Личности структура, Мясищеву (Мясищев, 1960) - разграничение 4 групп качеств личности с позиции психологии отношений: 1. система отношений индивида к окружающему миру и самому себе; 2. психические качества индивида - уровень активности, его интеллект, мышление, память, восприятие, аффективность, волевые процессы; 3. динамика реакций и переживаний индивида - степень общей активности и области её проявления, а также особенности реагирования на происходящее, то есть интенсивность реакций, их длительность и качество; 4. соотношение психических свойств, их согласованность, степень единства, интегрированности личности в целом.
Личности структура, по Платонову (Платонов, 1953) - основанное на концепции динамической функциональной структуры личности разграничение 4 подструктур личности: 1. личностные качества, обусловленные исключительно социальными факторами - направленность деятельности, система её отношений, нравственные характеристики; 2. личный опыт - знания, умения, навыки, привычки; 3. индивидуальные особенности психических процессов -ощущений, восприятия, эмоций и чувств, памяти, мышления и интеллекта, воли; 4. биологически обусловленные качества - темперамент, а также органические патологические особенности. В указанные подстуктуры и стыки между ними автор включает все известные свойства или черты личности.
Личности структура, по Рубинштейну (Рубинштейн, 1946) - разграничение 3 групп качеств личности: 1. направленность - установки, интересы, потребности; 2. способности; 3. темперамент и характер.
Личности структура, по Фрейду (Freud) - разграничение 3 систем личности: 1. Оно или Id - сфера подсознания, то есть первичных психических процессов, инстинктов, источников психической энергии и путей, по которым она канализируется, а также предсознания - вытесненного психического материала; 2. Я или Эго - сфера сознания, то есть вторичных психических процессов (мышления), осуществляет контроль психической энергии в соответствии с требованиями реальности; 3. Сверх-Я или супер-Эго - в основном, сфера бессознательного, содержит усвоенные в детстве социальные запреты и идеалы.
Личности структура, по Юнгу (Jung) - разграничение 3 систем личности: 1. Эго - центр сознания личности, психические явления (мысли, чувства и др.), благодаря которым индивид является и чувствует себя человеком; 2. личное бессознательное -психический материал, который оказался забытым или вытесненным из сознания. Здесь же находятся комплексы - заряженные эмоционально побуждения, представления, способные оказыать значительное влияние на поведение индивида; 3. коллективное бессознательное - опыт предков, включая человекообразных обезьян, духовное наследие прошлого, запечатлённое в строении головного мозга и представленное первообразами, архетипами, то есть врождёнными ментальными структурами, обеспечивающими готовность реагировать тем или иным образом.
Личности тип - конкретный способ организации личностных качеств в целостную, устойчивую и определённую структуру. Существует, как принято считать, различные типы личности, которые поддаются классификации. Не все исследователи с этим согласны. Некоторые авторы, например, Франкл В., считает такой подход порочным и совершенно неприемлемым и полагает, что его предпочитают только потому, что бессознательно избегают тех трудностей, которые связаны с фундаментальным фактом индивидуальности каждого человека. Тем не менее типология личности, как указывает Ребер А. (2001), является “повальным увлечением в социальных исследованиях, исследованиях и теориях личности”.
Личности тип индивидуалистический - западный тип личности, характеризующийся «независимым определением Я», когда индивид свои мысли, чувства и действия рассматривает как имманентные, присущие ему от природы.
Личности тип коллективистский - восточный тип личности, характеризующийся «взаимозависимым определениям Я», когда собственные мысли, чувства и действия индивид рассматривает как обусловленные мыслями, чувствами и действиями других людей.
