Фонография (фоно + греч. graphe – чертить, писать) – 1. термин M. Trammer 1958), обозначает симптом отставленной эхолалии. Например, ребёнок повторяется фрагменты речи взрослых спустя некоторое время после того, как он их услышал. Синоним: Фонографизм.; 2. любая система письменности, использующая знаки звуков разговорного языка. Синоним: Звуковое письмо (в противоположность идеографическому письму, где используют знаки, обозначающие понятия).
Фонологическая компетентность – осознание того, что слова составляются из отдельных звуков.
Фонопатия (фоно + греч. pathos – страдание, болезнь) – общее название голосовых расстройств.
Фонопсия (фоно + греч. opsis – зрение) – вариант синестезии, когда восприятие зрительных цветовых стимулов сопровождается слуховыми ощущениями. Синоним: Цветной слух.
Фонофобия – см. Акустикофобия.
Форма (лат. forma) – 1. наружный вид, очертание, конфигурация внешних физических проявлений. В гештальтпсихологии считается, что форма преобладает над внешними аспектами любого другого проявления. Например, мелодия воспринимается как одна и та же независимо от того, на каком музыкальном инструменте она исполнена.
Формализм – 1. предпочтение, отдаваемое форме явления перед его содержанием. Например, в философии это метод познания, согласно которому сущность вещей и явлений усматривается в их форме; 2. общая ориентация в получении знания, при которой основное внимание уделяется организации материала, его последовательности, соответствию формальным принципам; 3. в психопатологии – особенность мышления, проявляющаяся буквальным пониманием значения образных выражений, например, пословиц и поговорок.
Формально операциональное мышление – термин Ж.Пиаже, обозначает логические процессы, демонстрируемые ребёнком на стадии формальных операций. Имеются в виду абстрактные размышления, не связанные с физическими свойствами объектов и ситуаций.
Формикация (лат. formica – муравей) – 1. тактильные галлюцинации, мнимые ощущения присутствия на коже, внутри кожи или под кожей мелких насекомых; 2. парестезии в виде ощущения, будто какой-то участок кожи онемел и там «ползают мурашки».
Формирование впечатления – координация различных частей и фрагментов информации в общее интегрированное впечатление. Например, ощущений разной модальности в целостный образ воспринятого.
Формирование реакции – в психоанализе – защитный процесс (механизм защиты), при помощи которого неприемлемый импульс преодолевается путём усиления противоположной тенденции. Например, чистоплотность может быть формирование реакции против копрофилии.
Формировать (лат. formare) – 1. образовывать, составлять, организовывать; 2. придавать чему-либо какую-то форму, вид, законченность; 3. порождать.
Формулировать (лат. formula – форма, правило) – кратко и точно выражать какую-либо мысль, решение.
Формулы внушения – фразы, построенные таким образом, чтобы добиться наибольшего внушающего эффекта во время психотерапии. Обычно это короткие, императивные и нацеленные на определённый симптом фразы, произносимые категоричным тоном, исключающие инициирование каких-либо сомнений в их действенности со стороны пациента. Формулы внушения в состоянии гипноза называют гипнемами.
Формы константность (лат. constantis – постоянный) – тенденция воспринимать форму объекта неизменной, несмотря на изменение условий восприятия. Например, при вращении двери она видится прямоугольной, хотя её сетчаточная проекция меняется.
Форпостсиндромы (нем. Vorposten – передовой пост, то же, что аванпост) – термин G. Guber, G. Gross, 1959), обозначает острые, кратковременные, иногда повторяющиеся психотические состояния, нередко задолго (годы, десятилетия) предшествующие манифесту шизофренического процесса. Обычно длятся минуты, часы и завершаются полным восстановлением психических функций. Могут, повидимому, рассматриваться как сверхкороткие приступы болезни, возникающие в продромальном её периоде.
Форристов проба (Forrest F. M., Forrest G. S., 1957) – определение в моче произфодных фенотиазина с помощью реактива, содержащего растворы хлорида железа и серной кислоты. Предложена для контроля приёма пациентом аминазина (и других препаратов этой группы) и суточного количества принимаемого препарата.
Форсированная нормальная электроэнцефалограммы (Landolt, 1955) – быстрая нормализация ЭЭГ при эпилепсии под влиянием антиконвульсантов. По мнению автора термина, «насильственная нормализация» ЭЭГ является коррелятором психотических эпизодов при эпилепсии. По данным С.А. Чхеидзе и Т.Ш. Геладзе, указанный феномен чаще наблюдается при височной эпилепсии, а психотические эпизоды обусловлены существованием эпилептического очага в лимбической области и относительной недостаточностью восходящих тормозных влияний.
Фосфины (греч. phos – свет) – световые образы, вызванные механической стимуляцией глаза или зрительной коры головного мозга. Возникают, например, при надавливании на закрытые глаза или ударом по голове («искры из глаз посыпались»). Возникают также во время аккомодации и конвергенции, но в этих случаях менее выражены.
Фотизм (греч. phos – свет, opsis – зрение) – 1. элементарные оптические галлюцинации в виде точечных вспышек яркого света. Синоним: Фотопсии; 2. аналогичные явления могут возникать при заболеваниях сетчатки; 2. вариант синестезии, когда восприятие иных (не оптических) стимулов сопровождается ощущениями цвета.
