Эббеке синдром (Ebbecke, 1943) – приступы «молниеносного» страха, сопровожающиеся своебразным оптическим феноменом, - появлением в поле зрения светящихся точек, пятен, геометрических фигур, которые повторяются в виде как бы негативных отпечатков. Приступы страха возникают на фоне депрессивного настроения и суицидными мыслями. Этот феномен был первоначально описан у психопатических личностей истерического типа. Имеются сведения о том, что он может возникать при темпоральный эпилепсии у детей.

Эббингауза кривая – классическая кривая забывания бессмысмленного материала. Демонстрирует резкое падение эффективности припоминания сразу после заучивания материала, за которым следует медленное, постепенное его забывание.

Эбни эффект – оптическая иллюзия, возникающая при внезапном освещении юольшой площади. Кажется, будто огни сначала появляются в центре, а затем они распространяются к периферии площади. При выключении света появляется ощущение, что они сначала гаснут по краям площади только потом в её центре.

Эвальда биотонус (Ewald, 1924) – совокупность гипотетических энергетических процессов, определяющих возможности психической деятельности человека, его темперамент и уровень аффективного реагирования.

Эвдемонизм (греч. счастье, блаженство) – направление в этике, утверждающее приоритет стремления к счастью в поведении человека. Э.Шопенгауер, в противовес эвдемонизму, считает основным в мотивации поведения человека стремление к уменьшению страдания.

Эвентуальный ( лат. eventus – случай) – возможный при определённых обстоятельствах. Эвентуальный умысел – косвенный умысел.

Эвирация (лат. eviratus – женоподобный) – 1. утрата у «истинных» («врождённых») мужчин-гомосексуалов «мужских» психических качеств и  замена их «женскими» - манерностью, жеманностью, кокетливостью; 2. бред мужчин-пациентов, в соответствии с которыми они являются женщинами и у них должны быть и в ближайшее время непременно появятся женские половые признака, менструации и т.д.

Эволюционная психология – подход к изучению психологии, при котором предпринимаются попытки понять модели поведения в их эволюционных контекстах. Отличается от социобиологии тем, что что значительное внимание, помимо генетических и биологических аспектов, уделяется роли социальных и когнитивных факторов поведения.

Эволюционная теория (лат. evolutio – развёртывание) – «градуалистическая» теория происхождения видов путём естестственного отбора Ч.Дарвина, которой противостоят защитники креационизма (лат. creationis – созидание), теории божественного творения мира, и салтатионисты (ит. salto – прыжок), последователи теории внезапного возникновения видов. Эволюционная доктрина оказала глубокое влияние на психологию, подчёркивая роль наследственности в поведении, значение сравнительной психологии, психологии развития и важность таких понятий, как «адаптация», «функция», «цель».

Эволюционная функция плача – выживание новорождённого, несмотря на его двигательную беспомощность, из-за чего именно плач, а не двигательная активность (бег к матери) становится доминирующей реакцией вида Homo sapiens (Hess, 1970).

Эволюция – 1. вообще – упорядоченное развитие; 2. более специальное значение – процесс, посредством которого живые формы развиваются на основе ранее существующих, усложняясь из поколения в поколение.

Эврипатология (греч. heurisko – нахожу; «heurika» - «я нашёл» - восклицание, приписываемое Архимеду при открытии им основного закона гидростатики, который носит его имя) – 1. психопатология творческой деятельности; 2. психопатология творческих личностей, основанная на гипотезе о том, что гениальность есть форма помешательства.

Эвристика (греч. heurisko - нахожу) – 1. любая процедура, функции которой заключаются в сокращении диапазона возможных решений проблемы; 2. наука, изучающая творческую деятельность; 3. форма обучения, способствующая развитию находчивости, активности.

Эвристика доступности – склонность судить о чём-либо исходя из доступности соответствующих образов и мыслей. Так, то, что первым приходит в голову, кажется более правильным. Такие ассоциации связаны с механизмами автоматического мышления и чаще отражают опыт, усвоенный от других людей.

Эвритмия (греч. eurhythmia – стройность, такт, благозвучие) – равномерность ритма речи, музыке, танце.

Эвфемизм (греч. eu – хорошо, phemi – говорю) – 1. более мягкое слово или выражение вместо грубого или непристойного; 2. в психопатологии – склонность использовать в речи уменьшительно-ласкательные слова и выражения (например, при эпилепсии – «стукнуть молоточком по головочке»).

Эвфония (греч. eu phone – звук) – благозвучие.

Эвфуизм (греч. euphues – благовоспитанный, благородный – напыщенность, пафосность, вычурность речи; жеманный, манерный стиль.