Личности типология, по Адлеру (Adler) - различается 4 типа личности: 1. управляющий тип - это самоуверенные, напористые и активные индивиды с назначительным либо отсутствующим социальным интересом, то есть не заботящихся о других. Типична установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, такие индивиды решают их в свойственной им враждебной, антисоциальной манере. А. Адлер приводит в пример наркоманов и юных правонарушителей; 2. берущий тип - “паразиты”, живущие за счёт других людей. Основная жизненная установка таких индивидов заключается том, чтобы получать от других людей как можно больше, ничего не давая взамен и ни за что не отвечая. Социальный интерес у данного типа отсутствует. В силу низкой активности, полагает А.Адлер, маловероятно, что “они причинят страдания другим”; 3. избегающий тип - не обладают ни достаточным социальным интересом, ни активностью. Это тип людей, которые больше опасаются неудач, нежели стремятся к успеху, их характеризует социально-бесполезное поведение и бегство от решения жизненных задач; 4. социально-полезный тип - сочетает высокую активность и развитый социальный интерес. Это зрелые натуры, заботящиеся о других и заинтересованные в общении с окружающими. Свои жизненные задачи данный тип людей воспринимает как социальные проблемы, а не сугубо личные, осознаёт, что их преодоление требует сотрудничества, личного мужества и готовности действовать во благо других.
Личности типы, по Маслоу (Maslou) - вытекают из теории иерархии человеческих потребностей А.Маслоу, в которой представлены 5 групп потребностей, последовательно доминирующих по мере прохождения всего цикла личностного развития. Систематика основана на предположении, что конкретные условия существования, социальное положение есть интегральное выражение всей суммы факторов, влияющих на индивида, определяющих его актуальные потребности, мотивацию поведения, отношение к различным явлениям и происходящему (Жмуров, 2008). Соответственно этому могут быть выделены 5 основных типов личности (сам А.Маслоу особое внимание уделяет изучению зрелой или самоактуализирующейся личности):
- личности с актуальными физиологическими потребностями - мотивированы главным образом стремлением преодолеть дефицит самого необходимого для существования, точнее - выживания. Это тип людей, в значительной степени лишённых условиями своей жизни доступа к материальным и духовным ценностям, образованию, просвещению, квалифицированным профессиям, хорошо оплачиваемой работе, досугу, отдыху и развлечениям. Иными словами, это многие поколения людей, находящихся в ситуации жестокой, перманентной и безнадёжной депривации и столь же тотальной фрустрации. Именно они, по словам одних, образуют “чернь”, “быдло”, “толпу” со всеми реальными и надуманными недостатками и пороками, другими называются более сердечно - “народом”, “простыми людьми”. В качестве забитой серой массы они нужны, жизненно необходимы всем, кто существует и благоденствует за их счёт. Нормальным представителям этого типа индивидов, а таких, повидимому, немало, свойственны трудолюбие, мастеровитость, скромность, приветливость, открытость и бескорыстие. В большинстве своём они справедливые, искренние, отважные, самоотверженные и неприхотливые люди, терпеливые, выносливые и способные выживать по существу в нечеловеческих условиях. Время от времени, когда их терпение истощается, они, взрываясь, превращаются в грозную бунтующую силу, стихию, раскалённую лаву, сметающую всё на своём пути. Тогда все их недостатки (необразованность, склонность к подчинению, покорность, отсутствие инициативы и предприимчивости, низкая самооценка и др.) многократно усиливаются и превращаются в месть, жестокость, вандализм и слепую ненависть. В этом качестве они также нужны, но на этот раз уже лжецарям, псевдопророкам, авантюристам и циничным политикам, рвущимся к власти. Аномальные представители данного человеческого типа представлены деградированными алкоголиками, осевшими на дно общества психиатрическими пациентами, проститутками, уголовниками и др.;
