ЛИЧН-ЛЛОЙ

Личности типология, по Шпрангеру (Шпрангер, основатель “понимающей психологии”, 1882-1953) - разграничение 6 типов личности или форм понимания, познания жизни:

  1. теоретический человек - тип людей, знающий “лишь одну страсть - ...к проблеме, к вопросу..., объяснению, установлению связей, теоретизированию” и для него имеет значение лишь одно:”истина любой ценой. В наиболее естественном и и чистом виде “эта форма жизни” воплощается в профессинальных учёных, действующих  силу “свободного интереса”. Теоретик при этом легко может погрузиться в спекуляции, отрываясь от мира фактов, как например, Гегель. Продуктивная познавательная установке заключается, по Э.Шрангеру, в соединении эмпирии и концептуальной работы, что присуще критическому представителю теоретического человека. К нему автор относит Платона и Канта;
  2. экономический человек - тип человека, который “во всех жизненных связях на первое место ставит полезность”. Это “практичный человек”, смысл его действий не  в самой деятельности, а в её полезном эффекте. “Всё для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни”. Удел экономического типа - техника и естественные науки. Прототип данного типа, по Э.Шпрангеру, - Ж.Ламетри. Ценность познания для экономического человека - направленность на познание того, что приносит пользу себе, коллективу, человечеству. Э.Шпрангер различает и другие, особые формы экономического типа на основании объекта практической, то есть профессиональной деятельности: земледелец, скотовод, книжный издатель и др. Однако он подчёркивает, что уже во времена Руссо лишь один крестьянин является “целостным человеком”, который “вкладывает ещё душу в свою работу”, “все остальные втягиваются в процесс овладения природой, который начинает господствовать и над самим человеком. “И эта власть ещё страшнее, чем власть природы”. Близко к экономическому человеку стоит, считает Э.Шпрангер, тип потребителя, если он располагает всеми материальными благами. Г.Гордон относит к экономическому типу стереотип преуспевающего американского бизнесмена;
  3. эстетический человек - отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте. Людей данного типа можно рассматривать с разных позиций. Например, с позиции того, является ли для них наиболее важной красота души, природы или произведений искусства, создают они эстетические ценности или только наслаждаются ими. Различие между ними касается и того, как они относятся к действительности, то есть реалисты они или идеалисты. Реалисты воспринимают впечатления в их исходной данности. Ценители сиюинутных впечатлений - импессионисты  схватывают от жизни только её “запах”. Идеалисты  перерабвтыают впечатления сообразно эстетическим ценностям, как бы создают свой внутренний мир. В своём крайнем выражении идеалисты - это сентиментальные экспрессионисты, которые во всём находят лишь отзвуки своих душевных состояний. Наконец, по степени “развития эстетического органа”различаются лирические натуры (их волнует моментальное воздействие мелких деталей), эпические натуры ( обращённые к осмыслению жизни во всей её полноте) и располагающиеся между ними драматические натуры;
  4. социальный человек - живёт и действует ради любви к людям (вернее, ради людей, которых он любит, а не ради упоения любовью). Подлинная любовь, полагает Э.Шпрангер, не имеет ничего общего с жалостью, благотворительностью, она - отражение высшей всепоглощающей любви, вырастающей из внутренней духовной структуры. Социальные формы жизни определяются содержанием ценностей. Это может быть любовь к человеку, правде, просвещению, возвеличиванию в человеке красоты и формы. Это также любовь матери, у которой “инстинкт любви” организует всю её личность. Не меньшая тайна - любовь мужчины и женщины. При этом, по мнению Э.Шпрангера, женщина живёт любовью, мужчина же больше любит “своё произведение”. Прообразы социального типа, по Э.Шпрангеру, - Л.Н. Толстой, Ресталоцци, а также Великий инквизитор в романе Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы”;
  5. политический человек  - живёт и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом сосем не обязательно в собственно политическом смысле. Политический человек “должен воплощать в себе коллективную власть: действовать от имени многих. И только в этом случае, когда вождь имеет за собой мощную группировку, которую он представляет, мы встречаем высшие политические натуры, людей императивного характера, в которых сконцентрирована индивидуальная сила...”.  На этой основе выделяются разные политические типы в соответствии с формой законодательства. Уже Платон перечислял эти типы: аристократический, тимократический, олигархический, демократический, титанический. Различие политических типов касается и методов власт. “стремящийся господствоать знания - авторитет,..., благодаря сой инт6ересной личности - эстетичческий аристократ или аристократ образования..., посредством богатства - плутократ..., религиозными средствами - теократ”. При этом действующие “посредством внушения”не “опираются на содержание своих ценностей”;
  6. религиозный человек - это те, “чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей”. “Сущность мира, - говорит Э.Шпрангер, - приходит во время особого состояния, которое ...называется откровением”. Способность к последнему достигается “путём особого воспитания души”. Различия внутри религиозного типа основано на отношении вышеупомянутых ценностей “к общему смыслу жизни”. При позитивном отношении “мы имеем тип имманентного мистика, активно участвующего в жизни, который всюду находит ростки божьи и у которого всё от бога”. При негативном отношении возникает “тип трансценедентного мистика”, который устраняется из жизни (например, это монах, отшельник). В случае двойственного отношения “возникает дуалистическая религиозная натура”, разделяющая свою жизнь на две половины, два измерения. К религиозному типу Э.Шпрангер причисляет Спинозу и Д.Бруно, погибших по вине церкви.