Фотографическая память – неспециальное название совершенной памяти.
Фотопигмент – любое их светочувствительных химических веществ, находящихся в рецепторных клетках (палочках и колбочках) сетчатки. Поглощают свет и переводят световую энергию в энергию нервных зрительных импульсов.
Фотопическое зрение – нормальное дневное зрение, когда функционируют колбочки сетчатки (в противоположность скотопическому, «сумеречному» зрению). Его характеристики: а) воспринимаются тона; б) высокие порог зрительного восприятия; в) максимальная чувствительность к длине световой волны около 555 нм; г) высокая острота зрения.
Фотопсия – элементарная зрительная галлюцинация (видения точек, мушек, спиралей и т.п.). Синонимы: Фосфен, Фосфрен.
Фоторецептор – любая из рецепторных клеток сетчатки, которая стимулируется световой энергией (палочки, колбочки).
Фототерапия – использование света в терапии (чаще при лечении сезонного аффективного расстройства).
Фотофобия – 1. повышенная чувствительность к свету у альбиносов; 2. появление судорог при бешенстве в ответ на фотостимуляцию; 3. повышенная чувствительность к дневному свету или ночному освещению при ирите, иридоциклите и заболеваниях роговицы (болезненность, слёзотечение, блефароспазм). Стоит заметить, что термин «фобия» используется не только для обозначения навязчивых страхов.
Фрагментация (лат. fragmentum) – 1. изоляция различных мыслей, чувств и убеждений человека друг от друга. Например, набожный человек выступает за смертную казнь. Может указывать на диссоциацию личности или готовность к такому расстройству; 2. в теории К.Хорни – чувство отчуждённости, возникающее в результате чрезмерной диссоциации личности и рассматриваемое как защитный механизм от внутренних противоречий.
Франкла метод логотерапии – см. Логотерапия.
Франкла метод парадоксальной интенции ( греч. paradoxos – неожиданный, странный; лат intentio – стремление) – метод преодоления навязчивостей, предложен В. Е. Франклом (1961). Состоит в том, чтобы желать себе в юмористической форме то, что вызывает страх или беспокойство. Автор термина считает данный метод терапии достаточно эффективным.
Фреголи симптом (название по имени известного комика-трансформатора) – описанный P. Courbon и G. Fail (1927) феномен, при котором пациент с острым бредом преследования убеждён, что его преследователь постоянно меняет свою внешность до неузнаваемости, предстаёт в обликах мужчины, женщины, ребёнка, старика, животного и даже неодушевлённого объекта. В отличие от бреда метаморфозы пациент чувствует, что внутренняя сущность преследователя остаётся неизменной.
Фрейда механизмы психологической защиты (Freud, 1894) – гипотетические бессознательные психологические процессы, препятствующие появлению угрожающих импульсов Оно (Ид) в сознании, удаляющих их из сознания или трансформирующих их таким образом, что они предстают в приемлемом для сознании виде. Список механизмов защиты насчитывает около от 10 до 20 и более, у разных авторов он представлен различным количеством и не всегда одинаково определяется. Считается, что некоторые защиты (возможно все) играют роль в нормальном развитии, несостоятельность защиты является причиной развития невроза.
Фрейдистский – имеющий отношение к точкам зрения, связанным с именем выдающегося венского невропатолога З.Фрейда (1856-1939). Более точно термин характеризуют некоторые конкретные концепции: а) основное внимание уделяется бессознательному, особенно роли бессознательного в мотивации поведения; б) постоянная сосредоточенность на когнитивных и символических процессах; в) выявление основных биологических источников человеческого поведения, особенно сексуального и агрессивного; г) предположение, что ранние впечатления являются причинами более поздних проявлений в поведении; д) склонность к глубокой интерпретации, тщательному исследованию всех уровней психики в поисках понимания и объяснения; е) тщательная разработка методов психоаналитической терапии как способов, ведущих к изменениям в поведении, эмоциях и мышлении; ж) всеобъемлющий интерес к наиболее глубинным конфликтам человеческого существования со всей эволюционно предопределённой низостью и в то же время исключительной способностью к познанию трансцендентной мысли с выходом на символизм, религию и эстетику.
Фрейм – 1. в теории искусственного интеллекта М. Мински – набор фиксированных элементов, которые определяют «рамки» ситуации. Например, фрейм комнаты образуют стены, пол, потолок, двери и окна; 2. в социальной психологии – основные принципы, которые определяют способы, какими люди входят в социальные ситуации и их переживают (Бейтсон, Гоффман).
Френокардия (греч. phren – ум, разум; cardia – сердце) – психогенно обусловленные боли в области сердца.
Френология (френо + греч. logos – слово, учение, наука) – учение F. J. Gall (1758 -1828), согласно которому о внутренних качествах человека можно судить по анатомическим особенностям его черепа. Цепь рассуждений была основана на ряде предположений: а) имеются чёткие связи между определёнными областями мозга и определёнными психическими функциями; б) чем более развита функция, тем больших размеров достигает соответствующая область мозга; в) форма черепа соответствует форме мозга. Например, Ф.Галль на черепе де Сада обнаружил «шишки родительской нежности». Теория послужила, вероятно, стимулом к последующей разработке учения о локализации в головном мозге психических функций.