- личности с актуальными потребностями в безопасности - мотивированы в первую очередь и в основном заботой о своём благополучии, им нужны порядок, стабильность, обнадёживающие жизненные перспективы, свобода от таких негативных явлений, как болезни, хаос и страх. В нормальном варианте это люди, стремящиеся к учёбе, знаниям, материальному достатку, достойному положению в обществе, престижной и интересной профессии, к состоятельности в браке, к развитию и реализации своих способностей. Это честолюбивые, энергичные, напористые и предприимчивые люди, создающие прочный фундамент своей жизни на будущее. Им свойственны состязательность, поскольку в любом деле они хотят быть на первых ролях. Их главный девиз - приобретать или, как они говорят, “делать себя самим”. Они чрезвычайно обеспокоены проблемой своей состоятельности, самое большое оскорбление для них - “неудачник”, а их ахиллесова пята - самолюбие. Многие из них благополучно проходят эту фазу своей жизни в молодые годы и поднимаются на следующую ступень личностного развития, но, видимо, гораздо больше таких, кто останавливается на этом или пополняет ряды аномальных представителей данного типа людей. Последние распадаются на ряд групп, такие, например, как скучающие “потребители”, алчные “собственники”, коррумпированные чиновники, пошлые “звёзды” шоу-бизнеса и т.д., то есть все те, кто умело использует своё положение в обществе в интересах личной выгоды. Можно, вероятно, предполагать, что режимы не только штампуют нужные им типы людей, но что доминирующий в обществе тип личности в значительной степени определяет существующую политическую систему.
- личности с актуальными потребностями в принадлежности и любви - мотивированы прежде всего потребностью в групповой идентичности и социальным интересом, отражающим внутренние тенденции и определяющим их идентификацию с той или иной группой. В поисках признания, уважения, одобрения индивид более или менее сознательно стремится изменить себя, свои внутренние качества, чтобы по возможности лучше соответствовать требованиям группы. Поскольку индивид одновременно является членом разных социальных групп, нередко с отличными или даже противоположными целями, ценностями и идеалами, индивид развивается в самых разных, порой взаимоисключающих направлениях. Нежный отец, к примеру, может быть душегубом, искренне верующий человек - сектантом и коммунистом, а наживший эксплуатацией других богатство - членом партии, борющейся с социальной несправедливостью. Подавляющая часть нормальных представителей данного типа людей, повидимому, останавливается в своём развитии на стадии ролевого раскола и оказывается неспособной либо не желающей преодолеть свою внутреннюю дезинтеграцию и мозаичность, причём на замечая её и нисколько этим не тяготясь. Ф.Петрарка, обнаружив этот тип людей, был, по его признанию, поражён “взаимным раздором между желаниями одного и того же человека”. Значительную часть индивидов данного типа образуют аномальные в том или ином отношении люди. Это, к примеру, конформисты, индивидуалисты; лица, которые постоянно меняют свою групповую иднтичность, ни на чём не останавливаясь; люди, жёстко связавшие себя с какой-то изолированной или экстремистской группой (феминистки, националисты, расисты, борцы за абсолютную трезвость и т.д.);
- личности с актуальными потребностями в самоуважении - мотивированы стремлением преодолеть внутренний раскол и зависимость от других людей путём интеграции разных убеждений и ценностей. Этот сравнительно немногочисленный тип индивидов. Как и следующий за ним, он радикально отличается от предыдущих тем, что доминирующие потребности его представителей, указывает А.Маслоу, являются уже не дефицитарными, то есть требующими для своего удовлетворения поглощения чего-то извне, а представляют просоциальные потребности или метапотребности; иными словами индивид в первую очередь нуждается в том, чтобы отдавать накопленное внутреннее достояние окружающим, как бы возвращать долг, полученное от людей и общества ранее. Индивиды данного типа самодостаточны, ответственны, независимы, в своём отношении к людям неизменно руководствуются презумпцией доброго, разумного, альтруистического начала в человеке (А. Маслоу даже положил это убеждение в основу своей теории потребностей, в отличие, например, от З.