Деменция. Олигофрения

Деменция (от лат. de — прекращение, отрицание чего-либо; mens, mentis — ум, разум) — слабоумие, приобретённое вследствие перенесённого заболевания. Г.И.Каплан и Б.Дж.Сэдок определяют деменцию как утрату когнитивных и интеллектуальных способностей, ведущую к нарушениям социальной и профессиональной деятельности больного. Авторы считают деменцией только синдромы слабоумия, обусловленные органическим заболеванием мозга либо вторичным его повреждением при некоторых системных заболеваниях. Некоторые авторы ставят знак равенства между деменцией и «органическим психосиндромом» (Р.Тёлле, 2002).

Умственная отсталость, или олигофрения — слабоумие, возникающее вследствие психического дизонтогенеза (от греч. dys — приставка, означающая отрицание, отделение, разделение; оn — сущее, существо; genesis — происхождение), включающего помимо других его проявлений замедление или даже приостановку умственного и личностного развития (Сухарева, 1963; Ковалёв, 1976). По мнению американских специалистов по умственной отсталости, «умственная отсталость имеет место, когда специфические интеллектуальные недостатки влияют на способность человека справляться с обычными трудностями повседневной жизни в обществе. Если интеллектуальные недостатки не оказывают реального влияния на функционирование, тогда у человека нет умственной отсталости» (Associatin on Mental Retardation, 1992). В отечественной психиатрии принято считать деменцией слабоумие пациентов, возникающее в результате повреждения головного мозга в возрасте после трёх лет и на протяжении всей последующей жизни. Олигофрения возникает по многим причинам, нарушающим психическое развитие в пренатальном периоде и в первые три года жизни ребёнка. Существуют смешанные формы слабоумия, то есть сочетание олигофрении и деменции. Например, это дебильность, осложнённая тяжёлой черепномозговой травмой, в свою очередь повлекшей значительное снижение интеллекта.

Помочь замедлить развитие деменции может только опытный врач-психиатр. Вы можете записаться на консультацию онлайн или позвонить по нашему круглосуточному номеру телефона

Клинические критерии деменции могут быть представлены следующим образом (Г.И.Каплан, Б.Дж.Сэдок).

1. «Явные факты нарушения краткосрочной и долговременной памяти». Нарушение краткосрочной памяти считается доказанным, если пациент после запоминания трёх слов или трёх изображений предметов спустя пять минут не может их вспомнить. Нарушение долговременной памяти констатируют в тех случаях, когда пациент не может припомнить событий своей жизни в прошлом или общеизвестных событий.

2. По меньшей мере одно из следующих нарушений:

нарушение абстрактного мышления; это, например, неспособность «найти сходство и различие между словами, затруднения в нахождении нужного слова или понятия»;

нарушение критики в виде «неспособности строить реальные планы в отношении окружающих, родственников и вопросов, связанных с работой»;

«другие нарушения высших нервных функций», например афазия апраксия, агнозия, конструктивные нарушения (неспособность копировать фигуры, имеющие три измерения, строить блоки или располагать палочки в определённом порядке);

изменения личности, то есть «разрушение или акцентуация преморбидных характеристик».

3. Нарушения, приведённые в п.п. 1 и 2, «значительно сказываются на работе или обычной социальной деятельности, или взаимоотношениях с окружающими».

4. Отсутствие проявлений делирия в период деменции.

5. Наличие подтверждённого специфического органического фактора, который рассматривается как этиологически связанный с расстройством.

6. Наличие предположительного этиологического органического фактора, если расстройство нельзя отнести за счёт какого-либо неорганического психического нарушения (например, тяжёлой депрессии).

Причинами развития деменции авторы считают паренхиматозные заболевания центральной нервной системы, а также системные заболевания.

Паренхиматозные заболевания ЦНС представляют: 1. болезнь Альцгеймера (первичная дегенеративная деменция), 2. болезнь Пика (первичная дегенеративная деменция), 3. болезнь Гентингтона, 4. болезнь Паркинсона, 5. рассеянный склероз.