Личности типология, по Юнгу (Jung) - основана на разграничении 2 основных типов личности -  интровертов и экстравертов. Судьба интровертов, указывает К.Юнг, определяется его собственной внутренней жизнью, судьба экстравертов - объектами его интересов. Интроверт погружён во внутренний мир своих мыслей, созерцателен, сдержан, стремится к уединению, его интерес сосредоточен на самом себе. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него основной движущей силой.. Обычно, по К.Юнгу, в личности доминирует и является сознательной лишь одна из установок, другая представляется субдоминантной и бессознательной. Автор различает также 4 фундаментальные психологические функции: мышление, чувство, ощущение и интуицию. “Ощущение устанавливает, что имеет место в действительности, мышление даёт возможность понять смысл этого, чувство говорит о его ценности, а интуиция указывает на то, откуда это, вероятно, пришло и куда движется”. Две зго-ориентации и четыре психологические функции образуют в комбинации 8 различных типов личности: 1. экстравертный мыслительный, 2. экстравертный эмоциональный, 3. экстравертный ощущающий, 4. экстравертный интуитивный, 5. интровертный мыслительный, 6. интровертный эмоциональный, 7. интровертный ощущающий и 8. интровертный интуитивный. К. Юнг не придавал своей типологии личности большого значения, полагая, что решающую роль в предрасположении индивида испытывать определённые мысли или чувства играют архетипы коллективного бессознательного.

Существуют другие типологии личности (Кречмера, Данбар, Леонгарда, Хорни и др.), о них упоминается в разных статьях настоящей книги.

Личностная диспозиция (лат. dispositio - расположение, распределение) - термин Олпорта Г.В., обозначает черту личности, проявляющуюся однотипным или сходным реагированием в определённых ситуациях.

Личностная сфера - термин Р.Б. Кэттела, обозначает полный диапазон измеряемой человеческой личности. За отправную точку исследования автор принял из словаря 4500 прилагательных, означающих черты личности. Затем он сгруппировал синонимы и сократил список до 200 прилагательных, а с помощью факторного анализа получил 35 поверхностных черт и 16 глубинных, которые, как он утверждал, исчерпывают всю личностную сферу.

Личностная черта - 1. некая гипотетическая базовая диспозиция или характеристика личности, которая используется в качесте объяснения постоянства и устойчивости поведения человека. Термин используется различными научными направлениями исследования личности; 2. простое описание моделей поведения, восприятия, мышления и т.д. Используется описательно, без объяснительной интенции.