Эгалитарный (фр. egalite – равенство) – проявление эгоцентризма в виде уравнительного с собой отношения. Например, эгалитарный стиль родительского поведения, когда родители отностясся к своим и чужим детям как ко взослым, равным себе. 

Эго-объектная полярность – различение себя, внутреннего мира и окружающей действительности. Это различение часто является не очень чётким в силу того, что человек способен воспринимать проявления своего Я как некий объект, с одной стороны, и внешние явления как часть своего Я, с другой.

Эго (лат.- ego – я, самость) – в психоанализе – структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям психического аппарата, то есть скопление когнитивных и перцептивных процессов, которые осознаются и соотносятся с реальностью, а также определённые защитные механизмы, то есть посредники между инстинктными импульсами и интернализованными социальными запретами. По определению З.Фрейда 1923), «Эго – это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира...Эго представляет то, что может быть названо умом и здравым смыслом, в противоположность Ид, содержащим страсти». См. Бессознательное.; 2. центральное ядро личности, вокруг которого вращаются все психические действия и процессы.

Эго анализ – в психоанализе – анализ интегративных, положительных функций Эго.

Эгодистоническая половая ориентация – определённая половая принадлежность, ориентация, отвергаемая индивидом.

Эгодистоническое – обозначение поведения и желаний, которые несовместимы с идеалами индивида или с его представлениями о самом себе.

Эго идеал – в психоанализе  представление индивид о том, каким он хотел бы быть. Иногда используется как синоним супер-Эго, но чаще между этими понятиями делают такое различие: поведение, противоречащее супер-Эго, вызывает чувство вины, тогда как поведение, конфликтующее с Эго-идеалом, вызывает чувство стыда.

Эгоизм – поведение, мотивированные исключительно (или в преобладающей степени) личными интересами.

Эгоизм альтруистический (эгоизм + лат. alter – другой) – термин Г.Селье (1974), обозначает правило не причинять зла другим людям, чтобы не давать им повода враждебно относиться к себе и тем самым избегать ситуаций дисстресса.

Эго-инстинкт – в психоанализе – в определениях З. Фрейда (до 1920 г.), инстинкт самосохранения и репродуктивные или сексуальные инстинкты.

Эгоистическое самоубийство – термин Дюркгейма (1895), обознчает суицид, связанный с »чрезмерным эгоизмом», то есть индивидуализмом.

Эго-либидо – в психоанализе – либидо, вложенное в Эго. Не различается с энергией, обеспечивающей функции Эго, с любовью к себе.

Эгоистическое самоубийство – самоубийство, вызванное личным несчастьем или чувством самообвинения. См. Самоуюийство.

Эгоистичный ген – в социобиологии – ген или гены, обеспечивающие выживание особи и передачу её генов потомству.

Эго-катексис – в психоанализе – направленность либидо на объект, расположенный внутри Эго.

Эго комплекс – термин К.Юнга, обозначает группу эмоциональный реакций, обращённых на себя или по отношению к себе. Синоним: Самоощущение.

Эго-либидо – в психоанализе – либидо, вложенное в Эго (энергия, обеспечивающие функции Эго или любовь к себе, - что именно имеется в виду, не всегда ясно).

Эгомания (эго + греч. mania –влечение, страсть, безумие) – патологическая озабоченность индивида самим собою.

Эго-невроз – в психоанализе – невроз, возникающий в результате нарушений функции Эго, обычно это диссоциативные и конверсионные симптомы).

Эго психология – психология Эго, занимает как бы промежуточное место между инстинкт-теорией и объект-теорией. Ключевые её понятия: «автономные функции Эго», «свободная от конфликта зона Эго», «десексуализация» и «деагрессификация».

Эгосинтоническое – поведение и желания, согласующиеся с идеалами индивида и его представлениями о себе.

Эготизация – в психоанализе – приём, посредством которого психический процесс или функция становятся частью себя, структурированного или деагрессифицированного и десексуализированного, то есть направленным на реальность.

Эготизм – самовлюблённость, преувеличенное мнение о самом себе.

Эготистичный – тщеславный, имеющий высокое мнение о себе.

Эготичный – относящийся к Эго или характеризующий Эго.

Эго тревога – в психоанализе – любая реакция, возникающая в результате угрозы Эго.

Эгофония (греч. aix – коза, phone – голос) – в психопатологии – голос, напоминающий блеяние козы. Наблюдается при истерии, старчеких психозах, прогрессивном параличе, а также у пациентов с экссудативном плеврите.

Эгоцентризм – 1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере развития приобретают способность «децентрировать», воспринимать мир с других, объективных точек зрения; 2. в психопатологии – ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него сбытий, неспособность, по словам K Conrad (1959), совершить «коперниковский поворот», рассматривать происходящее безотносительно к самому себе.

