Эмерджентизм (англ. еmergence – возникновение, появление нового) – философская теория, согласно которой всё новое появляется спонтанно в силу усложнения существующих природных или биологических структур. Например, психика возникает в результате того, что мозг достиг соответствующей степени сложности своего строения.

Эмиссия (лат. emiccio – выпуск; испускание, излучение) – название различных выделений тела (в особенности спермы при эякуляции), а также внешних реакций организма, выхода сообщений в процессе коммуникации.

Эмметропия (греч. emmetros – соразмарный, ops – глаз) – нормальное зрение, когда свет в находящемся в покое глаза преломляется так, что фокус приходится непосредственно на сетчатку.

Эмотивная лабильность – лёгкая изменчивость настроения под влиянием даже незначительных поводов.

Эмотивность (лат. emoveo – возбуждать, волновать) – повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают быстро, достигают большой силы и могут быть чрезмерно продолжительными.

Эмотивный – способный вызвать эмоциональную реакцию.

Эмотивный образ – образ, вызывающий эмоцию. Продуцирование таких образов используется в бихевиоральной терапии, поскольку предполагается, что образы, сопряжённые с положительными эмоциями, тормозят тревогу.

Эмоции – общее название реакций организма, в которых выражается отношение индивида к объекту, ситуации, явлению. См. Эмоция.

Эмоции иктальные (лат. ictus – припадок) – 1. внезапно возникающие и кратковременные эмоции, вызванные возбуждение определённых нервных структур при эпилепсии. Вариант эпилептического припадка при локализации эпилептического очага в гиппокампально-амигдалярно-височной области, при этом судорожные припадки могут отсутствовать (Weil, 1956); 2. вспыльчивость, свойственная пациентом с органической патологией головного мозга.

Эмоции, теории – различные теории, объясняющие происхождение и функции эмоций. 1. теория Анохина (1949, 1968) – связывает фрустрацию с негативными эмоциями, а удовлетворение потребности – с положительными эмоциями. 2. теория Арнольда-Лазаруса (1960) – ставит эмоции в зависимость от того, каким образом индивид интерпретирует ситуацию. 3. теория Вундта (1880) – сводится к тому, что эмоции меняют течение представлений, а последние являются причиной внутренних изменений. 4. теория Генри (1986) – подчёркивает роль вегететивных нейроэндокринных факторов в развитии эмоций. По П.Генри, существует две ортогональные (как бы расходящиеся под прямым углом) системы активации, определящие различия паттернов гнева, страха и депрессии. Паттерн гнева: подъём АД, учащение пульса, повышенный выброс в кровь норадреналина, тестостерона, ренина и в меньшей степени адреналина. Патерн страха: умеренный подъём АД, умеренное учащение пульса, повышенный выброс в кровь адреналина, в меньшей степени норадреналина. Паттерн депрессии: повышенный выброс в кровь эндорфинов, АКТГ, кортикостерона, снижение содержания в крови тестостерона, замедление пульса. Состояние безмятежности характеризует снижение экскреции адреналина и норадреналина, приподнятое настроение отличают снижение экскреции АКТГ, кортизола и эндорфинов, повышение экскреции тестостерона (у мужчин), эстрогена и прогестерона (у женщин). 5. теория Дарвина (1872) – согласно ей, эмоции либо полезны, будучи выработаны в ходе эволюции, либо представляют рудименты ранее целесообразных реакций организма. Например, потение рук у обезьяны при опасности облегчает схватывание веток дерева, у человека в состоянии страха - это рудимент указанной реакции. Ч.Дарвин заметил сходство проявлений эмоций у антропоидов и слепорождённых детей, а также показал, что в развитии эмоций не существует непроходимой пропасти между человеком и животными. 6. теория Джемса-Ланге (1884-1885) – утверждает, что эмоции суть результат осознания человеком рефлекторно возникающих телесных изменений. 7. теория дифференцированных эмоций Изарда (2000) – описывает 10 «фундаментальных эмоций», остальные эмоции есть результат комбинирования основных. 8. теория Линдсли и Хебба (1951-1955) – подчёркивает роль восходящих структур ретикулярной формации в активации эмоциональных реакций. 9. теория Роджерса (1949, 1951) – связывает эмоции с Я-концепцией. Эмоции поставлены в ней в зависимость от того, каким образом те или иные стимулы влияют на самооценку индивида. 10. психоаналитические теории эмоций – представляют эмоции как субъективное выражение общего состояния психики и тела, сопровождающиеся выразительным поведением, позой и физиологическими изменениями. Эмоции рассматриваются как кванты энергии, которые прикрепляются к идеям, наличие эмоций указывает на нарушение психического равновесия. В целом эмоции представлены в психоанализе как  некий эпифеномен, жалкий остаток исходных психических состояний и отклонений от нормы. 11. теория Симонова (1966, 1986) подчёркивает связь эмоций с дефицитом информации о ситуации. Эмоции как бы восполняют этот дефицит и способствуют удовлетворению потребностей. 12. теория Фестингера (1962) – усматривает причину негативных эмоций в несовпадении ожидаемого и достигутого, то есть в когнитивном диссонансе. Позитивные эмоции возникают в ситуации совпадения достигнутого и ожидаемого – когнитивного консонанса. 13. Центральная теория Cannon, Bard (1927-1928) – гласит: эмоции связаны с активацией зрительного бугра, миндалевидного тела и других центральных ядер мозга. Несколько позже появилось представление об эмоциональном мозге Пейпеца, который включает гиппокамп и центральные ядра. Показано, например, что электростимуляция центра миндалевидного ядра активирует чувство страха, электростимуляция базолатерального ядра – гнев. 14. теория Шахтера (1966, 1971) – делает основной акцент на том, как индивид интерпретирует состояние собственного физиологического напряжения. Шахтер указывает, что люди делают это, принимая во внимание какую-то наиболее вероятную внешнюю причину, отчего эмоции нередко делаются «ложными». 15. Бихевиористская теория – рассматривает все эмоции как безусловные (врождённые), так и условные (приобретённые) реакции. Основное внимание придаётся в теории измеряемым аспектам эмоций, того, что бихевиористи предпочитают называть эмоциональным поведением.