Личностное расстройство - 1. первоначально - любое психическое заболевание, проявляющееся рассогласованием мотивационной сферы и неадаптивными межличностными отношениями (от невроза до психотического состояния). Термин использовался и для того, чтобы обозначить стиль социального взаимодействия, которые находились за пределами чьей-то частной позиции относительно того, что является правильным и уместным. В итоге столь свободное применение термина было отклонено; 2. класс поведенческих расстройств (исключая неврозы и психозы), обусловленных патологическим разитием личности и характеризующихся относительно небольшой тревогой или страданием по поводу таких расстройств. Внутри данного класса нарушений различают 3 подкласса: 1. общие личностные расстройства, включая компульсиную, циклотимическую, параноидную и шизоидные личности; 2. социопатические расстройства, характеризующиеся общим отсутствием соответствующих аффектов, пониженным чувством вины или его отсутствием после каких-либо проступков, а таже неспособностью устанавливать длительные эмоциональные связи с другими людьми; сюда относятся антисоциальная, диссоциативная, психопатическая и социопатические личности; 3. сексуальные девиации, при которых основной способ получения сексуального удовлетврения  обычно расцениается как социально неприемлемый или нежелательный. Данное значение термина доминировало в зарубежной психиатрии до 1960 г., до 3-го издания Руководства по диагностике и статистике, когда способ применения термина был значительно пересмотрен и приближен к отечественному; 3. психическое расстройство, основным проявление которого - глубоко укоренившиеся, длительные неадаптивные паттерны отношений с окружением, мыслями о нём, его восприятием, причём всё это столь ыражено и экстремально, что вызывает нарушения социального и поведенческого функционирования. Личностные расстройства обычно распознаются в детстве (они обозначаются детскими расстройствами) или юности и длятся большую часть взрослой жизни. К личностному расстройству относят параноидное, шизоидное, шизотипическое, истерическое, нарциссическое, антисоциальное, пограничное, избегающее, зависимое и компульсивное расстройство личности. См. Психопатии.

Личностное самоопределение - 1.феноменологическое ощущение индивида (ощущение самости), которое имеется у него относительно его собственного внутреннего Я независимо от всех других, выходящее за пределы биологических и психологических поправок и сокращений, производимых находящимся в состоянии непрерывного изменения миром; 2. тот фвкт, что каждый человек представляет собой индивидуальность.

Личностный конструкт - центральное понятие в теории личности Д.Келли. Термин обозначает любой из способов, которым индивид пытается воспринимать, понимать, предсказывать мир и управлять им. Личностный конструкт - гипотеза, возможный способ конструирования физического и социального окружения. Гипотезы могут меняться, если вступают  в противоречие с воспринимаемой информацией, или включаются в структуру личности как её базовые аспекты.

Личностный синдром - набор неадаптивных поведенческих характеристик, которые являются общими для многих людей. Имеется в виду, что причинные факторы в значительной степени скорее социальные и культурные, чем биологические. Когда явно имеются в виду физиологические факторы, используют термин органический личностный синдром.

Личностный стиль типа А (Type A personality stile) - характеризуют враждебность, цинизм, несдержанность, нетерпеливость, стремление к противоборству и амбициозность.

Личностный стиль типа В (Type B personality stile) - характеризуют уравновешенность, доброжелательность и терпеливость, спокойное отношение к вопросам времени.    

Личность (персона) - многоплановый и крайне сложный для определения термин, которым обозначают структуру, интегрирующую биологическое, психические, социальные и духовные качества человека. Существует множество дефиниций термина, которые предлагались многими писателями, философами и психологами разных научных направлений. Приведём данные об основных подходах к пониманию личности:

  1. конституциональные теории - берут начало в учении Гиппократа о смешении жизненных соков. Основная идея заключается в том, что каждый индивид представляет собой определённый баланс неких природных основных элементов, сочетание которых определяет тип личности. Примерами могут служить  теории Э.Кречмера и В.Г.Шелдона о связи строения тела с развитием личности, отчасти также теория К.Юнга, в которой предпринята попытка разграничить определённые типы личности;
  2. теории черт - все теории данного направления исходят из того, что личность человека представляет собой компендиум (лат. compendium - сокращение, сбережение) черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и др. Современные теории черт, пытаясь выделить основные измерения личности используют метод факторного анализа. Наиболее влиятельной считается теория Р.Б.Кэттела, бвзирующаяся на наборе глубинных черт, которые оказывают “реальные структурные влияния, определяющие личность”. Цель теорий личности, полагает Р.Б.Кэттел, состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помощью которой можно делать предсказания относительно поведения;
  3. психодинамические и психоаналитические теории - ряд детерминистических теорий, разрабатывающих предположение о том, что определяющим личность является природный фактор или ранний детский опыт. Существует множество отличий между ними, но все они объединятся общей идеей, а именно: личность характеризуется в них через понятие интеграция. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с имплицитным предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, ни одно рассмотрение проблемы личности не считается теоретически полезным без оценки мотивационных синдромов Синонимом личности в данных теориях нередко считается термин характер.
  4. бихевиоризм - основой этого направления является распространение теории научения на исследование личности. Бихевиоризм привлёк внимание к вопросу о том, что именно из устойчивого поведения человека является следствием влияния внутренних факторов (типов, черт, динамики личности, а что - влиянием окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений. Учёные, на которых оказал воздействие бихевиоризи, в поисках ответа на эти вопросы не видят самой личности и ставят под сомнение необходимость сохранения соответствующего термина;
  5. гуманизм - данное направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма. Основатели гуманистического направления (Маслоу, Роджерс, Мэй и Франкл) сосредоточили своё внимание на феноменологии (греч.phainomenon - являющийся), где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме (греч. holos - целое), противостоящем  редукционизму бихевиоризма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы этого направления касаются трудности научной проверки многих его теоретических понятий.  Более адекватным было бы, пожалуй, считать, что это проблема именно научной проверки, не готовой к изучению личности. Тем не менее данное направление остаётся важным, пожалуй, ведущим ныне подходом к изучению личности, давшем начало широкому движению человеческого потенциала;
  6. теории социального научения - понятие личности рассматриваются здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социальном контексте. Данный подход является преобладающим и в отечестенной науке. Так, личностью называют “устойчивый комплекс социально значимых черт, присущих индивиду и общественно обусловленных....Общественная обусловленность свойств личности свидетельствует о необходимости её изучения в контексте общественных условий” (Блейхер, 1995). А.Бандура основывает свою позицию на положении о том, что, хотя научение и оказывает решающее влияние, для объяснения развития сложных социальных моделей поведения (таких, как роли), по существу составляющих личность человека, необходимы факторы, отличные от простых связей реакции-стимул и случайных подкреплений. В частности, важны такие когнитивные факторы, как память и процессы саморегуляции. Многие исследования сосредотачивались на моделировании (здесь имеется в виду подражание) и наблюдении научения как механизмов, которые могут дать теоретически удовлетворительное описание последовательного поведения в социальном контексте;
  7. ситуационизм - данное направление является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Его сторонники считают, что любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними факторами или чертами личности. Само понятие черты личности является, с этой точки зрения, психической конструкцией наблюдателя и существует лишь в его сознании. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, нежели внутреннему постоянству;
  8. интеракционизм (теория взаимодействия)- это эклектичная теория, она допускает, что определённая доля истины имеется во всех вышеуказанных, и в ней утверждается, что личность возникает из взаимодействий определённых качеств и предрасположений, с одной стороны, и способа, которым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Личность, таким образом, не есть “вещь в себе”,  но суть комплекс сложных паттернов взаимодействия индивида и внешней среды.

Существуют другие подходы к исследованию личности, в частности, экзистенциализм, настаивающий на том, что сущность человека суть центральное понятие персонологии и составляет ядро личности. В качестве примера приведём определение понятия, принадлежащее К. Ясперсу, одному из самых видных его представителей экзистенциализма:”Личностью, - указывает он, - мы называем обладающую индивидуальным набором отличительных признаков характерную совокупность доступных пониманию взаимосвязей в пределах отдельно взятой психической жизни”.

В заключение можно сказать, что учение о личности - персонология - находится лишь в начальной, как бы аналитической стадии своего развития и занята ныне поиском своих границ, изучением составляющих личность элементов и формулированием основных идей. Главные события, а именно синтез столь разных направлений в учении о личности, очевидно, ещё впереди.

