Палеомышление, или пралогическое, архаическое, первобытное, оккультное, магическое, дологическое мышление. Это форма мышления первобытного человека, сложившаяся, как показывают исследования этнографов, в эпоху палеолита, то есть начиная с Кроманьона и кончая примерно 10-м тысячелетием до н. э. F.Klix (1980) указывает, что наиболее примечательными особенностями архаического мышления являются тотемизм, магия, культ и мифы, вера в демонов и потусторонние силы. Это мышление, по его мнению, основано на регистрации связей, непосредственно выступающих в восприятии, хотя в его глубинах заложено имплицитное предположение, что «за всеми событиями стоят их причины, все события детерминированы». Автор тем самым как бы утверждает, что палеомышление является особой разновидностью наглядно-действенного мышления с зачатками каузального мышления.

В отличие от аутистического пралогическое мышление обращено к реальности. Между обеими формами мышления есть, правда, некие черты сходства, особенно это касается символизма и мифологии. Тем не менее архаическое мышление имеет определённые и достаточно жёсткие правила движения мысли, отдалённо напоминающие логику. В известной степени это мышление является каузальным — первобытный человек уже чувствует, что за всем происходящим стоят какие-то причины, он пытается их найти и влиять на них с тем, чтобы контролировать действительность. Вероятно, именно поэтому Д.Фрезер считает его предшественником научного мышления и полной противоположностью религиозного мышления: «Великий поворот от магии к религии ознаменовал собой переход к иной форме мышления — религиозной».

Понять собственные механизмы мышления Вам поможет социальный психолог

Основу пралогической мыслительной структуры составляют закон подобия и закон партиципации (Фрезер, 1980). Оба эти закона вытекают из веры в существование духов, активностью которых, убеждён древний человек, так или иначе можно управлять. Пещерный философ уже понимает, что в действительности существует два совершенно разных мира: один мир является видимым, материальным, а другой — неосязаемым, духовным, наполненным живительными и могущественными силами. Дикарь явно предвосхищает механистический дуализм картезианства и идёт дальше, полагая, что оба эти мира находятся в постоянном взаимодействии: духи или души управляют вещественным миром, но, в свою очередь, сами могут зависеть от него и их власть отнюдь не безгранична.

Формирование культуры палеомышления, несомненно, стало для своего времени выдающимся достижением, по своему значению не уступающим таким великим открытиям, как изобретение костра, колеса, орудий труда. Судя по древним мифам, первобытный человек поднимается до больших высот отвлечённого мышления, обладает способностью к живому воображению и даже создаёт свои теории происхождения жизни, человека, природы, о чём и современный человек знает ненамного больше.

Между тем понять дикаря и что-то выяснить у него европейцу, указывает Л.ЛевиБрюль, очень трудно. Понятия пралогического мышления часто причудливы и неясны, нить рассуждений лишена логического стержня, она не имеет цели и непредсказуема, мысль не завершается должными выводами, а язык, под стать мышлению, кажется столь же загадочным, так как в нем нет грамматических структур, способных передать каузальные и иные отношения. Это мышление предпочитает отношения смежности, поскольку является в основном практическим. Вероятно, этим мышление и речь дикаря чем-то подобны разорванности шизофреника, но на самом деле это далеко не так, проблема тут не только в том, кого называют дикарём, но также и в том, кто это делает.

Закон подобия гласит: любое явление может быть вызвано путём его имитации. Подражая какому-то явлению, можно, следовательно, контролировать активность соответствующего духа. Так, чтобы вылечить пациента, нужно придать его внешнему облику вид здорового человека или выполнить определённые действия, вследствие чего сила или злой дух болезни как бы изгоняется из его тела. Бесплодной женщине достаточно имитировать роды, чтобы сбылась её надежда стать матерью. Покорить врага можно изображением его гибели и т. п.

Иными словами, аналогия, подобие в архаическом мышлении приравнивается к тождеству, идентичности и наоборот, одинаковые объекты с незначительными признаками отличия могут восприниматься как совершенно разные. Ложные отождествления и столь же ложные деидентификации вообще свойственны палеомышлению. Так, первобытный человек может вполне отождествить себя с другим живым существом и даже с неодушевлённым предметом. С этим связана его вера в тотемы (само это слово означает «его род»), то есть объекты, являющиеся как бы родоначальниками и покровителями рода. Но если на тело человека нанести татуировку или сменить его имя, как сам этот человек изменится и должен будет восприниматься как кто-то совсем другой.

Фома Фомич из повести Ф.М.Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» вынуждает Егора Ильича сбрить бакенбарды, рассуждая, как и дикарь: бакенбарды делают Егора Ильича похожим на француза, и этом состоит причина отсутствия у него патриотических чувств. Такова типичная символика пралогического мышления: какая-то часть объекта в глазах индивида может полностью подчинить себе не только его значение, но и сенсорный облик. В клиническом плане это можно наблюдать при бреде постоянного превращения, бреде особого значения, бреде двойников. Ложная идентификация порождает не только мнимое узнавание, она может иметь следствием и соответствующее изменение отношения индивида к объекту. По мнению психоаналитика, это будет перенос, или трансфер, но такая трактовка есть лишь констатация, но никак не объяснение. В психопатологии переход чувства с одного объекта на другой есть вполне рядовое явление, обусловленное, скорее всего, активацией структур палеомышления.

