Ибн Сина (Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, Авиценна) - таджикский учёный, философ, врач, музыкант (980-1037). Его руководство по медицине на протяжении нескольких веков выдержало 30 изданий. Ибн Сина указал на связь психических явлений с активностью мозга, показал влияние психики на физиологические процессы и использовал это своё открытие в психотерапии, установил, каким образом с возрастом изменяется психическая деятельность.    

Иванова метод психотерапии (Иванов, 1963) - обучение пациента мотивированному самовнушению.

Иванова-Смоленского симптом (Иванов-Смоленский, 1934) - проявление парадоксальной фазы торможения нервно-психической активности: пациент с кататонией на обращённые к нему устные вопросы отвечает письменно.

Иглорефлексотерапия - метод лечения иглоукалыванием или прижиганием (игнипунктура) определённых точек кожи, соответствующих проекции внутренних органов. Синонимы: Акупунктура, Чжень-цзю-терапия.

Игнорирование (лат. ignorare - не знать) - 1. утрата способности осознавать определённые категории информации; 2. неврологическое расстройство, при котором пациент не осознаёт факт левой половины пространства. Возникает при повреждении правого полушария головного мозга. Пациент воспринимает стимулы из левой части пространства, реагирует на них, не понимая при этом, откуда они исходят.

Игра - 1. вид непродуктивной деятельности, мотивированный не её результатом, а самим процессом. В истории человечества переплеталась с магией, культовым поведением и др., тесно связана со спортом, искусством, военными и др.тренировками; 2. вид подражательной, имитационной или символической деятельности с более или менее чётко определёнными целями и правилами. Ж. Пиаже различает 3 класса игр: игры мастерства (строительство, копирование, проектирование), игры с правилами (игры в шарики, прятки, военные игры и т.д.) и игры -притворства и фантазии.

Игровая диагностика - использование игровых процедур в диагностической практике. Разновидность проективного теста, приближенного к реальной жизни.

Игровая психотерапия (play therapy) - использование игровых процедур в терапевтической практике, особенно при лечении детских расстройств. Вариант катарсиса, то есть метода лечения, дающего возможность  символически отреагировать  определённые ситуации фрустрации. Ценность метода подвергается некоторыми исследователями сомнению.

Игрока заблуждение - архаичный способ мышления патологических игроков, убеждённых в том, что вероятность предполагаемого события зависит от того, как игрок её себе представляет.

Игрок со смертью (death darer) - индивид с двойственным отношением к возможности собственной смерти.

Игры детей - игры детей в возрасте, начиная с 2 лет. Различают: 1. игра в одиночку; 2. игра-наблюдение (играющий ребёнок лишь наблюдает за играми других детей); 3. параллельная игра (ребёнок играет бок о бок с другими детьми и теми же игрушками, но не пытается взаимодействовать со своими соседями); 4. ассоциативная игра (дети делятся игрушками, но каждый из них играет самостоятельно); 5. совместная игра (дети заняты одной игрой по общим правилам); 6. сюжетно-ролевая игра (требует от участников игры истолковывать и разделять фантазии друг друга, а также действовать совместно в воображаемой ситуации). Играют важную роль в социализации детей.

Игры аутистические - “странные” игры аутичных детей. Обычно это игры в полном одиночестве, предметами неигрового назначения, частями своего тела или экскрементами, непонятные по содержанию (в них нет элемента подражательности кому-либо, они отражают склонность детей к оторванному от реальности фантазированию), однообразные, малопродуктивные, нередко с разрушительными тенденциями. 

Ид ( Оно, Id) - в психоанализе - инстинкты, источник психической энергии, которая требует немедленного и прямого выхода. Выражение, являющееся биологической метафорой применительно к бессознательной сфере психики человека. См. Бессознательное.

Идеал (греч. idea - представление, понятие, идея) - 1. совершенство; 2. совершенный образец чего-либо; 3. высшая цель стремлений, деятельности.