Личность зрелая - термин А.Адлера, обозначает личность, которая “вселяет удовлетворение и надежду, а не страх и разочарование”. Предвосхитив идеи гуманистической психологии, А.Адлер предложил также понятие креативная личность, указав, что альтруизм, человечность, стремление к сотрудничеству, чувство собственного достоинства и творческое начало - основные черты зрелой личности. Более детально понятие разработано в рамках гуманистического направления в персонологии. Тем самым сделан очень важный шаг на пути к разграничению нормы и патологии личности, так как судить об аномальности, не имея представления о норме, невозможно. Очевидно, что болезненные явления не могут служить ориентиром в том, что касается границ психического здоровья. Пожалуй, лучшее описание зрелой (самоактуализирующейся) личности принадлежит А. Маслоу А.. Автор указывает на следующие её качества:

  1. более эффективное или “бытийное” восприятие действительности - такой, какая она есть в реальности;
  2. принятие себя, других и природы во всех проявлениях и без сверхкритики недостатков, без вины, страха и тревоги, но с удовольствием и благодарностью;
  3. непосредственность, простота, искренность без желания производить впечатление и следовать условностям, действуя при этом твёрдо и непримиримо, но вместе с тем терпимо и деликатно;
  4. центрированность на проблемах, сосредоточенность на задачах, которые они считают своей личной, когда человек и его работа подходят друг другу и “принадлежат друг другу, как ключ и замок”;
  5. независимость: осознание неприкосновенности внутреннего мира, защита его от посягательств извне, потребность иметь собственные суждения на тот или иной счёт, но не в ущерб их объективности;
  6. автономия: независимость от предписаний культуры и окружения - самодостаточность, самоуправление и самодисциплина, внутренняя мотивация;
  7. свежесть восприятия: независимость от стереотипов мышления - способность видеть новизну в самых обычных событиях жизни и стремление оценивать по достоинству всё, что происходит; индивиду интересно всё, скуки он не знает;
  8. вершинные или мистические переживания: способность испытывать очень сильные переживания, особенно в кульминационные моменты жизни (собственно мистицизм не имеет к этому отношения);
  9. общественный интерес: искреннее стремление помогать людям, способность к подлинному состраданию и бескорыстной помощи, “братская” любовь к людям и человеческому сообществу;
  10. глубокие межличностные отношения, особенно с теми, кто более здоров и близок к самоактуализации, нежели “средний человек”;
  11. демократический характер: отношение к людям определяется их качествами, а не статусом, расой, рождением или принадлежностью к той или иной социальной группе, без того, чтобы стремиться к превосходству или проявлять предубеждение;
  12. разграничение средств и целей, то есть эстетическая определённость и твёрдость, обострённое чувство целей и средств их достижения;
  13. философское чувство юмора: предпочтение юмора, представляющего общечеловеческие глупости одновременно в весёлом и грустном виде. Такой юмор проявляется и воспринимается как вызывающий не смех или хохот, а окрашенную печалью улыбку;
  14. креативность : способность к творчеству, естественная и спонтанная, как и свойственная детям. Проявляется в любом деле, даже в быту. В первоклассном супе, говорит А.Маслоу, больше творчества, нежели во второсортной поэзии.

Личность невротическая - психоаналитический термин, обозначает незрелую в том или ином отношении личность взрослого индивида со свойственными ему невротическими потребностями (Хорни), психологическими защитами (Фрейд), комплексами (Юнг), нарушениями межличностных отношений и социальной адаптации. Крайним выражением Л.н. является психопатия.

Личность сегментализированная - термин заимствован из социологии, обозначет тех, у кого в ответ на социальное давление развился набор различных и несогласованных социальных ролей и способов поведения. Некоторые исследователи полагают, что этот тип личности с большей вероятностью продуцируют сложные урбанистические общества, нежели маленькие и более сплочённые сельские общины. Противоречивое поведение Л.с. не следует смешивать с множественной личностью.

Ллойда Моргана предписание - предостережение британского физиолога и психолога К.Ллойда Моргана о том, что при объяснении поведения животных предпочтительнее использовать самые простые, примитивные интерпретации, избегая тем самым антропоморфизма.

Вернуться к Содержанию