Статьи по теме Депрессия

Психотерапия депрессии

Депрессия — это серьезное психическое расстройство, которое характеризуется  подавленным, тоскливым, угнетенным, тревожным, боязливым или безразличным настроением, кроме этого часто присутствует невозможность или сложности в том, чтобы испытывать удовольствие от какой-либо деятельности или занятия, кроме этого  проявляется сниженная самооценка, потеря интереса к жизни , чувство вины достигает неадекватных размеров, прогнозируется заведомый провал в какой либо деятельности, нарушение концентрации внимания, усталость или отсутствие энергии, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции.

 В тяжёлых формах депрессии часто присутствует депрессивная триада: пациент испытывает медлительность в движениях, медленно включается в процесс обработки информации и выполнение какой-либо деятельности, при этом проявляется значительно сниженный фон настроения.

Сейчас именно депрессия является самым распространенным психическим расстройством. Приблизительно у 15 % взрослых людей в возрасте от 18 до 74 лет наблюдаются симптомы депрессии, и это только у тех, кто обратился за помощью.  При этом всем, депрессия иногда хорошо отвечает на фармакотерапию, а иногда резистентная к ней и состояние пациента почти не меняется по мере лечения психотропными препаратами, в случае депрессии из фармокопрепаратов чаще применяют антидепрессанты.

Сейчас принято считать, что набольшая эффективность лечения депрессии достигается путем использования БиоПсихоСоциального подхода, как, впрочем, и при лечении многих психических заболеваний. Это сочетание фармакотерапии, психотерапии, и работы с социальным окружением.

Наиболее частым видом психотерапии, зарекомендовавшим свою эффективность в лечении депрессии, является когнитивная психотерапия.

Аарон Бек является основателем, изначально он начинал свой путь практикуя психоанализ, но после стал отходить от этого течения сфокусировавшись на исследование мыслительных процессов, что в последствие привело его к созданию такого течения как «Когнитивная психотерапия», конечно это не было такой уж новой идеей, но во многом мало известной и слабо разрабатываемой в научном сообществе.

А Бек провел достаточно много исследований психологической сферы пациентов, его основной вывод заключается в том, что депрессию составляют такие мысли, которые искажают восприятие окружающей действительности и создают представления человека о самом себе своём будущем и о мире сугубо в негативном ключе.

Предложенная им схема реакции человека на эти события была таковой.

Внешнее событие > мысленная интерпретация (отношение к произошедшему событию, мысленная оценка) > реакция на событие (чувства, эмоции, поведение).

Аарон Бек вводит такой термин как когнитивные искажения, которые представляют собой неадекватные обобщения человеком своего прошлого жизненного опыта, они ухудшают его адаптацию в обществе на работе учебе и многих других сферах и заставляют страдать.

 Конечно это не просто теория, это результат работы экспериментальной, практической и исследовательской работы не только А. Бека, но и многих других психиатров и психологов и это является результатом поиска оптимального ее лечения.

Когнитивная психотерапия характеризуются относительной краткосрочностью (в среднем 20-30 сеансов, их может быть, как меньше от 10, так и больше в зависимости от проблемы, целей и задач)

В процессе прохождения когнитивной психотерапии:

1) в первую очередь мы учимся отслеживать свои негативные дисфункциональные мысли и представления

2) Важным шагом является понимание и осознание того как связаны между собой наши мысли чувства и поведение  

3) Учимся руководствоваться в оценке окружающей действительности не только эмоциями и автоматическими мыслями которые их вызывают, но и логически анализировать события, подтверждающие и опровергающие умозаключения.

4) вырабатывать менее категоричные и более реалистичные оценки и представления;

5) учиться менять и модифицировать дисфункциональные убеждения, предрасполагающие к искажению восприятия и опыта

Некоторые методы работы в когнитивной психотерапии:

Определение автоматических мыслей (ведение дневника автоматических мыслей)

Выявление таких оценочных мыслей, которые возникают как реакция на те или иные события, обычно принимаемые за истину часто не опирающиеся на доказательства, не являющиеся результатом размышления.

Многие методы когнитивной терапии опираются на выявление и работу с автоматическими мыслями, важно обучение клиента рассматривать свое убеждение не как истину, а как гипотезу, впоследствии работа продолжается с глубинными и промежуточными убеждениями.

 

Изучение основных когнитивных искажений и работа с ними.

Клиента знакомят с основными когнитивными искажениями, учат их находить выявлять и работать с ними.

 

Декатастрофизация. Некоторые клиенты имеют склонность сильно преувеличивать негативные последствия для разных событий. Это приводит к постоянному напряжению, тревоге, переживаниям.

Клиент с психотерапевтом учится рассматривать различные варианты происходящих событий, более реалистично оценивать негативные последствия события, прорабатывают принятие и снижение контроля того что человек не в состояние контролировать. В итоге человек лучше подготовлен к возможным неприятностям, меньше тревожится заранее, способен принять разные варианты произошедших событий.

           

Переформулирование. Клиент с помощью психотерапевта учится формулировать проблему, так чтобы на нее можно было влиять, планировать и делать конкретные шаги для преодоления трудностей.

 

Децентрализация. Клиенты склонные к депрессии (и паранойи) часто видят себя в центре всего того что происходит, присваивают к себе ( часто сугубо в негативном ключе) ответственность за события которые не имеют к ним отношения. Работа с клиентом заключается в преодоление данной тенденции.

 

Последовательное приближение. Обучение планированию, разделения большой цели на множество более мелких шагов наглядное иллюстрирования с помощью схем.

 

Реатрибуция.  Убирает уверенность человека в том, что причина произошедших событий только в нем, или наоборот в каком-то определенном человеке или событии. Данная техника не предполагает полного снятия ответственности, она помогает путем объективного анализа ситуации выявить большинство факторов, влияющих на результат события. Руководствуясь более логичным и объективным взглядом, клиент учится влиять на факторы, которые поддерживают сложившуюся ситуацию или привели к ней.

 

Техника градуированных заданий.

  • Выявление и формулирование проблемы.
  • Составление списка заданий и ранжирование по сложности.
  • Выполнение запланированных заданий. Когда клиент исполняет задание, и видит, что он может достичь этого, то ощущение беспомощности уменьшается.
  • Проработка сомнений пациента, и недооценки достижений.     Обращение внимания что пациент достиг поставленной цели благодаря своим стараниям и умениям.
  • При успешном достижение возвращение к заданиям выше сложностью.
  • При необходимости  создание заданий повышенной сложности.

Подводя итоги.

Анализ и коррекция дисфункциональных убеждений пациента сначала происходит с когнитивным психотерапевтом, он помогает пациенту мыслить и действовать более реалистично и адаптивно и тем самым устраняет беспокоящие его симптомы,  а после клиент учится это делать самостоятельно, он как бы осваивает навык работы с автоматическими мыслями и это в свою очередь не только воздействует непосредственно на проблему или состояние, но  в то же время и помогает в последствие легче переносить жизненные трудности,  что является профилактикой возникновения тревожно-депрессивных состояний в будущем.