Ряд системных заболеваний, которые могут повлечь развитие деменции, выглядит следующим образом:

  • эндокринные расстройства и нарушения обмена: заболевания щитовидной железы, заболевания паращитовидных желез, гипоталамоадреналовые расстройства, постгипогликемические состояния;
  • заболевания печени: хроническая прогрессирующая печёночная энцефалопатия;
  • заболевания мочевыводящих путей: хроническая уремическая энцефалопатия, прогрессирующая уремическая энцефалопатия (диализная деменция);
  • заболевания сердечно-сосудистой системы: церебральная гипоксия и аноксия, деменция, вызванная множественными очагами атрофии; сердечная аритмия, воспалительные заболевания кровеносных сосудов;
  • лёгочные заболевания: респираторная энцефалопатия.

Помимо системных заболеваний к деменции могут приводить такие расстройства:

  • состояния, связанные с недостаточным содержанием в организме некоторых веществ: дефицит цианокобаламина (витамина В12), дефицит фолиевой кислоты;
  • лекарственные препараты и токсины;
  • внутричерепные опухоли и мозговые процессы;
  • инфекционные процессы: болезнь Якоба-Крейтцфельдта (кортикоспинальная дегенерация), криптококкальный менингит, нейросифилис, туберкулёз и менингит грибковой этиологии, вирусный энцефалит, синдром приобретённого иммунодефицита (СПИД);
  • смешанные нарушения: гепатолентикулярная дегенерация, гидроцефалическая деменция, саркоидоз, а также гидроцефалия, наблюдающаяся при нормальном ликворном давлении.

Сходные клинические критерии приводятся в МКБ-10. При этом отмечается, что расстройство должно наблюдаться в течение не менее шести месяцев, чтобы «диагноз был убедительным».

Олигофрения, или умственная ретардация, рассматривается как «поведенческий синдром», не имеющий единой этиологии, патогенеза, динамики или прогноза. Существует два основных концептуальных подхода к определению олигофрении: биомедицинский и социокультуральный. Сторонники биомедицинской модели полагают, что для диагноза олигофрении существенно важно наличие серьёзных изменений в головном мозге. Приверженцы социокультурального подхода подчёркивают важность при диагностике олигофрении социальной функции и общей способности адаптироваться к принятым нормам.

Диагностические критерии олигофрении, по Г.И.Каплану и Б.Дж.Сэдоку, таковы:

  1. общее интеллектуальное развитие существенно отстаёт от среднего, то есть имеет место умственный дефицит: интеллектуальный коэффициент составляет 70% и менее по индивидуально предъявляемому тесту IQ (для детей констатируется клинически значимое снижение интеллектуального развития, поскольку тесты с цифровым выражением этого показателя отсутствуют);
  2. сопутствующие нарушения или дефицит адаптивной функции ребёнка, то есть отсутствие приспособляемости, ожидаемой в его возрасте и в данной культурной группе в таких сферах, как профессиональная деятельность и ответственность, коммуникативность, исполнение ежедневных обязанностей, личная независимость и самоудовлетворение;
  3. начало нарушений в возрасте до 18 лет.

Диагноз ставится независимо от того, имеют ли место сопутствующие физические или другие психические заболевания, которые отмечаются и кодируются отдельно. Отметим, что ранее, при описании деменции, авторы вступают в противоречие сами с собой, указывая, что детям четырёх лет и старше «ставится диагноз и умственной отсталости, и деменции», если «обнаруживаются хронические неврологические расстройства, которые нарушают в значительной степени уже развившиеся функции, …и имеет место значительное интеллектуальное снижение и дезаптация». В МКБ-10 прямо не говорится о возрасте начала нарушений. Указывается лишь, что расстройству свойственны нарушения способностей, проявляющиеся «в период созревания».

Имеются в виду способности, которые обеспечивают «общий уровень интеллектуальности», т. е. речь ведётся о «когнитивных, речевых, моторных и социальных» способностях. В МКБ-10 подчёркивается, что определение «интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учётом культуральных особенностей) и продуктивность, по психометрическим тестам». Иначе говоря, одного тестирования для постановки диагноза олигофрении недостаточно. Тестирование позволяет уточнить  клинический диагноз, особенно в тех случаях, где возникает проблема разграничения степени умственного дефицита, но основу столь ответственного диагноза составляют всё же данные тщательного и всестороннего клинико-психопатологического исследования.