КЛИН-КОГН

Клиника (греч. klyne - кровать, постель) - 1. место обследования, диагностики, лечения; 2. лечебно - профилактическое учреждение, являющееся базой для обучения студентов, молодых специалистов и осуществления научных исследований ; 3. синоним понятия “клиническая картина болезни”.

Клиника детского воспитания - клиника, специализирующаяся на психологических проблемах детей.

Клиника амбулаторная (лат. ambulatorius - подвижной) - амбулатория, диспансер для пациентов, которые выписаны из стационара либо с самого начала обследования и лечения находятся в домашних условиях.

Клиника поведенческая - клиника, специализирующаяся в терапии поведения. В отечественной психиатрии, свободной от влияния бихевиоризма, нарушения поведения рассматриваются как проявление психического расстройства и нарушений личности.

Клиническая психиатрия - раздел психиатрии, ориентированный на изучение психопатологических феноменов и нарушений поведения с целью выявления, диагностики, дифференциальной диагностики психиатрической патологии, систематики болезненных форм, их лечения, прогноза и профилактики.

Клиническая психология - область психологии, занятая изучением, лечением и профилактикой аберрантного, плохо адаптивного или патологического поведения психиатрических пациентов, а также структуры и закономерностей психологических нарушений. В лечении используются различные методы психологической коррекции, индивидуальные и групповые методы психотерапии. Обычно клинические психологи работают в отечественных лечебно-профилактических учреждениях совместно с психиатрами.

Клинико-психопатологический метод исследования - основной в клинической психиатрии и психопатологии метод изучения расстройств психической деятельности, личности и поведения. Включает: 1. беседу с пациентами, их расспросы по определённым правилам; 2. динамическое наблюдение за их поведением, межличностными отношениями, аффектами, экспрессивными проявлениями; 3. беседы с родственниками пациента и лицами, хорошо его знающими, а также сбор других объективных сведений; 4. клинико-психологический эксперимент (изучение памяти, мышления и др.);  5. анализ, оценку, синтез полученных сведений, сбор катамнестических сведений для контроля адекватности выводов о состоянии пациента и прогностических гипотез. Обычно применяется вместе с доступными параклиническими методами исследования.

Клиническое расстройство (clinical disorder) - клинически значимый поведенческих или психологический синдром или паттерн, который проявляется у индивидуума и который связан с текущим дисстрессом или неспособностью либо со значимым возрастанием риска смерти, боли, неспособности или важной утраты свободы (DSM - 4).

Клинический личностный тест - тест, разработанный для выявления 16 радикалов личности (Жмуров, 2002). Является формализованным вариантом и экономным в части времени расспроса пациента относительно особенностей его личности. Позволяет представить результаты в количественном виде в континууме от лёгкой акцентуации характера до психопатической личности.

Клинокефалия, Клиноцефалия ( греч. kline - ложе, kephale - голова) - форма головы с седлообразным углублением в области темени.

Клиномания (греч. klyne - кровать, постель; mania - влечение, страсть, безумие) - болезненная потребность проводить время, в основном, в постели. Чаще всего наблюдается при гиперсомнении, апатии, депрессии, кататонии. Синоним: Клинофилия.

Клиппеля синдром 1 (Clippel, 1892) - сосудистый (чаще всего атеросклеротический)  псевдопаралич.

Клиппеля синдром 2 (Clippel) - корсаковский психоз в сочетании с асцитом, кахексией и циррозом печени.

Клитор - высокочувствительный структура эректильной ткани женских гениталий, развивается из той же зачаточной структуры, что и пенис у мужчин.

Клобазам (фризиум, clarmyl и др.) - анксиолитик с противосудорожным действием. Показан при лечении фобических расстройств, в качестве дополнительного средства - эпилепсии.

Клода-Луайез-Лермитта синдром (Claude, Loyeses, 1912; Lhermitte, 1922) - включает: 1. односторонний паралич 3 пары черепных нервов; 2. поражение содружественного взгляда в противоположную очагу поражения сторону, а также вверх и вниз; 3. лёгкий мозжечковый синдром с противоположной очагу поражения стороны; 4. зрительные галлюцинации. Возникает при поражении одной из педункулярных артерий.

Кловаксамин - умеренный тимоаналептик с антксиолитическим действием.