Эмоции, формы по Аствацатурову (Аствацатуров, 1936) – различаются две основные формы эмоций: таламические и корковые. Таламические эмоции рассматриваются как филогенетически древние, примитивные, беспредметные и характеризуются неясным переживанием приятного и неприятного. Например, в психопатологии они описываются как аутохтонная тревога, страх или эндогенная депрессия, лишённые определённого содержания. Корковые эмоции, напротив, являются филогенетически более молодыми и содержат в себе гностические компоненты («гностические чувства»). Указанные формы эмоций соответствуют выделенным H. Head протопатической (таламической) и эпикритической (корковой) видам элементарной чувствительности.

Эмоциональная амбивалентность – сосуществование полярных чувств по отношению к одному и тому же явлению, объекту. Симптом диссоциации личности.

Эмоциональная анестезия (ан + греч. aisthesisощущение, чувство) – утрата эмоций, душевное оцепенение, пониженная эмоциональная чувствительность или реактивность. Частый симптом посттравматического стрессового расстройства.

Эмоциональная взрывчатость – чрезмерная эмоциональная возбудимость, взрывчатость.

Эмоциональное выгорание – симптомокомплекс, включающий: 1. эмоциональное и/или физическое истощение; 2. деперсонализацию (ощущение обезличенности людей) и 3. снижение работоспособности. Возникает у лиц, находящихся в длительном и интенсивном контакте с другими людьми (учителя, врачи и т.д.). Чаще выявляется у женщин в возрасте после 30-40 лет.

Эмоциональная депривация (англ. deprivation – утрата, лишение) – лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви, это может повлечь серьёзные нарушения эмоционального развития.

Эмоциональная зрелость – степень эмоционального развития, которая считается нормальной для взрослого человека в данной культуре. Чаще этим термином обозначают достаточный самоконтроль, способность подавлять слишком сильные эмоциональные реакции.

Эмоциональная идиосинкразия – непереносимость собственных эмоций, в том числе и позитивных. Обычно пациенты связывают расстройство с явлениями вегетодистонии.

Эмоциональная неустойчивость – склонность проявлять излишне сильные, непродолжительные и непредсказуемые эмоциональные реакции.

Эмоциональная разрядка – эмоциональное отреагирование, катарсис.

Эмоциональная парадоксальность – несоразмерность эмоциональных реакций объективной значимости вызывающих их ситуаций и объектов. На важные события пациент может не реагировать вообще в то время как на случайные, побочные обстоятельства реагирует очень бурно.

Эмоциональная регуляция – умение справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами.

Эмоциональная стабильность – характеристика эмоциональной зрелости, то есть адекватности эмоциональных реакций, их последовательности, предсказуемости и способности их контролировать.

Эмоциональная тупость – бесчувственность, отсутствие или утрата высших эмоций (связанных с нравственными, эстетическими, интеллектуальными и религиозными проявлениями) при относительной сохранности примитивных эмоциональных реакций (чувственные, агрессивные и т.п. проявления). Один из главных признаков антисоциальной психопатии.

