АФАЗ-АЭРО

Афазия сенсорная - утрата способности понимать устную речь при сохранении слуха и относительной сохранности экспрессивной речи. Характерны, кроме того, многоречивость вплоть до логореи (неконтролируемого словоизвержения), парафазии литеральные и вербальные (подмена одних фонем и слов другими), нарушения фонематического слуха (способности различать близкие по звучанию фонемы), аграмматизмы речи, неспособность повторять сказанное другими. Нарушается также чтение, письмо. Сенсорная афазия возникает при повреждении задней части верхней исочной извилины доминантного полушария - речевого центра Вернике. Синонимы: Афазия Вернике, Словесная глухота, Чистая словесная глухота, Афазия восприятия, Слуховая афазия.

Афазия синтаксическая - утрата способности составлять предложения и фразы по правилам синтаксиса используемого языка. Синоним: Катафазия (греч. kataphsis - утверждение).

Афазия травматическая - афазия, возникающая вследствие травмы головы.

Афазия транскортикальная (Lichtheim, 1885) - расстройство речи, ныне понимаемое как относительно лёгкий вариант моторной и сенсорной афазии. В такой интерпретации может быть представлена в виде моторного (с корковым нарушением артикуляции), сенсорного (частичного забывания значения слов) и смешанного (с симптомами того и другого нарушения). А.Р. Лурия (1962) различает 5 вариантов расстройства. 1. Афферентный моторный вариант проявляется корковым нарушением артикуляции, возникает при распространении повреждения с прецентральной коры на нижние отделы этой области, где представлена кинестезия губ, лица и языка. 2. Эфферентный моторный  или кинетический  вариант характеризуют нарушения плавности речи, речевая дезавтоматизация и затруднения при переходе от одной артикуляции к другой. Наблюдается при поражении нижних отделов премоторной зоны лобной коры. 3. Динамический вариант отличается расстройством активного построения речи, утратой речевого побуждения. Возникает при поражении конвекситатных отделов лобной коры. 4. Акустико-гностический сенсорный вариант проявляется нарушением распознавания близки по звучанию фонем (оппозиционных фонем, например, “д” - “т”); в более тяжёлых случаях страдает различение всех звуков речи, возможно появление акустической агнозии. Возникает при поражении вторичных отделов височной коры мозга. 5. Амнестическо-сенсорный  вариант характеризуют трудности воспоминания названий предметов. Возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

Афазия у детей или расстройства развития речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции, тесно связаны с биологическим созреванием головного мозга во младенчестве и раннем детстве. Эти нарушения не детерминированы очаговыми повреждениями, невротическими расстройствами, умственной отсталостью, детским аутизмом, тревогой, депрессией и влиянием средовых факторов. Значительная часть пациентов с возрастом достигает нормального уровня речевого развития, но происходит это явно позже, чем даже - у “поздно говорящих” нормальных детей. Типичны трудности в овладении чтением, общением, снижение темпа интеллектуального развития, а также эмоциональные и поведенческие проблемы (невербальное поведение, пытливость, потребность в общении не нарушены). Характерны постоянное, точнее, регредиентое течение, собственно ремиссий и рецидивов не бывает. Аналогичные нарушения могут быть при иной патологии (олигофрения, аутизм, сенсорные нарушения, дефицит внимания, социальная депривация, аффективные расстройства, невроз, регрессия речи, синдром Ландау Клёффнера, то есть приобретённая афазия с эпилепсией), но в этом случае они являются лишь симптомами основного заболевания. Нарушения речевого развития таковы.