Изображение тотема или какое-то его подобие способны, в свою очередь, оберегать от беды или приносить удачу, счастье. Так возникает вера в сверхъестественные свойства амулетов (оберегов) и талисманов. Объект и его изображение для первобытного человека есть одно и то же, а сновидение или мысленный образ чего-то есть такая же реальность, как и нечто, существующее в действительности. С этим связана вера троглодита в реализм сновидений: душа, считает он, во время сна путешествует, всё видит и потом возвращается обратно. Если измазать спящего или перенести его тело в другое место, душа может его не узнать, и он умрёт. Эта идея свободной души лежит в основе веры в ясновидение и яснослышание, в метемпсихоз или переселение душ, в перерождение после смерти, в одержимость и вдохновение, в спиритизм, а также веры в телепатию, поскольку первобытный человек допускает возможность непосредственного общения с душами других людей, даже давно умерших. Гомеопатия определённо связана с законом партиципации: подобное лечится подобным, но только в малой его дозе.

Закон партиципации (сопричастия, контактности) есть утверждение, согласно которому свойства одного объекта (то есть его душа, дух) переходят на другой при их соприкосновении, а воздействие на первый объект распространяется на другой, находящийся или ранее находившийся в контакте с первым. Достаточно, например, украсить головной убор перьями сокола, чтобы обрести зоркое зрение, а если иметь при себе зуб или коготь тигра, можно не сомневаться в том, что тем самым гарантированы ловкость и бесстрашие этого зверя. Эта уверенность в обладании нужными качествами наверняка придавала первобытному человеку чувство силы и уверенности в себе, столь необходимое ему для выживания.

Закон сопричастия применим к самым разным ситуациям. Он, например, имеет силу по отношению к отдельным частям тела, к выделениям организма, к имени человека, его тени, оставленным на земле следам. Нельзя, например, оставлять на всеобщее обозрение остатки пищи, волосы, экскременты, ведь колдовство над ними может навредить их хозяину. Нельзя есть в чужом присутствии, так как понятно, что это небезопасно. Воздействие на тень, естественно, может распространиться на самого человека. Стоит проткнуть эту тень стрелой или копьём, и её обладатель умрёт. И он действительно умрёт, если узнает об «убийстве» и в него поверит. Так называемая смерть вуду наступает в течение трёх суток, спасти умирающего можно, но только если он поверит, что его расколдовали. Первобытный человек трепетно относится к своему имени. Его имя, считает он, обладает всеми его качествами, а свойство имени, заключённое в значении слова, переходит на него самого. У кафров, свидетельствует Д.Фрезер, существовал эффективный способ исправления правонарушителей путём манипуляций с их именем. Имя вора, к примеру, следовало отваривать в настое целебных трав. Имя громко произносилось над котлом, после чего котёл немедленно закрывался и стоял на огне в течение трёх суток. Нравственное возрождение вору было обеспечено, даже если сам он ничего не знал о попытке его исправить.

С законом сопричастия связан весьма распространённый способ рассуждения по принципу post hoc ergo propter hoc — после этого — значит вследствие этого. Одно явление порождает любое другое, которое следует непосредственно за ним. Одна и та же причина может повлечь, следовательно, самые разные следствия, и одно и то же следствие может иметь очень разные причины. Иными словами, собственно каузальные связи подменяются в палеомышлении отношениями смежности, а правила логики уступают место принципу очевидности. Этот способ суждений лежит в основе многочисленных суеверий: веры в приметы, ворожбу, прорицание и др. Достаточно совпадения каких-то двух событий, как первое из них становится приметой, указывающей на возможность появления второго. Иногда первое событие само по себе как бы не имеет силы, важнее другое — как оно называется. Так, женщина видит во сне кровь. Она знает, что скоро её навестит кто-то из её

«кровных родственников». Если приснились «яйца, значит, кто-то явится». Вера в ворожбу и прорицание также обусловлена склонностью древнего человека связывать одно с другим совершенно независимые друг от друга явления, если они следуют одно за другим или даже разделены значительными промежутками времени, если эти явления для индивида эмоционально значимы. Астрология, родившаяся в глубокой древности, фактом своего появления, безусловно, обязана данному способу рассуждения и т. д.

С помощью основанных на упомянутых законах действий, в том числе речевых и мысленных (заклинаний), древний человек научился управлять духами. Он сам свято верил в это и, вероятно, из-за своего эгоцентризма полагал, что и духи должны поверить в силу его колдовских приёмов. Все приёмы магии чётко распадаются на две группы: одна базируется на законе подобия, другая — на законе партиципации. Кроме того, различают белую магию, она имеет дело с добрыми духами (целительство, заговоры от болезни, кровотечения, прерывания беременности и т. п.), и чёрную магию, когда чародей сотрудничает со злыми, дьявольскими силами (порча, сглаз, отворот, приворот и др.).

В современной культуре традиции палеомышления в значительной степени сохранились, примеров тому множество. Кроме того, на его основе возникло как бы современное и весьма продвинутое палеомышление, паразитирующее на научном знании и использующее некоторые правила понятийного и реалистического мышления. Это, например, вера в телекинез, телепортацию, биоэнерготерапию, диагностика болезней по фотографии, иридодиагностика, определение места нахождения человека по его фотографии и др. Любопытно, что образование и просвещение отнюдь не препятствуют формированию палеомышления в теперешней его форме и в какой-то мере этому, может быть, даже способствуют, что, полагаем, лишний раз подтверждает родственный характер палеомышления и научного мышления. Во всяком случае, палеомышление способно существовать бок о бок и с научным знанием.