Идеализация - 1. преувеличение достоинств, влияния, роли другого человека до степени, в которой теряется способность замечать его слабости и недостатки, и одновременно с тем умаление себя самого; в болезненных случаях возникает склонность обожествлять такого человека, делать его свои кумиром, образцом для слепого подражания и идентификации. 2. представление чего-либо лучшим, чем оно есть на самом деле; 3. мысленное представление объектов, которых не существует (идеальный газ и др.).

Идеализм - 1. идеализм субъективный - философская доктрина, утверждает, что единственно достоверной для человека является психическая реальность, то, что он сам ощущает, чувствует, думает. Фактически эта позиция есть переформулирование того, что в клинической практике обозначается термином аутизм; идеализм объективный - теория, в которой утверждается, что мир вещей есть результат материализации идей; 2. романтизм, мечтательность, восторженное отношение к действительности в силу оторванности от реальности; 3; приверженность высоким моральным стандартам (в патологических случаях определяется термином ригоризм).

Идебенон - ноотроп.

Идеи  аутохтонные  (греч. autochthons - рождённый тут же) - убеждения, содержание которых оторвано от действительности, является ложным, неправдоподобным (Wernicre, 1906). Синоним: Бредовые идеи.

Идеи бредовые - бредовые идеи.

Идеи бредоподобные - неправдоподобные фантазии относительно собственной личности, в реалистичности которых пациент не сомневается и активно стремится убедить окружающих в своей болезненной идентичности. Синонимы: Бред воображения, Фaнтастическая псевдология, Pseudologia phantastika.

Идеи всемогущества (omnipotent thinking) - вера ребёнка в то, что он контролирует события, находящиеяся вне его власти.     

Идеи доминирующие - какие-либо идеи, собственные либо принадлежащие кому-то другому, целиком захватившие индивида в силу преобладающего к ним интереса. Отличаются от бредовых идей своей реалистичностью, от сверхценных идей - отсутствием мотивов самоутверждения. Часто не являются болезненными (например, одержимость учёного, поэта, писателя каким-либо замыслом, проектом). Приобретают патологический характер, если отличаются разрушительным содержанием или нарушают сбалансированное представление о происходящем в действительности.

Идеал (греч. idea - идея, понятие, представление) - 1. нечто совершенное; 2. высшая цель стремлений, деятельности.

Идеал современного психиатра - термин К.Ясперса, обозначает следующие идеальные качества врача-психиатра в современном обществе: научная подготовка в области соматической медицины и психопатологии, а также личностные свойства, такие, как широта интересов, ровное отношение ко всем людям, способность воздерживаться от оценочных суждений, абсолютное отсутствие предрассудков и естественная теплота или глубина души.

Идеи кататимные - идеи, связанные, как предполагается, с неким неосознаваемым комплексом представлений и эмоций. В психопатологии под этим термином подразумеваются бредовые идеи.

Идеи навязчивые - неконтролируемые мысли, воспоминания, представления, умственные действия чуждого, непонятного, бессмысленного и не связанного с реальностью содержания, по отношению к которым пациенты обычно сохраняют сознание их неуместности и/ или  болезненности.

Идеи отношения - 1. бредовые идеи, при которых пациенты рассматривают  различные посторонние события как имеющие непосредственную связь с их личностью и особое для них значение; 2. тенденция приписывать окружающим собственные мысли о своих недостатках или, напротив, достоинствах, если сам индивид  на них сосредоточен и придаёт им большое значение - сенситивные идеи отношения.