  1. специфическое расстройство артикуляции речи - задержанное развитие звукопроизношения, не связанное с очаговой патологией и умственным недоразвитием. В норме большинство звуков речи приобретается к 6-7 годам, в 11-12 лет дети произносят почти все звуки родной речи. В возрасте 4 лет речь ребёнка легко понимается незнакомыми ему людьми. При патологии дезартикуляция делает речь детей трудной для понимания окружающими и в возрасте после 4 лет. В речи много пропусков, подмен, искажений фонем; искажения звуков могут зависеть от их сочетания. Сининимы: расстройство артикуляции, функциональное расстройство артикуляции, лепетная речь, дислалия, расстройство фонологического развития.
  2. расстройство экспрессивной речи - задержанное развитие в использовании выразительной разговорной речи, не связанное с очаговой патологией и умственной отсталостью. Звукопроизношение и понимание чужой речи может быть не нарушено. К 3 годам при значительном нарушении в речи детей отсутствуют отдельные слова, а также фразовая речь из 2 слов. Позднее такое нарушение включает: 1. ограниченный активный лексикон; 2. избыточное использование небольшого набора общих слов; 3. трудности в подборе нужных слов и синонимов; 4. “проглатывание” слов, неполное их произношение; 5 незрелая структура фраз; 6. ошибки синтаксиса, особенно отсутствие флексий и приставок; 7. дисграмматизмы в виде отсутствия (неправильного использования) предлогов, местоимений, спряжений глаголов и склонений имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений; 8. чрезмерно обобщённое употребление правил; 9. отсутствие плавности предложений; 10. трудности в последовательном пересказе впечатлений прошлого. Это и подобные нарушения представляют, пользуясь известной терминологией, психопатологические синдромы речевого дизонтогенеза. Приведённое описание не снимает всей остроты проблемы его  разграничения как с нормой индивидуального замедленного развития речи, так и с другими психопатологическими синдромами, в которые включены симптомы расстройства. Сининимы: Дисфазия, Афазия, связанная с развитием, экспансивный тип.
  3. расстройство рецептивной речи  - задержанное развитие у детей понимания чужой речи, не связанное с локальной патологией мозга и умственной отсталостью. Обычно нарушена и экспрессивная речь, нередко - артикуляция речи. Высок уровень сопутствующих эмоциональных, коммуникативных и поведенческих расстройств, нарушений умственного развития, социализации. В целом детям свойственны нормальное социальное взаимодействие; нормальные ролевые игры, адекватное обращение к родителям за получением помощи, использование невербальных средств общения нарушены относительно легко. Нередко выявляется некоторое снижение слуха на высокие тона, но её степень недостаточна, чтобы вызвать нарушение речи. Значительное нарушение проявляется неспособностью 1. реагировать с первого дня рождения на знакомые названия в отсутствие невербальных реплик; 2. идентифицировать названия нескольких обычных предметов к 18 месяцам; 3. следовать простым инструкциям в возрасте 2 лет. Позднее обнаруживаются: 1. неспособность понимать грамматические структуры (отрицание, вопросы, сравнения и др.); 2. непонимание более тонких аспектов речи (тон голоса, жесты говорящего и др.). Синонимы: Афазия, Дисфазия развития,  рецептивный тип; Словесная глухота, Врождённая слуховая невосприимчивость; Афазия Вернике, связанная с развитием.

Аферист (фр. affaire - дело) - жулик, мошенник, псевдолог, чаще всего это антисоциальный психопат.

Афония (а+ греч. phone - голос) - утрата звучной речи при сохранности шёпотной. Нарушено производство гласных звуков, в формировании которых участвует гортань. Чаще связана с повреждением нервов, ларингита, с другими местными процессам, однако может быть и функциональной (невроз, истерия, психогения). Характерно неполное смыкание голосовых связок при слабом их напряжении; во время аффекта внезапно может появиться громкий, звучный голос.

Афразия  (а + греч. phrasis - речь) -утрата способности или желания продуцировать беглую речь. При истерии сочетается с полным мутизмом.

Афтенксия -  неспособность говорить из-за судорог в речевой мускулатуре.

Аффект (лат. affectus душевное волнение, страсть) - 1. общее название различных эмоций; 2. кратковременное, бурное проявление эмоций, наступающее после психогении. Обычно сопровождается сужением сознания, эмоциональной интерпретацией ситуации, выраженными вегетативными симптомами, нарушением поведения.

Аффект недоумения (Корсаков, 1893) - состояние растерянности. Пациент в таком состоянии не понимает происходящего, своего места в нём, он переводит взгляд с одного объекта на другой, задаёт вопросы недоумения (или, если при этом возникает нарушение самовосприятия, теряет способность осознавать свои умственные процессы). Жесты, поза, мимика выражают растерянность, непонимание. Особенно часто наблюдается в самом начале острого дебюта психоза. Некоторые авторы считают, что пациенты с шизофрений не понимают того, что происходит с ними, тогда как другие пациенты (алкогольные и другие острые психозы) - происходящего вокруг них (Storring, 1939; Полякова, 1972).

Аффект неопределённый (Фрумкин, Завилянский, 1970) - настроение, эмоциональное состояние, модальность которого определить сложно из-за частой и непредсказуемой смены или “аморфности” эмоций. Свойственен ранним стадиям шизофрении.

Аффект патологический - кратковременный (до 30-40 минут) психоз с сумеречным помрачением сознания и последующей конградной амнезией (см.), возникающий после неожиданной и личностно значимой психической травмы. В первой, подготовительной фазе расстройства происходит осознание случившегося и фиксация на этом внимания, появляется быстро нарастающий аффект в сопровождении вегетативных симптомов. Вторая фаза, то есть помрачение сознания наступает мгновенно. Пациент становится агрессивным, его действия отличаются автоматизмом и неконтролируемостью (С.С. Корсаков). Повидимому, могут возникать отдельные психотические симптомы. Помрачение сознания заканчивается внезапно, как и появилось. После этого следует третья, заключительная фаза аффекта - состояние резкого истощения, прострация, глубокий сон. К содеянному в аффекте пациент относится как к совершённому совсем другим человеком. Расстройство редкое, его развитию могут способствовать переутомление, дефицит сна и т.п. В некоторых случаях аффективному разряду может предшествовать длительная ситуация унижения, издевательства с постепенной кумуляцией эмоционального напряжения. Этот вариант аффекта обозначают термином короткого замыкания реакция (Э. Кречмер) - (см). Лица, совершившие правонарушение в состоянии патологического признаются невменяемыми (см.) и от уголовной ответственности освобождаются.

