Большую роль играет не только уровень потребления алкоголя, но и паттерны алкоголизации. Различные модели потребления алкоголя зависят от местных условий, культурных особенностей страны, этнического состава населения, социально- политических последствий, социально-психологических факторов, характеризующих отношение населения к потреблению алкоголя. В России сформирована структура потребления с преобладанием крепких спиртных напитков; типично разовое потребление спиртного в больших дозах и за короткое время.
При обследовании 4000 пациентов в соматических стационарах г.Москвы было выделено четыре модели потребления алкоголя.
- Лица, употребляющие 100 мл вина 2-3 раза в год (9% обследованных), преимущественно женщины старше 50 лет.
- Лица, эпизодически употребляющие алкоголь до двух раз в месяц (37,9% обследованных).
- Лица, ситуационно употребляющие алкоголь до четырех раз в месяц в количествах, эквивалентных 150 мл водки (33,4%). Лица этой группы при нарас¬тающей толерантности ещё сохраняют контроль за количеством выпитого алкоголя.
- Лица, систематически пьянствующие, с формирующимися симптомами алкоголизма (29,9%).
Наиболее типичные модели употребления алкоголя - систематическое или эпизодическое употребление алкоголя. Доза употребляемого алкоголя различна, но для группы риска характерно нарастание дозы даже при эпизодичности употребления. Выявлены также лица со «скрытыми» формами употребления алкоголя.
Г.Г. Заиграев изучил модели потребления некоммерческого алкоголя (самогона) сельскими жителями трёх регионов разных экономических и климатических зон: Воронежской, Нижегородской и Омской областях. Исследование показало: 65% мужчин потребляют самогон и другие спиртные напитки четыре раза в неделю и более и 26% употребляют алкоголь 2-3 раза в неделю; 37% - 2-4 раза в месяц. Частота употребления спиртного среди мужчин в два раза выше, чем среди женщин.
При проводившемся в России в 2002 г. мониторинге употребления алкоголя среди молодёжи в возрасте от 11 до 24 лет Ф.Э. Шереги и А.Л. Арефьев выявили, что алкогольные напитки употребляет 80,8% молодёжи. Две трети из них пьют пиво, вино и водку. В мегаполисах употребляет алкогольные напитки 73% молодёжи, в городах - 81%, в сельской местности - 91%. Девушки не отстают от юношей. В каждой возрастной группе выявлены лица, употребляющие алкоголь. Наименьший удельный вес употребляющих алкоголь отмечен в возрасте 11 лет, наибольший— в возрасте 23-24 лет. Массово потреблять пиво начинают в среднем в 12 лет, вино - в 15 лет, водку - в 16 лет. Доля распивающих спиртные напитки возрастает в 13-14 лет. Ежемесячно молодёжь тратит на приобретение алкоголя в среднем 250 руб., или 3 тыс. руб. в год. Сумма ежегодного расходования молодёжью средств на покупку спиртного составляет 78 млрд. руб., или 2,5 млрд. долларов.
| Узнайте больше о подростковом алкоголизме |
В рамках «Европейского проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам» (ЕSРАD) методом анкетирования были изучены модели и распространённость употребления алкоголя среди учащихся г.Москвы, а также её динамика за 4 года (1999-2003). В исследовании приняли участие учащиеся, которым на момент исследования исполнилось 16 лет (1925 учащихся, 46% мальчиков и 54% девочек).
Результаты опроса 2003г.
- Хотя бы раз в жизни алкоголь пробовали 93% учащихся.
- 39% респондентов употребляли алкоголь регулярно.
- Среди мальчиков (44%) регулярное употребление алкоголя выше, чем среди девочек (34%).
- В структуре употребляемых напитков на первом месте стоит пиво, на втором - вино, затем - крепкие напитки.
- Значительные изменения отмечены в употреблении вина. Доля лиц, сообщив¬ших о том, что они употребляют вино, возросла с 38 до 47%. Среди мальчиков, по сравнению с 1999г., показатель вырос на 16%, среди девочек - на 8,5%.
- О выраженности алкогольных пристрастий учащихся свидетельствуют данные об алкогольном опьянении. На момент опроса за последние 30 дней около 25% респондентов хотя бы раз напивались, а каждый десятый ученик напивался три раза или чаще.
- В 2003г. в употреблении за последние 30 дней пяти порций алкоголя и более сознались 37,8% респондентов, причём у 16,5% из них подобные эпизоды повторялись более 3 раз. Такая модель поведения была более характерна для мальчиков.
- В 2003г., по сравнению с 1999 г., увеличилось число учащихся, употреблявших алкогольные напитки регулярно.
- Пик первых проб вина и пива в 2003г. перемещён с 14 лет в 1999 г. на 11 лет или моложе.
Представленные данные свидетельствуют, что проблема употребления алкоголя среди учащихся 15-16 лет до сих пор актуальна, а тенденции к снижению нет. Проведённые исследования позволили отметить некоторые различия в паттернах употребления алкоголя молодыми людьми, однако в целом выявили сходные тенденции. Полученные данные позволили определить некоторые направления исследований, которые в дальнейшем могут быть использованы для мониторинга ситуаций, связанных с употреблением ПАВ.