Идеи сверхценные (Wernicke, 1892) - убеждения, которым пациенты придают несоразмерно большое значение в силу стойкого доминирования дефицитарной системы ценностных приоритетов. Например, пациент преувеличивает важность своих мыслей о чём-либо потому, что является эгоцентрической личностью, поэтому то, что он делает, он воспринимает как имеющее особую и всеобщую ценность. Типичные признаки сверхценных идей: 1. само содержание идей не является абсурдным, оно всегда отражает некую часть реальности; 2. психологическая понятность сверхценных идей, то есть их логичность, обоснованность определёнными фактами; 3. эмоциональная охваченность сверхценных идей, другими словами, они имеют для пациентов особенно глубокий смысл, поскольку помогают им сохранять высокую самооценку; 4. стойкость, некорригируемость, отсутствие критического к ним отношения; 5. дезадаптивный характер поведения, вытекающего из сверхценных (критерий относительный, определяющийся культурально). Содержание сверхценных идей  разнообразно: идеи ревности и измены, болезни, физического недостатка, сутяжничества, религиозности, самосовершенствования, притязания, мщения, обогащения, шивинизма и т.д. Появление стойкой социальной дезадаптации в связи со сврехценными идеями обычно свидетельствует о развитии личности параноическом. В некоторых случаях сверхценные идеи обнаруживают тенденцию превращаться в бредовые, это, впрочем, может произойти с любым другим убеждением и, повидимому, с той же долей вероятности. Между бредовыми и сверхценными идеями существует глубокое и принципиальное отличие, последние не следует, кроме того, считать как бы промежуточными между навязчивыми мыслями и бредовыми суждениями.

Идеи соотнесения (ideas of reference) - представление о том, что некие события взаимосвязаны, хотя связи между ними объективно не существует.

Идентификация (лат. identificare - отождествлять) - 1. форма научения, то есть подражание, позволяющее детям заимствовать модели поведения детьми у родителей и других людей (см. интернализация); 2. болезненное присвоение характеристик другого человека (реального, воображаемого, изображаемого) или группы (см. апперсонализация); 2. процесс установления связи между собой и другим человеком или группой (см. аффилиация); 3. способ признания сходства событий, явлений, объектов и людей, их отождествления (см. классификация, навешивание ярлыков); 4. в психоанализе – процесс, посредством которого индивид а) распространяет свою идентичность на кого-то другого; б) заимствует свою идентичность от кого-то другого; в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью кого-то другого.

Идентичности кризис - остро переживаемое чувство утраты собственной идентичности, потери самотождественности (например, при переходе от одной стадии разития личности к другой, в условиях социального давления, вынуждающего индивида действовать вопреки самому себе). Нередко является признаком нарушения самоосознавания (болезненное ощущение собственной безликости, см. деиндивидуация).

Идентичности теория - утверждает, что одинаковые феномены сознания имеют тождественную психофизиологическую конфигурацию (например, если индивиды представляют себе собаку, то в их мозге происходят идентичные физиологические события). Вариант физикализма. Также называется типовой идентичностью, поскольку соотносит явления сознания с типом физических событий. Знаковая теория идентичности отличается более мягкой позицией: согласно ей только определённые, индивидуальные (знаковые) состояния сознания отражают физиологическую идентичность.

Идентичности формирование - 1. процесс формирования собственной идентичности; 2. отклонение различных более примитивных и ранних идентификаций и принятие зрелой идентичности.

Идентичность - 1. устойчивое представление индивида о самом себе. Нередко уточняется указанием на характер идентификации (полоролевая идентичность, групповая идентичность и т.д.); 2. глубинное тождество между внешне различными объектами, явлениями, состояниями (например, разные агрегатные состояния воды); 3. устойчивое и непосредственное самоощущение или самоосознавание (например, индивид в разном возрасте, в разных состояниях и всюду ощущает себя всегда одним и тем же, воспринимает своё Я неизменным и стабильным).

Идеографическое понимание (idiographic understanding) - понимание поведения отдельного человека.

Идеология (греч.idea - понятие, представление; logos - слово, понятие, учение) - 1. система идей, определяющих деятельность (научную, социальную,политическую, нравственную и др.); 2. всеобъемлющее знание, способное разрушать предрассудки и реформировать общество (А..Д.. де Траси); 3. в теории К.Маркса и Ф.Энгельса - картина мира с точки зрения правящего класса; 4. система идей и взглядов (политических, правовых, религиозных и т.д.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп. 

Вернуться к Содержанию