Выход из сегодняшней ситуации системы малодейственных ограничений и запретов и системы санитарного антиалкогольного просвещения видится в многолетней, продолженной работе по воспитанию населения, воспитанию не только детей, но и доступной для воспитания части взрослых. Населению необходимы со стороны государства опека, расширение сферы интересов, повышение уровня социализации, культуры и образования, о чем говорили и писали лучшие умы человечества, в том числе наши современники. Утверждать, что жертвы финансовых пирамид и лохотронов виноваты сами, своей жадностью и глупостью - это не только непонимание роли государства как охранителя населения, контролирующей роли государства, но и отсутствие того сострадания, о котором писал Н.А. Бердяев, сострадания к бедности и излишнему простодушию.
Трудно возлагать надежды на антиалкогольное воспитание взрослых с их уже сложившейся системой потребления спиртного, навыками общения с друзьями, внутрисемейными, праздничными ритуалами. Принято ориентировать общество на так называемое культурное питье - надежда остановить пожар встречным палом. Оценивая возможности культурного потребления, следует остановиться на нескольких моментах.
Главное, на что стоит обратить внимание при оценке вариантов алкогольной политики - малая реалистичность обучения культурному питью (хотя мы было и поспешили разрешить 0,3% алкоголя в крови водителей). Сомнительна возможность обучить фрагменту поведения, фрагменту нравственности, фрагменту вежливости, фрагменту знания и т.д. Тем более, в стремлении к культуре питья нельзя забывать, что опьянение несет в себе разрушающий культуру поведения момент. Поэтому культурное питье возможно только на фоне достаточно высокой культуры. С сожалением приходится отметить, что не все индивиды обучаемы в желаемой степени. Для, казалось, обученной, значительной части населения необходим сторонний контроль, поскольку предоставленные себе, а особенно при взаимоиндукции компании, всегда снижающей регистр поведения, они легко утрачивают приобретенные навыки поведения. Следовательно, даже при подъеме культуры в массе населения будет сохраняться необходимость ограничительных, запретительных и карающих мер.
Не менее важен момент биологический. Известно, что понятие нормы весьма индивидуально, как и проявления опьянения. Под культурным потреблением подразумевается не вызывающее расстройств поведения, опьянение видимой легкой степени. Даже при незначительной интоксикации патогенный эффект алкоголя на метаболизм, на отдельные функциональные системы, не у всех и не всегда благополучные, может быть велик. Но, главное, культурное питье имеет в виду разовое количество, но не повторяемость.
Приятное «культурное» опьянение несет в себе желание повторений; культурное потребление учащается, формируя образ жизни. При этом нельзя исключить возможность соматоневрологических дисфункций, внезапного обострения существующей болезни. У двух разных людей одна доза дает разное состояние, а у одного человека на одной дозе - разное поведение в зависимости от обстоятельств. Главное же - нельзя исключить такое последствие культурного систематического потребления, как привыкание, как алкоголизм, который может здесь быть отставленным. Образ жизни, включающий регулярное культурное потребление, не может поощряться обществом. Этот образ жизни неизбежно становится эгоцентрическим и препятствует духовному развитию личности.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что ориентация на культурное питье не даст отрезвляющего общество и социальнонейтрального эффекта. Можно полагать, что культурным питье станет тогда, когда, не снимая мер контроля, население будет ориентироваться не на тот или иной вид, форму потребления, а на трезвость, пусть как отдаленный идеал. Именно стремление к трезвости сделает потребление спиртных напитков эпизодическим и не позволит, как при допустимом культурном питье, стать регулярным. Именно требование трезвости ограничит при эпизоде потребления количество принимаемого алкоголя. Разумеется, здесь только запретительных, ограничивающих и просветительских мер недостаточно. Сознательная трезвость основана на личностной установке, возможна при определенном уровне развития личности и соответствующем воспитании.
Антиалкогольное воспитание - прежде всего это составная нравственного воспитания. Очень многие наши проблемы, в ряду которых пьянство, мы пытаемся решить по отдельности, хотя все они растут из одного корня - низкого нравственного уровня, недостатка нравственного воспитания. Результатов нравственного воспитания нельзя ждать завтра. В нем должны принять участие институты общественные и семья - дело не одного и не двух поколений. Нравственное воспитание населения - многократно более сложная задача, чем упрощенный запрет и узкотематическое антиалкогольное просвещение. Трудно сказать, кто может быть исключен из этой работы. Все мы действуем друг на друга и отрицательным, и положительным примером - в поступках, особенностях межперсональных отношений и пр. Это стихийное взаимодействие. Культура, упорядоченность, организованность в отношениях за последнее столетие ослабели в нашей жизни. При ориентире общества на созидание, созидание имело в виду материальное, предметное, а человек воспитывался упрощенным, как функция производства. И нашему и следующему поколению предстоит восстанавливать очень многое, чтобы люди окультурились и стали вести себя достойно.
