ЦАЙТ-ЦЕРЕ

Цайтлюпен – субъективное ощущение увеличения скорости движения объектов.

Цайтрафтер субъективное ощущение замедления скорости движения объектов.

Цваардмакера система запахов – система классификации запахов, основана на девяти основных запахах. Это: 1. эфирный (фрукты); 2. ароматический (специи); 3. благоухающий (цветы); 4. амброзиевый (мускус); 5. чесночный (чеснок); 6. пригорелый (кофе); 7. козлиный (прогорклый); 8. грязный (клопы); 9. тошнотворный (кал) запахи.

Цвет – субъективное ощущение, связанное с  воздействием света на рецепторы сетчатки. Восприятие света зависит от трёх компонентов физической энергии: длины волны, чистоты и интенсивности. Длина волны соответствует психологическому качеству тона (того, что неспециалисты называют цветом), светлость – насыщенности, интенсивность – яркости. Термин «хроматический» используется для обозначения стимулов, поддающимся анализу по всем трём упомянутым характеристикам, а «ахроматический» - симулов, имеют только характеристику яркости (по терминологии неспециалистов, «чёрно-белых», не имеющих «цвета»).

Цвет дополнительный – любой из двух тонов, который может быть дополнительно примешан к предъявляемому ахроматическому «серому».

Цвет объёма цвет, воспринимаемый как заполнение трёхразмерного пробела, как организованный, ясный и «большой». Вариант синестезии.

Цвета основные – 1. любые три тона, из которых никакие два при смешении не дадут третьего. Существует большое число наборов основных цветов, которые не идентифицируются с волнами определённой длины; 2. в интроспекции – четыре основных цвета: синий (длина волн 475 нм), зелёный (около 510 нм), жёлтый (585 нм) и красный (около 495 нм). Значение 2 принято в специальной литературе по цветному зрению.

Цветного зрения теории – теории, объясняющие основные явления цветного зрения и патологии цветоощущения. Наиболее известными являются: 1. теория Юнга-Гельмгольца, признаёт существование трёх типов цветовых рецепторов (к красному, зелёному и синему тонам). Считается, что все остальные цвета образуются в результате комбинаций основных. Теория не объясняет некоторых фактов. Например, почему дихроматы, путающие красный с зелёным, видят жёлтый цвет; 2. Теория Геринга, развитая дальше Харвичем и Джеймсоном и известная как теория обратного процесса, принимает три системы рецепторов: красно-зелёных, жёлто-голубых и чёрно-белых. Предполагается, что каждая система функционирует как антагонистическая пара. В настоящее время эта теория считается лучшим приблизительным объяснением системы цветового зрения, в том числе и патологий цветовосприятия. Сведений в литературе относительно того, как согласуются колорические иллюзии и упомянутые теории, не встречается.

Цветовая агнозия – потеря способности различать цвета. См. Агнозия.

Цветовая слепота – любой из врождённых дефектов цветового зрения. Встречаются форма полной цветовой слепоты (ахроматопсия и монохромазия), но наиболее часто встречается дихромазия, при которой воспринимаемые цвета могут быть описаны с использованием только двух тонов. Подавляющее большинство дихроматов путают красный и зелёный цвета, много меньше таких, кто путает синий и жёлтый тона. Цветовая слепота является сцепленной с полом генетической характеристикой, у мужчин встречается намного чаще, чем у женщин. Расстройство встречается у 1 из 15 мужчин и у 1 из 100 женщин.

Цветовой контраст – естественная колорическая иллюзия, при которой воспринимаемый цвет любого объекта некоторым образом зависит от цвета окружения, наблюдается при наложении двух дополнительных цветов друг на друга либо при последовательном их предъявлении.

Цветовой интерьер сочетание цветовых компонентов отделки и оборудования помещения. Влияние цвета на аффективное состояние впервые показано в исследованиях В.М.Бехтерева. Фактически речь идёт о частом варианте синестезии, когда восприятие цвета сопровождается определёнными эмоиями. Этот факт широко используется в психотерапии с помощью цветовых стимулов.

