Чтение – 1. вообще – процесс извлечения информации из письменного или печатного текста. Этот процесс представляется весьма сложным и во многом не слишком понятным, что иллюстрируют следующие два примера: а) во-первых процесс чтения зависит от формата письма, то есть системы письменности. Например, чтобы читать по-английски, необходимо декодировать фонетические связи, существующие между знаками письма и звуками речи, то есть перевести письменную речь в устную (спеллингование – от англ. spell – читать или произносить слова по буквам). В логографической (иероглифической) системе письменности такой трудности не существует, там каждый письменный знак соответствует определённому понятию; б) во-вторых, чтение включает в себя как фонетический/акустический процесс, так и семантический/синтаксический, то есть понимание прочитанного. Например, один человек свободно владеет языком, но не умеет на нём читать, а другой может читать, но не знает значения слов, они оба представляют разные умения, необходимые для чтения одному человеку; 2. более широко – процесс извлечения информации также из символов Брайля, из музыкального нотного письма, из паттернов движения губ и жестов, азбуки Морзе и др.

Чтения диапазон – приблизительно- объём письменного текста, который может быть воспринят за одну паузу фиксации (см.). Обычно упоминается от 7 до 10 знаков. На самом деле это число может быть и другим, поскольку на него влияет размер шрифта, расстояние до текста, способность воспринимать буквы за пределами фовеа и др. Известны, например, слуховые галлюцинации, которые, возникая во время чтения, сообщают информацию текста, изображение которого попадает в периферийные зоны сетчатки.

Чтения расстройство развития расстройства академических навыков, характеризующееся ослаблением способности научиться читать. Обычно (не всегда) термин используется в отношении детей, которые значительно отстают (на 2 или более ступени) от норм их возраста и образовательного уровня, но при этом не обнаруживают признаков умственной отсталости и неврологической патологии.

Чувства гностические – термин А.А.Меграбяна (1959), обозначает высшие эмоции, связанные с познавательными процессами.

Чувственный – 1. имеющий отношение к органам чувств. Например, чувственный бред или бред восприятия; 2. имеющий отношение к получению удовольствия от ощущений, особенно «плотских», эротических. Ощущения, заметим, могут быть и неприятными, например, боль; 3. эмоциональный тон ощущений.

Чувствительное к давлению пятно – любое маленькое пятно на коже с низким порогом чувствительности в отношении давления в сравнении с соседними участками кожи. Имеется тесная связь между такими пятнами и отдельными волосками, при этом большинство пятен располагается с «наветренной» стороны волосков.

Чувствительность – 1. способность осознавать ощущения от воздействия внешних и внутренних стимулов на рецепторы органов чувств. Существует, как упоминалось, 12-14 видов или модальностей чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, давление, вибрация, равновесие, кинестезия, боль, вес, интерорецепция, а также зуд и щекотка. В свою очередь ряд видов чувствительности имеют субмодальные ощущения. Например, зрение – 3 (красный, зелёный, синий), вкус – 4 (сладкий, солёный, кислый, горький), обоняние – 8 (камфарный, мускусный, цветочный, мятный, эфирный, едкий, кислый и гнилостный , температура -2 (горячий, холодный), слух – 2 (высокие и низкие тона), боль – 2 (медленная и быстрая боль), осязание – 4 (прикосновение, давление, схватывание, ощущение жидкого), вибрация – 2 (мелкое дрожание и ощущение типа движения волн), интерорепция – более 10 (голод, жажда, тошнота, зевота, позывы на уринацию и дефекацию, сексуальные ощущения, чувство сонливости, чувство сна, недомогание и др.).  Процесс формирования ощущений мало изучен, совершенно неясно, каким образом нервная импульсация со стороны рецепторов преобразуются в факты сознания. Феноменология расстройств чувствительности весьма разнообразна. См. Ощущение; 2. способность реагировать на слабые стимулы, низкий порог чувствительности; 3. понимание чувств другого человека, основанное на относительно незначительных признаках; 4. уязвимость человека, его сенситивность, повышенная восприимчивость к отношению к себе со стороны окружающих, вследствие чего такой человек легко раздражается, обижается или чувствует себя оскроблённым.

