущенный взор;
- руки прижаты к телу, они сложены, засунуты в рукава (признак отсутствия побуждений действовать);
- приподнятые плечи (знак вопроса: “чему тут удивляться?”);
23. Страх:
- поперечные морщины на лбу, при этом в центре лба они глубже, чем по краям;
- широко раскрытые глаза (“у страха глаза велики”);
- поднятие век так, что между верхним веком и радужной оболочкой обнажается белок глаз;
- брови поднимаются, делаются дугообразными и сводятся к переносице (выражение беспомощности);
- рот открыт (“отпала челюсть”);
- углы рта резко оттянуты (выражение задержанного крика о помощи);
- поперечные морщины на передней поверхности шеи (рудимент реакции съёживания, сворачивания в клубок);
- застывание на месте или беспорядочное метание (паралич воли или рудимент реакции бегства);
- сухость во рту, бледность лица (первое - признак, которое использовали древние детекторы лжи; второе - признак, который ранее использовали для отбраковывания призывников в армию);
- напряжённый и настороженный взгляд, устремлённый в сторону источника опасности;
- дрожь в руках, ногах, во всём теле;
24. Стыд:
- прячется лицо, оно закрывается руками, отводится в сторону, опускается вниз, как это бывает в чьём-либо присутствии, даже воображаемом;
- взор обращён в сторону, опущен вниз или беспокойно двигается - Ч.Дарвин;
- веки прикрывают глаза, глаза иногда бывают закрыты (как у детей:”не вижу, значит, этого нет”);
- умолкание речи (в Библии сказано:”Чтобы впредь нельзя было тебе рта раскрыть от стыда”);
- тихие, бесшумные, по возможности незаметные действия (в Библии сказано:”Крадутся люди стыдящиеся”);
- тело сжимается, съёживается, индивид как бы прячется, хочет, чтобы его не видели;
- поверхностное дыхание с глубокими вздохами (рудиментами плача);
- внезапные остановки дыхания (связаны, вероятно, с воспоминаниями о содеянном);
- заикание;
- краска стыда (“покрыться стыдом, бесчестием”). “Стыдливый румянец” Ч.Дарвин считал самым человеческим из всех проявлений эмоций;
25. Тревога:
- беспокойный взгляд;
- суетливость, то есть бестолковая, торопливая и часто бесцельная активность; обнаруживает значительное или нарастающее беспокойство (потирание рук, непоседливость, перекладывание предметов и др.);
- тревожные вербигерации (повторение фраз, вопросов, выражающих страх предстоящего);
- дрожание рук, голоса, всего тела (сопровождает ощущение внутреннего напряжения);
- крики, плач;
- бледность кожи.
26. Удивление:
- высокое поднятие бровей;
- открытие рта;
- разведение рук;
- сильное напряжение внимания;
- сильное напряжение мысли;
27. Умиление (душевное состояние на исходе печали):
- признаки радости;
- признаки печали;
- слёзы;
28. Умственное напряжение:
- две вертикальные складки на переносице;
- нависание бровей над глазами;
- брови из дугообразных делаются горизонтальными.