Целевая психология – термин необихевиориста Э.Ч. Толмена, обозначает направление в любой психологии, в котором основное значение придаётся роли цели в детерминации поведения.

Целевое смещение – термин Мертона, обозначает процесс, в котором средства, выработанные для достижения цели, сами превращаются в цели (в социологии, например, это тенденция чиновников действовать ради собственных, нежели общественных интересов, а также железный закон олигархии»). В психологии данный феномен впервые описан А.Н.Леонтьевым.

Целера-Гризингера-Неймана концепция единого психоза (Zeller, 1838; Griesinger, 1865;  Neumann, 1859) – сложившаяся под влиянием взглядов J. Guislain представление о том,  что существует некое единое психическое расстройство, проявляющееся последовательной сменой следующих его стадий: 1. меланхолия; 2. мания; 3. безумие; 4. деменция. W. Griesinger указывает, что процесс может остановиться на любой его стадии, обратимыми же являются лишь расстройства 1 и 2 стадий. В последующие годы наблюдались как отказ от этой теории, так и попытки её усовершенствовать. В отечественной психиатрии влияние теории выразилось в стремлении выявить общепатологические закономерности, свойственные всем психическим заболеваниям (Штернберг 1973; Снежневский, 1973, 1975).

Цель – 1. некое изменение в организме или во внешнем мире, на которое поведение направлено; 2. в психоанализе – конечный результат поведения.

Цельса болезнь (Цельс Авл Корнелий – древнеримский мыслитель, автор сочинения в 8 томах «О медицине») – каталепсия, состояние восковой гибкости при кататонии.

Ценестезия (греч. kenon – пустота, aisthesis – ощущение, чувство) – болезненная психическая анестезия, утрата способности осознавать собственные эмоции, чувство, включая утрату ощущения своего Я.

Цензура – 1. в психоанализе – процесс принятия или отклонения импульсов, источником которых является бессознательное. Функции «цензора» выполняют Эго и супер-Эго. В первых формулировках З.Фрейда так называлась психическая инстанция, ответственная за искажение сновидений, предшественник супер-Эго; 2. любой произвольный контроль публикаций, обмена или распространения информации и идей.

Ценностей разъяснение вариант морального образования, в котором основное значение придаётся осознанию или разъяснению моральных оценок и этических соображений.

Ценностей система – любой более или менее связный набор ценностей, индивидуальных, социальных или абсолютных.

Ценностное суждение – этическая или нравственная оценка, особенно того, что «должно быть выполнено» на основе этики и морали.

Ценность – 1. качество или свойство объекта, которое делает его полезным, нужным, необходимым в том или ином отношении; 2. абстрактный и общий принцип относительно моделей поведения в рамках определённой культуры или общества, который члены этого общества рассматривают как очень значимый и считают основанием оценочных суждений. Такая социальная ценность является центром интеграции индивидуальных и общих целей. Примерами социальных ценностей являются свобода, справедливость, труд, образование; 3. всё то, что имеет смысл для индивида, соответствует его установкам, убеждениям, идеалам, интересам, отвечает его актуальным потребностям. С позиции теории А. Маслоу, существует возможность представить иерархию ценностей в соответствии с иерархией потребностей. Она могла бы выглядеть так: а) ценности, отвечающие физиологическим потребностям (пища, вода, здоровье и т.п.); б) ценности, отвечающие потребностям в безопасности (образование, профессия, работа, материальное благополучие, порядок в обществе и др.); в) ценности, отвечающие потребностям принятия и любви (честность, надёжность, готовность придти на помощь и др.); г) ценности, отвечающие потребностям самоуважения (справедливость, альтруизм, бескорыстие, социальная полезность и др.); д) ценности, отвечающие потребностями самоактуализации (творчество во всех его проявлениях). При этом ценности более высокого порядка предполагают принятие и предшествующих ценностей, иначе могут возникать определённые проблемы. Например, никому ненужное творчество ради самого творчества или творчество любой ценой. Де Сад, в частности, написал множество книг на свою излюбленную тему и так их ценил, что, в надежде заслужить расположение самого Наполеона решил их подарить ему, но в результате угодил в приют для сумасшедших. 4. в экономике – номинальная стоимость предмета.