Клозапин - атипичный антипсихотический препарат, оказывает минимальное экстрапирамидное действие.

Кломипрамин (анафранил, гидефен и др.) - атипичный антидепрессант, обладает сильным тимолептическим и умеренным стимулирующим действием, показан для лечения разных форм депрессии, обладает антиобсессивным действием.

Клоназепам (антелепсин, ривотрил и др.) - анксиолитик с противосудорожной, антиэпилептической и седативной активностью, обладает снотворным и центральным миорелаксантным действием. Применяются при лечении эпилепсии, пароксизмальных страхов, фобий, маниакальных состояний (в основном, при эпилепсии), бессоннице, состояний возбуждения при реактивных психозах.

Клонический (греч. kloneo - качаться) - характеризующий судороги определённого (периодичкого) типа.

Клоноид (греч. kloneo - качаться, eidos - подобие) - движения, напоминающие клонус, обычно нерезко выраженные, непостоянные и непродолжительые.

Клонус (греч. klonos - беспорядочные движения) - быстрые, непроизвольные и ритмические мышечные сокращения пассивно растянутой мышцы примерно равной амплитуды.  Сохраняются до тех пор, пока мышца остаётся растянутой. Наблюдается при повреждении пирамидных путей, проводящих произвольные двигательные импульсы.

Клонус лодыжки - ритмические сокращения мышц лодыжки.

Клонус функциональный - характеризует невротические нарушения. Возникает при вызывании сухожильных рефлексов с обеих сторон, отличается неритмичностью и колебаниями амплитуды, при отвлечении внимания пациента исчезает.

Клонус эпилептический - клонические судороги во время больших и абортивных эпилептических припадках, а также при миоклонус-эпилепсии.

.Клопемания (греч. klope - кража, mania - влечение, страсть, безумие) - то же, что клептомания.

Клочково-узелковая доля - доля, расположенная в каудальном отделе мозжечка. Участвует в постуральных рефлексах (рефлексах позы), получая информацию от вестибулярной системы и простирая свои аксоны к вестибулярному ядру.

Клоунизм (англ. clown) - характеризует поведение, при котором пациент как бы подражает окружающим, передразнивает их, кривляется, гримасничает, строит рожи, принимает вычурные позы, неестественно жестикулирует,  делается манерным. Симптом кататонии, особенно выражен у детей и подростков. Наблюдается также при органической патологии (повреждение лобных отделов мозга).

Клубы анонимных алкоголиков - метод групповой психотерапии алкоголизма без участия врачей (программа 12 шагов).

Клювера-Бьюси синдром (Kliver, Bucy, 1937) - симптомокомплекс у макак, подвергшихся двустороннему удалению височных долей мозга: общая расторможенность, психическая слепота, эйфория, извращение эмоциональных реакций, гиперсексуальность, утрата страха, булимия, нередко - акинетический мутизм, аффективные колебания, вегетативные кризы. У людей после аналогичной операциии преобладают явления слабоумия (Tertian, 1955).

Ключ - 1. свод правил, принципов, позволяющий кодировать и раскодировать сообщения; 2. набор правильных ответов к тесту; 3. сигнал, указывающий на контекст, в котором следует рассматривать конкретное событие; 4. легенда на графике, таблице или диаграмме, которая показывает значение используемой системы обозначений.

Ключевой признак - 1. идентификационная метка; 2. сигнал, который стимулирует (“запускает”) поведение или часть реакции, являющаяся служит как бы командой к переходу к другой реакции.

Ключевое переживание - переживание, особенно значимое для индивида в силу определённых качеств его личности (Кretschmer 1922). Например, беспокойство по поводу физического недостатка является чрезвычайно травмирующим для сенситивной личности, порождающим сенситивные идеи отношения.

Коалиция родитель-ребёнок (parent-shild coalicion) - термин С.Минухина, обозначает семейный паттерн, в котором ребёнок объединяется с одним родителем против другого.