Чувство – точные модели использования этого термина выявить достаточно трудно, так как он используется в самых разных контекстах - 1. любое переживание или явление психического (ощущение, наглядный образ, представление, факт сознания и др.). В данном случае явно имеется в виду факт осознавания актов психики; 2. эмоциональное состояние, устойчивое эмоциональное отношение к какому-либо человеку, объекту, явлению (любовь, благодарность, неприязнь и др.). Чувство в таком понимании предполагает определённые действия; 3. категория высших эмоций, связанных с познанием, нравственностью, религиозностью, эстетическим восприятием; 4. в теории Вундта – одно из трёх измерений эмоции, особенно когда упоминаются гипотетические элементарные эмоциональные континуумы; 5. вера во что-то, не подтвердающаяся реальным свидетельством; 6. интуиция («шестое чувство»); 6. в теории Р.Б.Кэттела – приобретённая структура, черта, которая сосредоточивает на себе и опосредует внимание и реакции на классы объектов характерным образом; 7. в психоанализе – «организованная система эмоциональных диспозиций, собранных вокруг идеи о неком субъекте» (McDougall, 1908). Автор этого определения полагает, что существует три чувства: любовь, ненависть и эгоизм.

Чувство беспредметное – состояние физиологического возбуждения, которое индивид определяет как некий аффект, однако не может связать его с какой-то конкретной причиной.

Чувство бессознательного субъективное ощущение того, что сознательное Я базируется на на неком источнике психической энергии, динамизирующей субстанции собственного Я, чувство собственной активности.

Чувство неполноценности – любое устойчивое отношение к себе, которое является  отрицательным и травмирующим индивида. Некоторые пациенты называют его «комплексом неполноценности», но чаще говорят, они «комплексуют», «закомплексованы», как бы указывая на то, что причина такого отношения к себе им непонятна или имеет бессознательные корни. Если точно определять термины, то о своём комплексе неполноценности им самим мало что известно, они осознают лишь чувство неполноценности, которое может возникать и по другой причине. Например, в связи с депрессией, серией неудач, постоянными обвинениями со стороны, резкими переменами в структуре социальных ценностей.

Чувство овладения – психопатологический феномен, при котором проявления своей  активности (желания, побуждения) воспринимаются как вызванные внешними по отношению к собственной психике силами, как некое принуждение действовать помимо своей воли. Является признаком синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Чувство открытости – психопатологический феномен, при котором пациент ощущает, что не только он сам осознаёт проявления своей психики, но о них так же хорошо и столь же непосредственно известно и окружающим. Нередко бывает так, что чувство открытости распространяется на неосознаваемые проявления психического. Например, идеи преследования  в начале их появления пациенты усматривают в действиях и высказываниях окружающих и лишь  позднее  осознают такие идеи как принадлежащие им самим. Является признаком синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Чувство потери чувств – нарушение способности осознавать собственные эмоции и чувства. Синоним: Болезненное бесчувствие.

Чувство сделанности – психопатологический феномен, при котором собственные психические акты (ощущения, эмоции, представления, мысли, побуждения) осознаются как вызванные некими внешними силами извне, протекающие бесконтрольно и с ощущением насильственности их появления. При этом может быть сохранено понимание того, что соответствующие проявления психического принадлежат собственному Я. Нередко такое чувство трансформируется в бред психического и/или физического воздействия. Является признаком синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо.

Чувствующий тип – один из гипотетических типов личности К.Г.Юнга.

Чуринга (автрал.) – священная эмблема тотема в виде плоского камня или дощечки у аборигенов Австралии.      

Чуткий 1. термин У.Джемса, обозначает класс людей, которых отличают идеализм, оптимизм, интеллектуализм, рациональное мышление, религиозность и вера в существование доброй воли. У.Джемс противопоставляет таких индивидов практичным людям, которых он характеризует как материалистов, реалистов, пессимистов и скептиков, фаталистов и ни во что не верующих. Исследования с помощью факторного анализа не подтверждает предположений У.Джемса; 2. внимательный, предупредительный, заботливый и тонко чувствуюший.

Чуткости тренинг – название ряда квазитерапевтических групповых процедур,  первоначально разработанных К.Левиным и Р. Липпиттом в 1940-х гг. для изучения динамики групп и ролей её членов. Позднее эти методы слились со многими другими в рамках движения за человеческий потенциал и там окончательно «затерялись в причудах и фантазиях». Синоним: Т-группы.

Вернуться к Содержанию