Фрейда, для которого инстинкт смерти оказался, в итоге, доминирующим). Отношение этого типа людей к себе определяется высокими внутренними стандартами и той пользой, которую они стремятся принести другим, а не оценками со стороны или расположением власти, к которой большей частью они находятся в оппозиции. Нередко они не пользуются широкой известностью, во всяком случае к этому не стремятся, но о них со временем всё же складывается уважительное мнение. Они как тверды в своих убеждениях, правдивы, неподкупны, скромны, объективны в оценках и по любому вопросу имеют свою точку зрения, чаще всего не совпадающую с мнением большинства. Из-за этого многие считают их упрямыми, неуживчивыми, самодовольными и вообще крайне неудобными, одним своим присутствием как бы провоцирующим болезненные уколы совести. В целом же это очень надёжные, доброжелательные, честные, благодарные, открытые, искренние и готовые к сотрудничеству люди, уже смолоду предпочитающие такие профессии и занятия, где они могут реализовать себя с большей самоотдачей. Среди них встречаются выдающиеся педагоги, врачи, психологи, хранители музеев, хотя больше, пожалуй, тех, кто занимается обычными или даже рутинными делами. Об их недостатках, а они, разумеется есть, судить сложно. Пожалуй, главным из них является зависимость от собственного самомнения и опасения утратить самоуважение;
- личности с потребностями в самоактуализации - самая малочисленная группа индивидов, рекрутируемая из предыдущей и по многим качествам сходная с нею. Единственное существенное отличие состоит в том, что лица данного типа на протяжении многих лет своей жизни мотивированы большей частью или исключительно потребностями в творчестве, в создании новых идей, форм, образов, технологий и вообще познанию чего-то неведомого, овладению им. Им свойственно в этом смысле поразительное мужество - заглядывать в лицо неизвестности отваживаются немногие. Более того, они добровольно обрекают себя на крайнее напряжение сил, изнурительную работу, лишения, опасности, риски и неопределённость, поскольку нельзя знать заранее, чем их поиски могут завершиться; роковые для них исходы, действительно, часто случаются. Среди великих известны только те, которым удалось чего-то добиться, но многие безымянные из них потерпели творческие крушения, катастрофы, испытали глубочайшие личные трагедии. Это о них говорят народная мудрость: охота пуще неволи. Только увлечённость или лучше сказать одержимость может заставить человека делать то, чего нельзя принудить делать за деньги, славу или из-под палки. А.Маслоу считает, что личности данного типа не обязательно являются великими людьми (он в поисках лиц такого типа исключил из анализа многих официально считающихся выдающимися людей), что они, при поверхностном взгляде, могут оказаться самыми заурядными натурами, но это не так, поскольку и домохозяка может проживать по настоящему творческую жизнь. Он считает также, что не всякое творчество отличает здорового человека от аномального. Если мизантроп с увлечением ищет новые способы опорочить человека, а писатель малюет чёрными красками историческое прошлое, оба они - аномальные представители второй группы личностей, даже если им назначена роль гениев или присуждена Нобелевская премия.
Данную систематику не следует понимать буквально, как если бы упомянутые типы личности механически сменяли друг друга. В действительности, каждый конкретный индивид проявляет личностные качества разного уровня, но последние представлены в неодинаковой пропорции. Стоит заметить, что по характеру представители каждой из упомянутых групп могут быть разными и в этом отношении мало чем отличаются друг от друга.
Личности типология, по Роршаху (Rorschach, 1921) - различается 4 типа личности (согласно “типам переживаний”, выявленным в исследованиях с помощью соответствующего теста: 1. экстратенсивный - внешние интерпретации пятен теста (по цвету) превалируют над кинетическими, в которых усматриваются движения, действия индивида; 2. интроверсивный - кинетические интерпретации преобладают над толкованиями по цвету; 3. амбиэквальный - кинетические интерпретации и толкования по цвету представлены в преобладающем и примерно равном количестве; 4. коартивный (суженный) - малое количество или полное отсутствие интерпретаций как по цвету, так и движениям. Указанные типы переживаний коррелируют с определёнными качествами интеллекта, характера, аффективности и с проявлениями психической патологии. Заметим, что понимание интроверсии у H Rorschach существенно отличается от используемого C.Jung. E Bleuler (1929), к примеру, отмечает определённые параллели между интроверсией и синтонией, а экстратенсии - с шизоидией и указывает, что один и тот же индивид может, по обстоятельствам, обнаруживать как синтонические, так и шизоидные реакции.