Ценностям обучение аспект образования, в котором основное значение придаётся специфическому обучению моральным и этическим ценностям общества. Термин ассоциируется с работами Л.Колберга в области морального развития и иерархии ценностей.

Ценогамия – форма брака, когда двое или больше мужчин и две или больше женщин объединяются в одну брачную группу.

Центр (греч. kentron – средоточие, остриё /циркуля/) – 1. середина тела или другой структуры; 2. совокупность нервных клеток в ЦНС, управляющая определённым процессом, деятельностью, функцией или является их медиатором.

Центр удовольствия богатый допамином тракт в мозге, формирующий при его активации чувство удовольствия.

Централизм позиция, согласно которой поведение может быть понято и объяснено только посредством изучения мозговых процессов и функций мозга. В противоположность не менее старому термину «периферизм».

Центральная борозда  борозда коры головного мозга, которая отделяет двигательную область коры (предцентральная извилина) от сенсорной зоны коры (постцентральная извилина). Пред- и постцентралдьные извилины являются границей лобных и теменных долей каждого полушария. Синоним: Роландова борозда.

Центральное серое вещество – область в среднем мозгу вокруг водопровода мозга. Содержит опиато-чувствительные клетки, играющие важную роль в торможении боли чере нисходящие аксоны, образующие синапсы с нейронами в нижней части ствола головного мозга и спинном мозгу, которые проводят аналгезию. Также играет важную роль в контроле агрессивного поведения и женской сексуальной реактивности.

Центральное ядро – ядро миндалевидного тела. Оно получает сенсорную информацию из первичной чувствительной зоны коры головного мозга, ассоциативной коры и таламуса. От него нервные волокна идут к гипоталамусу, среднему мозгу, варолиевому мосту и продолговатому мозгу, оно участвует в координировании различных компонентов, составляющих выражение эмоциональных реакций.

Центральный – 1. находящийся в центре, относящийся к тому, что расположено в середине или в главной части тела или структуры; 2. относящийся к чему-то фундаментальному или важному.

Центральный конфликт – в теории К.Хорни – психический конфликт между Я реальным и Я идеальным.

Центральный тегментальный тракт – норадренергическая система, которая начинается в продолговатом мозге и варолиевом мосте ствола мозга и заканчивается в гипоталамусе. Синоним:. Вентральный норадренергический пучок.

Центрация – 1. в гештальтпсихологии – искажение восприятия объекта, связанное с тем, что элементы, оказавшиеся в центре внимания, переоцениваются, как бы расширяются, в то время как периферийная часть поля зрения, напротив, несколько сжимается; 2. помещение объекта в центре внимания.

Центрофугальный  (центр + лат. fuga – бегство) – идущий от периферии к центру. Синоним: Афферентный.

Центрипетальный идущий от центра на периферию. Синоним: Эфферентный.

Церебрастения ( cerebrum  - мозг + астения) – астеническое состояние, вызванное органическим поражением головного мозга (ЧМТ, церебральный атеросклероз и др.). Субъективное ощущение общей слабости и повышенной утомляемости обычно дополняются такими симптомами, как эмоциональная неустойчивость, метеопатия, снижение памяти, истощаемость умственной деятельности, ослабление концентрации внимания, симптомы вегетативной дисфункции (головные боли, головокружение, потливость, нестабильность АД и др.). Синоним: Ограническое эмоционально-лабильное расстройство.

Цереброгепаторенальный синдром Зельтера – генетическая патология с аутосомно-рецессивным типом наследования. Дети погибают в раннем младенчестве. Типичны гепатомегалия, уменьшенный рост, высокий лоб, плоское лицо, мышечная гипотония. Интеллект не развивается.

Церебролизин – один из наиболее активных ноотропов. Показан для лечения органической патологии мозга, резистентной к антидепрессантам депрессии. Усиливает действие антидепрессантов.

Церебропатия – см. Энцефалопатия.

Вернуться к Содержанию