Эмоциональное блокирование – блокада умственной деятельности под влиянием сильных эмоций.

Эмоциональное выражение – любое внешнее проявление эмоциональной реакции (мимика, поза, интонации голоса, фразеология и т.п.). Некоторые авторы понимают экспрессивный компонент важным интегральным аспектом эмоции, другие не разделяют это мнение, третьи указывают на то, что выразительные акты представляют эволюционно отобранные сигналы для других о побуждении к действию определённым образом.

Эмоциональное недержание – неспособность контролировать собственные эмоции и их внешние проявления.

Эмоциональное огрубение – снижение качества и уровня аффективного реагирования, утрата тонких, дифференцированных эмоциональных проявлений.

Эмоциональное предубеждение – любое предубеждение индивида, связанное с эмоциональными причинами.

Эмоциональное расстройство – неадекватность эмоциональных реакций, при которой сила, интенсивность, длительность и знак эмоций  не соответствуют причинам, которые их вызывают, или эмоции возникают без достаточных на то оснований. К проявлениям эмоционального расстройства относят также такие симптомы, как аффективная амбивалентность, паратимия, эмоциональная парадоксальность, отчуждение эмоций, двойной поток эмоций и эмоции, связанные с чрезмерным включением в воображаемую роль.

Эмоционально неустойчивая личность – см. Психопатическая личность.

Эмоциональность – 1. степень эмоциональной реактивности индивида; 2. в бихевиоризме – поведенческие аспекты, которые можно наблюдать, измерить и которые, предположительно, могут быть связаны с лежащей в их основе эмоцией.

Эмоциональные компоненты – в социальной психологии – то чувство или настроение, которые связаны с его позицией. При этом часто предполагается, что эти эмоциональные состояния физиологически обусловлены.

Эмоциональные островки – термин M. Muller (1930), обозначает подход к психотерапии шизофрении, основанный на установлении аффективного контакта с пациентом, приводящий к «прорыву аутизма» и способствующий воссозданию адаптивных межличностных отношений. Целью терапии являются, кроме того, модификация бредовых идей с тем, чтобы уменьшить их несоответствие реальности, привести к их инкапсуляции, уменьшить их влияние на поведение.

Эмоциональный – 1. вообще – относящийся к любому аспекту эмоционального реагирования; 2. характеристика индивида, который испытывает эмоцию или проявляет склонность к эмоциональным реакциям.

Эмоциональный индикатор – любой из физиологических показателей эмоционального состояния. Синоним: Индикатор эмоциональности.

Эмоциональный паралич Бельца (1901) – вариант острой реакции на стресс в виде психогенного ступора, деререализацией и эмоциональной безучастностью к происходящему без последующей амнезии.

Эмоция – особый тип реакции индивида, в котором интегрированы специфическое душевное переживание, отношение к происходящему, физиологические реакции, выразительные акты, направление умственной деятельности, изменение активности и готовность действовать определённым образом. Различают эмоции по знаку (положительные, отрицательные), модальности (тоска, страх, тревога и т.п.), интенсивности и продолжительности (аффект, страсть, настроение, ситуативные реакции), напряжённости (эмоции покоя и эмоции напряжения). Различают также собственно эмоции, возникающие как преходящая реакция на конкретный стимул, и чувства – устойчивое отношение индивида к определённому объекту или связанные с определёнными ценностями. По уровню развития разграничивают эмоциональный тон ощущений, органические эмоции (связанные с врождёнными потребностями), социальные эмоции (связаны с отношением к другим людям, группам, обществу) и высшие эмоции (выражающие духовные потребности).

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – 1. когнитивная осведомлённость и понимание эмоций и чувств другого человека – когнитивная эмпатия; 2. викарная (заместительная) эмоциональная реакция на душевные переживания другого человека, которая отражает его эмоции или является созвучной ей – эмоциональная эмпатия; 3. принятие в собственном сознании роли другого человека, его направления; полагают, что эмпатия в таком представлении является предпосылкой морального развития и основой предсказания переживаний другого человека – предикативная эмпатия; 4. в теории личности Г.Салливана – невербализуемый, скрытый коммуникативный процесс, посредством которого отношения, чувства и суждения передаются от человека к человеку без публичной их демонстрации. Некоторые авторы различают два вида эмпатии: сочувствие (сострадание) и сопереживание. Под сочувствием понимается переживание по поводу эмоций другого человека, под состраданием – переживание эмоционального состояния другого человека на основе отождествления с ним (Блейхер, 1995).

Вернуться к Содержанию