Аффект физиологический - бурная эмоциональная вспышка, протекающая без значительного нарушения сознания, с сохранившейся в целом способностью воспринимать, адекватно понимать ситуацию и контролировать своё поведение.

Аффект физиологический на патологической почве (Сербский, 1912) - состояние сильного душевного волнения, являющееся как бы переходным между патологическим и физиологическим вариантами аффекта. Возникает на фоне психопатии, хронического алкоголизма.

Аффектация (лат. affectatio) - 1. неестественное, деланное возбуждение; 2. неестественность в жестах, манерах, речи. Синоним: Демонстративность.

Аффект-эпилепсия (Bratz, 1906; Leubusher, 1907) - припадки эпилепсии, провоцируемые аффектом. Эпилепсия с такими припадками протекает обычно благоприятно и не приводит к значительныме изменениям личности и интеллекта.

Афферентный (лат. afferens - приносящий) - передача нервных импульсов от периферических рецепторов в сторону головного мозга. Синоним: Центростремительный. Антоним: Эфферентный  (лат. efferens - выносящий).

Аффилиация (лат. affinis - родственный,  filialis - сыновний) - потребность в партнёрских, тесных, дружеских, близких отношениях.

Аха методика (Ach, 1921) - метод исследования отвлечённого мышления путём формирования искусственных понятий. Используется набор геометрических фигур, классификация которых возможна по разными признакам. Испытуемому нужно найти тот признак, который экспериментатор принимает за основу классификации. Существует ряд модификаций данного метода (Сахаров, Выготский, 1930; Haufmann, Kasanin, (1930); Рушкевич (1953).

Ахроматопсия (греч. achromatos) - отсутствие, нарушение цветового зрения.

Ахроматоскопия (а + греч. chromatos- цвет skopeo - смотрю, рассматриваю, наблюдаю) - полная цветовая слепота, связана с отсутствием колбочек (клубовидных зрительных клеток). Наблюдаются также фотофобия (светобоязнь), снижение остроты зрения.

Ахроногнозия (а+ греч. chronis - время, gnosis - знание, познание) - нарушение восприятия кратности и длительности временных интервалов. Например, увиденное, услышанное несколько раз вспоминается как воспринятое лишь один раз. Симптом нарушения самоосознавания. Синоним: Ахронозия.

Ацедипрол (апилепсин, вальпроат кальция, депакин и др.) - противосудорожный препарат с нормотимическим и транквилизирующим эффектами.

Ацефен (аналукс и др.) - ноотроп с мягким стимулирующим действием. См. Ноотропы.

Ашара-Терьера синдром (Aschard,  Tiers, 1921) - сочетание гирсутизма (волосатости по мужскому типу), диспластического ожирения по типу болезни Иценко-Кушинга, эритремии и аменореи с сахарным диабетом у женщин. Оволосение по мужскому типу. Часто наблюдаются гиперхолистеринемия, артериальная гипертензия и цирроз печени. Экскреция с мочой 17-КС и 17-ОКС, как правило, повышена. Признак базофильной аденомы гипофиза, опухоли или гиперплазии надпочечников. Лечение: в зависимости от природы болезни. Синоним: Диабет бородатых женщин.

Ашаффенбурга симптом (Aschaffenburg, 1896) - внушённые слуховые галлюцинации у пациентов с алкогольным делирием: пациент “разговаривает” по отключённому телефону.

Ацетилхолин - нейромедиатор (см), передатчик нервых импульсов. Накапливается в нейронах базальных ганглиев.

Ацетилхолинэстераза - фермент, продуцируемый постсинаптической мембраной; расщепляет ацетихолин, блокируя постсинаптическое возбуждение.

Аэробика (англ. aerobics) - ритмическая гимнастика под музыку.

Аэроневроз (греч. aer  - воздух, neuron - нерв) - невротическое состояние у лиц лётной профессии. Симптомы: повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность, эйфория или фобии, снижение дигательной активности, расстройства желудка.

Аэрофагия (греч. aer воздух, phagein - есть, поедать) - заглатывание избыточного количества воздуха с последующим его отрыгиванием из- за ощущения дискомфорта в эпигастральной области. Иногда бывают стеснение за грудиной, боль в эпигастрии и в области сердца в связи с высоким стоянием диафрагмы. Наблюдается при нерегулярном приёме пищи, некоторых желудочно-кишечных заболеваниях, при неврозах, особенно истерии.

Аэрофобия (от греч. aer - воздух, phobos - страх) - 1. при бешенстве страх судорог при раздражении кожных покровов даже лёгким ветерком; 2. навязчивый страх ветра, сквозняка.

Вернуться к Содержанию