Личности типология, по Фрейду (Freud) - разграничение 4 типов личности, отражающих фиксацию на той или иной стадии психосексуального разития: оральный, анальный, фаллический и генитальный типы характера:
- оральный характер - образуют оптимизм и пессимизм, депрессия, эйфория, изменчивость настроения, великодушие, болтливость, жадность и мышление, ориентированное на исполнение желаний;
- анальный характер - свойственны компульсивное упрямство, аккуратность, скупость либо принудительная уступчивость, неопрятность и щедрость;
- фаллический характер - отличают актиность, склонность доминировать, тенденция к садизму;
- генитальный характер - его иллюстрацией некоторые авторы считают английский идеал джентльмена, который придаёт одинаковое значение как своему собственному удовлетворению, так и удовлетворению объекта своего сексуального желания.
Личности типология, по Фромму (Fromm) - разграничение 5 типов личности, основанное на представлении о существовании у человека уникальных экзистенциальных потребностей: 1. потребности в установлении связей (альтруизме); 2. потребности в преодолении (созидательности); 3. потребности в корнях (потребности ощущать себя частью мира); 4. потребности в идентичности (потребности ощущать себя самим собой); 5. потребности в системе взглядов и в преданности (рационализм и посвящение себя тому, в чём заключается смысл жизни). Источником мотивационной силы автор считает конфликт свобода-безопасность. Э.Фромм различает следующие человеческие типы:
- рецептивный тип - типично стремление быть скорее любимыми, нежели любящими. Люди данного типа пассивны, зависимы, беспомощны и сентиментальны, они могут быть оптимистичными и идеалистичными;
- эксплуатирующий тип - характерна нацеленность на то, чтобы брать себе всё, что можно взять силой или изобретательностью. Люди данного типа неспособны к творчеству и предпочитают агрессивный стиль поведения. Им свойственны эгоцентризм, самонадеянность и надменность. Их отличают также уверенность себе, чувство собственного достоинства и импульсивность;
- накапливающий тип - это люди, стремящиеся обладать наибольшим количеством материальных благ, власти, любви и бдительно охраняющие свои накопления от поползновений себе подобных присвоить это себе. Представители данного типа консервативны, ригидны, подозрительны и упрямы, но при определённых обстоятельствах могут проявлять предусмотрительность, лойяльность и сдержанность;
- рыночный тип - люди этого типа убеждены, что личность есть товар. Они умеют себя продать, для чего поддерживают приятную внешность, умело завязывают нужные знакомства и всегда готовы продемонстрировать любую нужную заказчику черту личности. Обычно они делают лишь то, что им выгодно и удобно, не отличаются щепетильностью в выборе средств достижения цели, весьма поверхностны в общении. Наряду с этим они могут быть открыты, любознательны, щедры. Э.Фромм считает данный тип личности продуктом капиталистического общества;
- продуктивный тип - зрелые, здоровые, способные к продуктивному мышлению, любви и труду люди. Благодаря реалистическому мышлению они осыобождаются от самообмана. Любовь делает их уважительными, заботливыми и ответственными, бережно относящимися ко всему живому и жизнеутверждающему. Они своим трудом создают всё нужное для жизни и творчески самовыражаются. Коренная социальная реформа, считает Э.Фромм, может делать продуктивный тип личности доминирующим обществе.
Кроме того, принимая во внимание теорию двух основных инстинктов (жизни и смерти), Э.Фромм различает также биофильный (аналогичный продуктивному) и некрофильный (разрушительный) типы личности.