Эгоцентрическая речь – термин Ж.Пиаже, обозначает речь, обслуживающую собственные интересы и психические процессы. Это эхолалия (повторение речи окружающих людей), монолог (речевое сопровождение собственных действий) и коллективный монолог (речь в присутствии других людей, но к ним не обращённая). Противопоставляется социализированной речи (речи, используемой при общении с другими людьми).

Эдвардса схема личностных предпочтений – самоотчётный личностный опросник, отражающий 15 фундаментальных, про мнению, Г.Мюррея, потребностей человека. Интересен тем, что содержит попытку исключить неискренние ответы, фактор, который снижает ценность многих тестов.

Эдипов комплекс (название по имени мифического Эдипа, который убил отца и женился на своей матери, не зная, что они были его родителями) – в психоанализе (впервые упомянутый З.Фрейдом в 1897 г. в частном письме) - группа в значительной степени бессознательных идей и чувств, концентрирующихся вокруг желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя противоположного пола, свойственная мальчикам от 3 до 5 лет (у девочек называется комплексом Электры). Люди с фиксацией на Эдиповом комплексе обнаруживают его при выборе сексуальных партнёров, явно напоминающих их родителей. Термин оставался краеугольным камнем психоаналитической теории где-то до 1930 г., с тех пор внимание аналитиков сместилось на мать и преэдиповые отношения младенца с матерью.

Эди синдром – характеризуется своеобразными реакциями зрачков: 1. односторонний мидриаз, при этом при освещении зрачок на суживается, а в темноте расширяется; 2. под влиянием света он вновь медленно суживается и делается уже, чем до пробы и только постепенно достигает первоначальной или меньшей величины; 3. такая миотоническая реакция зрачка может быть односторонней и сочетаться с анизокорией; 4. реакция зрачков на конвергенцию живая, как и  при синдроме Аргайля-Робертсона; 5. указанные нарушения сочетаются с сухожильной арефлексией. Отличить синдром Эди от синдрома Аргайля-Робертсона помогают  а) чаще всего односторонний характер поражения, б) очень медленное сужение зрачка и в) хорошее расширение последнего под влиянием атропина. Дасстройство наблюдается при авитаминозе, инфекционных и токсических поражениях ЦНС, диабете, алкогольном полиневрите.

Эгротогения (лат. aegrotus – больной, греч. -genes – порождающий, вызывающий) – термин С.С.Либиха (1968), обозначает негативное психологическое влияние больных друг на друга, особенно при наличии тревожности, склонности к  ипохондрии и повышенной внушаемости (когда, по словам пациента, «болезни других переходят на меня»).

Эзотерический (греч. esoterikos – внутренний) – тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвящённых, для узкого круга лиц. Антоним: Экзотерический (греч. eksoterikos – внешний).

Эзотропия – форма косоглазия, когда один глаз фокусируется на объекте, а другой повёрнут при этом внутрь.

Эзофагоспазм (анатом. aesophageus – пищевод + спазм) – спазмы пищевода при невротических расстройствах. Синоним: Эзофагизм.

Эйбулия (греч. eu – хорошо, правильно; bule – воля) – развитая воля, способность принимать разумные и ответственные решения.

Эйдетизм (греч. eidos – вид, образ) – термин Urbantschisch (1907), Jaensсn (1911), обозначает способность произвольно вызывать и удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие либо превосходящие по своим сенсорным характеристикам  наглядным образам. Физиологический эйдетизм сохраняется до подросткового возраста и в качестве конституционального признака у некоторых взрослых людей, у которых он может быть связан с профессиональной деятельностью (преимущественно художников, мызыкантов). Иногда указывает на готовность к галлюцинациям либо предшествует их появлению.

Эйдетика – в философии (или феноменологии) Гуссерля – учение о чистых сущностях или идеальных формах явлений сознания, рассматриваемых как независимых от реальности и опыта.

Эйдетические образы – яркие и устойчивые мысленные зрительные образы (мысленные представления). Их отличают то, что они: а) существуют некоторое время спустя после удаления  визуального стимула и б) являются собственно визуальными образами, а не простым воспроизведением отпечатков зрительных наглядных образов. Существуют также акустический, тактильный и другие типы эйдетизма. В отличие от последовательных эйдетические образы не обладают качеством комплементарности, то есть они полностью сохраняют сенсорные характеристики воспринятого объекта. Указывают, что способность продуцировать эйдетические образы встречается у 5 детей из 100 (у взрослых – менее чем у 1 на 1000 или даже 1 на 1миллион).

Вернуться к Содержанию