Когнитивные тренинги при депрессии

В настоящее время в психиатрии тема когнитивных тренингов достаточно актуальна, поскольку нарушения памяти, внимания и мышления являются типичными симптомами при расстройствах аффективного спектра, таких как тревожные состояния, депрессии и так далее.

Тревожность, апатия, погруженность в собственные мысли негативно отражается на когнитивных функциях. К основным симптомам когнитивных нарушений относят ухудшение концентрации внимания, расстройство памяти, обеднение словарного запаса, снижение динамических, семантических и операциональных показателей мышления. Нарушения в значительной мере наблюдаются в мотивационной сфере, у пациентов отмечаются трудности при постановке целей и контроле их выполнения.

В современном мире, перенасыщенном потоком информации, возможно вести полноценную жизнь только обладая хорошей памятью, сосредоточенностью и умением работать с несколькими задачами одновременно. Задача по улучшению когнитивных функций важна как для молодых, так и для пожилых пациентов. Пациенты трудоспособного возраста, страдающие аффективными расстройствами, зачастую подвержены беспокойству из-за того, что не всегда могут на должном уровне выполнять должностные обязательства и строить карьеру. Для возрастных пациентов с более сильными нарушениями важно продлить работоспособный период.

По мнению врачей, наилучший эффект в лечении расстройств когнитивных функций дает комплексный подход. Кроме того, постоянно ищутся новые методики нелекарственного воздействия на пациентов.

Тренинг ассоциативного запоминания

Тренировка памяти путем ассоциативного запоминания, обучение навыкам создания внешних помощников, активизация процессов внимания, развитие образного и логического мышления, привлечение пациентов к процессу творчества, улучшение коммуникативных навыков, расширение кругозора, создание положительного эмоционального фона, формирование мотивации — все вышеперечисленное является лишь частью тех целей и задач, которые решают когнитивные тренинги.

В исследовании принимали участие пациенты с тревожными и депрессивными расстройствами, а также с органическими поражениями мозга. Группы были смешанные, включали в себя мужчин и женщин, состояли из 8-10 человек. Стоит отметить, что возрастные пациенты психологически комфортнее ощущали себя в окружении одного с ними пола, молодые пациенты, напротив, охотнее контактировали с противоположным полом. В группе поддерживалась здоровая конкуренция и дружелюбная атмосфера, каждое занятие было законченным, благодаря чему к занятию можно было присоединяться на любом этапе новым людям. Занятия длились около полутора часов и изначально проводились по расписанию, что уже настраивало пациентов на дисциплину и порядок. Тема тренинга подготавливалась заранее, независимо от устной или письменной формы проведения, периодически практиковался игровой метод. Как правило, пациенты с энтузиазмом относились к выполнению заданий, в противном случае проводилась мотивационная беседа. По итогам тренинга анализировались ошибки, обязательно с положительным подкреплением и настроем на получение желаемого результата.

Начинались занятия со знакомства и простых двигательных упражнений, способствующих непринужденной обстановке в группе, далее следовали непосредственно сами задания на тренировку когнитивных навыков. Нередко в программу включались развивающие игры, также направленные на восстановление памяти и мышления.

По итогам исследований у пациентов четко прослеживалась положительная динамика по следующим показателям: 

  • улучшились процессы памяти, внимания, мышления, самоорганизации, дисциплинированности;
  • повысился эмоциональный фон, что сказалось также и на внешнем виде пациентов;
  • произошли изменения в мотивационно-волевой сфере.

Итак, в связи с вышеперечисленным, можно сделать вывод, что сочетание когнитивных тренингов с лекарственной терапией дает возможность улучшить показатели познавательных функций. Количественно подтвержденных статистических исследований пока не проводились, однако, несомненно, заинтересованность пациентов тренингами создает благоприятную атмосферу для лечения и настраивает на доверительное отношение к терапии в целом.

Ухудшились память, мышление и внимание? Мы знаем, как помочь!     Позвоните нам

Теги тип (Психология и психотерапия): 
Теги тип (Методы лечения):