Ковалёва концепция психического дизонтогенеза (лат.dis, греч.dys - приставка, означает разделение, отделение, отрицание; ontos - сущее, genesis происхождение) - психический компонент общего дизонтогенеза (Ковалёв, 1976). Основные его типы:1. ретардация (лат. retardo - задерживать) - запаздывание или приостановка развития всех сторон или отдельных компонентов психики; 2. асинхрония (а + греч. synchronos - одновременный) - искажённое, диспропорциональное психическое развитие с нормальным, ускоренным формированием одних функций и отставанием в сроках становления других; дисфункция созревания - отклонение в развитии, связанное с сочетанием морфофункциональной незрелости мозга и неблагоприятных факторов среды. Психический дизонтогенез, указывает В.В.Ковалёв, имеет существенное значение в развитии психической патологии у детей и подростков.

Ковариационный анализ - дополнение к дисперсионному анализу, используемое в случаях, когда нельзя полностью контролировать одну или более переменных. Это позволяет осуществить “статистический контроль” над неконтролируемыми переменными так, что нормальные методы анализа могут проводиться без искажения результатов.

Ковариация ( лат. co - вместе, с;  variare - менять, видоизменять) - 1. изменения в одной переменной, сопровождающиеся изменениями в другой, зависимость выражается определённой формулой; 2. связь между объектами или событиями, при которой они систематически изменяются вместе таким образом, что можно сделать заключение об их причинной связи.

Когана синдром (Сogan, 1952) - врождённая неспособность к произвольным боковым движениям глаз. Попытки повернуть голову сопровождаются насильственным движением глаз в обратную сторону. Первые проявления расстройства относятся к возрасту 3-5 лет. Синоним: Врождённая частичная глазодвигательная апраксия.

Когерентность (лат. cohaerentia - сцепление, связь) - 1. в физике - согласованное по времени протекание нескольких колебательных или волновых процессов; 2. в психиатрии - связное, последовательное, логичное мышление.

Когнитивизм (лат. cognitio - знание) - название группы дисциплин, изучающих мышление человека (когнитивная психология, гносеология, лингвистика, компьютерные науки, теории искусственного интеллекта, математика, нейропсихология).

Когнитивная психология - направление в психологии, в котором особое внимание уделяется изучению внутренних мыслительных процессов. Поведение, в отличие от бихевиоризма, рассматривается как связанное с мысленными представлениями, убеждениями, стремлениями и т.д.

Когнитивная терапия - форма психотерапии, основанная на представлении о том, что настроение и поведение определяются главным образом тем, как индивид структурирует и интерпретирует свой опыт. Утверждается, что именно негативные образы и мысли вызывают депрессию и соответствующее поведение. Т.Бек, автор метода, считает “позитивное мышление” основным методом терапии депрессии.

Когнитивно-бихевиоральная терапия - направление в психотерапии, базирующееся на том, что научение адекватному поведению необходимо сочетать с научением познавательным процедурам, таким, как воображение, фантазии, мышление, самовосприятие и др. 

Когнитивного диссонанса теория - теория Л.Фестингера о причинах изменения установок. Указывает на то, что индивид стремится привести свои установки в соответствие  друг с другом, чтобы устранить когнитивный диссонанс, то есть эмоциональный дискомфорт, наступающий в ситуации конфликта между внешним поведением, с одной стороны, и установками, убеждениями, с другой. Обычно меняются установки с тем, чтобы привести их в соответствие с поведением. Например, неадекватное поведение оправдывается с позиции изменившихся убеждений и в глазах индивида делается правильным, обоснованным, полезным.

Когнитивное крушение - термин обозначает нарушение логики суждений, в основном, при шизофрении.

Когнитивный диссонанс - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях, когда существует несогласованность в установках,  знании или возникает конфликт между убеждениями и внешним поведением. Например, знание о себе противоречит самооценке или возникает диссоциация между нравственными понятиями и аморальными поступками. В первом случае игнорируется негативное знание о себе, во втором наступает изменение нравственных представлений. Впервые описан Л.Н.Толстым  в романе “Воскресенье”.

Когнитивный маркер - термин Р. Омстрейна, означающий, что субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Когнитивный стиль - способ, используемый в решении задач. Например, импульсивность-рефлексивность (эмоциональность или рациональность), сглаживание-заострение (игнорирование необычных аспектов ситуации или, напротив, их обострённое восприятие, подчёркивание), зависимость от поля-независимость (полагание на мнение окружающих или самостоятельность в суждениях).

Вернуться к Содержанию