Между тем наше государство совершенно не озабочено подъемом культуры населения. Не считать же этой заботой искусственное возбуждение футбольных страстей, без создания при этом условий для активного занятия спортом детей и взрослых, допущение на ТУ развлекательного мусора и низкокачественной кинопродукции вместо культуртрегерских научно - популярных, образовательных передач, которые можно сделать очень увлекательными. Недоумение вызывает устроение пустых праздников и шествий (кто объяснит, почему мы празднуем день святого Патрика, а забыв о гигиене - праздник поцелуев?) вместо организации осмысленного, в том числе с познавательными цепями, оздоровительного отдыха? Безумные траты на международный конкурс песни вместо поддержки собственной классической культуры (музеи, симфонические оркестры). В европейских странах старой Европы соразмерено соотношение культурной продукции иностранной (особенно из США как марки культуры более низкой) и отечественной, соотношение передач музыки классической и популярной, праздников традиционных и инициативных. Разумеется, там усилия и государства, и отдельных его служб не дают полностью удовлетворяющий результат, но во всяком случае предотвращают повсеместное тяжелое пьянство. При этом в Европе, Азии, Южной Америке праздники - время свободы нравов и свободы пьянства, после чего народ воздерживается долгое время, до следующего торжества, работоспособность восстанавливается. Организаторы наших праздников, напротив, озабочены трезвостью участников, т. е. у нас праздники не выполняют свою функцию катарсиса. Это боязнь беспорядков? Но для праздников не отводятся (если это не формализованный парад) центры городов.
Неозабоченность государства жизнью народа и непонимание этой жизни может быть наиболее ярко проявлялись до последнего времени в толпах подростков, без видимой цели слоняющихся поздно вечером и ночью по улицам. Потребность в драках у молодежи (в деревнях ходили «стенка на стенку») возрастает, подпитываемая не только СМИ, компьютерными играми, но и незанятостью, средовыми влияниями в целом. Можно наказывать и ругать их (скинхедами, фашистами), но нужно их воспитывать и организовывать, занимать, в том числе спортом, чтобы снижать агрессию. Даже если они не грабят прохожих и ларьки, а всего лишь слушают свою любимую музыку - какова будет наутро их способность учиться? С каким багажом они встретят свою зрелость? Знаниями, умениями, желанием работать или алкоголизмом (наркоманией) и числом судимостей? Потребовались большие усилия и долгое время, чтобы преодолеть эту опаснейшую ситуацию и ввести ограничения на детский ночной образ жизни.
Малая эффективность профилактики алкоголизма у нас предопределяется не только неозабоченностью государства предупреждением пьянства.
Лишь в последнее десятилетие церковь получила возможность проявлять себя в общественной жизни. На протяжении тысячелетий любая монотеистическая религия ставила своей задачей совершенствование человека, пробуждение в нем божественного и подавление дьявольского. В. Конецкий писал, что будучи ученым, он изучал бы не то, сколько человеческого в обезьяне, а сколько в человеке от обезьяны. К сожалению, те конфессии, которые подавляли звериное в человеке словом и добром, достигли меньших успехов, чем те, которые использовали побивание камнями, плаху, костер и заточение и которые оставили, как мы сейчас видим, более устойчивые нравственные представления. Правда, эта нравственность показала себя не общечеловеческой, а сугубо внутриконфессиональной.
При всей неполноте и несовершенстве нашего религиозного воспитания, но оно должно быть распространено в населении. И мы не можем усмотреть благородство в устремлениях тех, кто возражает против основ религиоведения, религии в обществе.
Светская работа по нравственному воспитанию человека может быть охвачена такой дисциплиной, как психогигиена. Человек не бывает трудным для окружающих, не доставляет им забот и огорчений, если он имеет достаточно хороший уровень спонтанного нравственного развития - «нравственный императив внутри нас», «душа наша христианка». Вместе с тем необходимо и обучение нравственным чувствам и поведению, хотя бы с рациональной целью: неприятности, которые мы (без необходимости, от бестактности, грубости, жестокости) причиняем другим, со временем преобразуются в наши собственные неудовольствия (так как вызывают ответные неприязнь и даже мщение других). Необходимо обучать сдерживать плохое настроение, не «заражать» им окружающих, учить преодолению трудностей, для того чтобы жизненные препятствия не приводили к эмоциональным срывам, ухудшению характера, конфликтам, психосоматическим расстройствам. Часто люди легко входят в конфликт, не понимая злокачественности его для обеих сторон, как правило, не умеют вести себя в ситуации конфликта, увеличивая эту злокачественность, дезорганизуя свою жизнь и существование других лиц. А уровень психического напряжения индивида и окружающих его связан со злоупотреблением спиртными напитками.
Психогигиеническое воспитание определяет такие нравственные основы, как терпение, снисходительность, умение пренебрегать мелочами, чувство справедливости, заботливости, доброты, способность вчувствоваться в состояние другого и т.п. Таким образом, нравственное и психогигиеническое воспитание - процессы неразрывные.
В отличие от религиозного воспитания, где контролирует Всевышний, воспитание общественное, психогигиеническое взрослого, уже сложившегося человека, должно подкрепляться общественным контролем и общественными санкциями. По сути, это единственный относительно успешный метод нравственного воспитания, для чего необходимы хотя бы начала гражданского общества. Сейчас же общественный, соседский контроль воспринимается как «доносительство» (что имеет объяснения в нашей истории). Кстати, в Германии темное десятилетие прошлого не нарушило общественный контроль. Пример соседского поведения в Европе и США - контроль за тишиной, трезвостью, чистотой, выгулом собак и пр. - кажется для нас вмешательством в чужие дела. Хотя ни в Европе, ни в США невозможен притон в многоквартирном доме и пьяные дебоши, о которых не была бы извещена полиция. От полиции дружно закрывается только социальное дно.