Задержка речи

Под задержкой речи у ребенка понимается снижение речевого развития  по сравнению с нормативными показателями для детей того же возраста. Задержка речи встречается в три-четыре раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Нормы речи ребёнка 1, 2, 3, 4 лет

В норме развитие речи проходит следующие стадии: воркование, лепетание, эхолалия (повторение слов и высказываний окружающих), отдельные слова и словосочетания, далее формирование простых предложений. 

  • Ребёнок до 6 месяцев: лепет в ответ на голос, гуление.
  • Ребёнок от 6 месяцев до 9 месяцев – начало звукоподражания, говорит отдельные слоги (ба-ба, та-та), может повторять слова без понимания смысла.
  • Ребёнок от 9 месяцев до 1 года: начинает понимать смысл слов и употребляет их уместно. Словарный запас до 15 слов.
  • Годовалый ребенок повторяет слова уже со смыслом, причем  часто имитирует двух- и трехсложные слова.
  • Последующая нормальная закономерность речевого развития зависит от словарного запаса и от процента понимания речи ребенка незнакомыми людьми.
  • Ребёнок от 1 года до полутора лет: от 20% речи должно быть понятно незнакомцам.
  • Ребёнок от 19 до 21 месяцев словарный запас в норме увеличивается до 20 слов; 50% речи понимают незнакомцы.
  • Ребёнок от 1,5 лет до 2 лет: К двум годам в словарном запасе ребенка должно быть более 50 слов (к двум с половиной годам – 400 слов), а также фразы из двух слов, отказ от звукоподражания; 60-70% речи понятно незнакомым людям.
  • Ребёнок от 2 лет до 3 лет: учится правильно использовать множественное число и времена глаголов; способен строить предложения из 3-5 слов; 80-90% речи понимают незнакомцы.
  • Ребёнок от 3 до 4 лет: может задавать вопросы, рассказывать истории, почти вся речь понятна незнакомцам.

Причины задержки речи

Задержка речевого развития может иметь биологические, психологические и социальные причины. Биологические причины — это соматические заболевания (сниженный слух, тугоухость, последствия отита), ДЦП, а также психические расстройства:  

  • умственная отсталость (задержка развития),
  • аутизм,
  • нейродегенеративные заболевания,
  • последствия травм головы,
  • генетические синдромы (синдром Дауна, Вильямса итд),
  • пренатальные нарушения (инфекции матери — краснуха, цитомегаловирус, плацентарная недостаточность, гипотироидизм матери),
  • травмы во время родов, гипоксия, внутричерепные кровоизлияния
  • элективный мутизм (молчание вследствие психотравмы либо социофобии, устаревший термин),
  • селективный мутизм (молчание в некоторых ситуациях, например, в школе, или на приёме врача; устаревший термин),
  • рецептивная афазия (нарушение понимания речи, вследствие чего невозможно развивать свою речь).

Основные психологические и социальные факторы задержки речевого развития — стресс, недостаток общения с другими людьми, двуязычие, когда родственники говорят на двух языках с ребёнком. 

Задержка речи при общей задержке психического развития

Если у ребёнка выявлена общая задержка интеллектуального развития, то задержка речи является частью клинической картины, и причина этих двух нарушений одна. Умственная отсталость, или задержка интеллектуального развития, бывает связана с различными факторами: генетическими мутациями, нейроинфекциями, эпи-активностью, повышенным внутричерепным давлением и другими. Более подробная информация о задержке интеллектуального развития здесь:

При отсутствии указанных соматических или психических заболеваний и психосоциальных причин задержки речевого развития, и нормальному темпу психического развития в других областях, ребёнку ставят диагноз специфическое расстройство речи.

Задержка речи зачастую обусловлена генетикой. Во многих семьях наблюдается более позднее развитие речи в детском возрасте у нескольких поколений. Это не случайно. Сегодня выявлено около 20 вариантов генов, которые связаны с задержкой речи, многие варианты включены в ген FOXP2.

Специфическое расстройство речи часто путают с афазией, так как этот термин ранее широко употреблялся для обозначения речевых нарушений. Афазия (иногда также встречается термин более мягкого состояния дисфазия) — это нарушение понимания речи и/или снижение возможности говорить вследствие того или иного поражения мозга. Причины афазии включают в себя инсульт, травмы головы, опухоли мозга, нейроинфекции и аутоиммунные заболевания.

Как различить задержку речи и аутизм?

Расстройство аутистического спектра — это психическое расстройство, которое характеризуется нарушениями социального взаимодействия. В то время как у детей с задержкой речи наблюдается только один симптом, связанный с взаимодействием с другими людьми (задержка речи), у детей с РАС часто наблюдается несколько симптомов, которые влияют на их способность к социализации. Дети с аутизмом избегают смотреть в глаза, могут не отвечать, когда ребёнка называют по имени, предпочитают, чтобы его не держали на руках и не обнимали. Кроме того, при расстройствах аутистического спектра характерно повторяющееся поведение, например, хлопанье в ладоши, вращение или повторение одних и тех же фраз снова и снова.

Лечение задержки речи, или «запуск речи»

Для того чтобы эффективно лечить задержку речевого развития, важно понимать причины состояния, для этого врач психиатр рекомендует индивидуальную программу диагностики. Важно исключить нарушения работы мозга на ЭЭГ, нейроинфекции, повышенное внутричерепное давление и генетические заболевания. Клинический психолог проводит нейропсихологическое исследование и выявляет, какие функции мозга нарушены: память, внимание, мышление. Психолог также исследует речь: способность к восприятию речи, типичные ошибки при речи, способность работать с воспроизведению слогов по заданию, способность говорить осмысленно.

После проведения диагностики, врач-психиатр разрабатывает программу лечения задержки развития речи с учётом данных диагностики. Если у ребёнка выявлены нарушения на ЭЭГ, врач рекомендует БОС (биологическая обратная связь), либо препараты, при более тяжёлых нарушениях. Очень часто применяются микротоки tDCS, а также нейробиомодуляция, то есть, сочетание активирующих токов, прилагаемых к центру речи, и упражнений с клиническим психологом. Микротоки во время упражнений позволяют увеличить эффективность лечения. Другая важная часть лечения задержки речи — это психотерапия. Для запуска речи применяются различные психотерапевтические методики, от отработки фразовой речи до снижения стресса при говорении. Программу для запуска речи составляет и контролирует врач-психиатр.

Записаться на приём к врачу нашей клиники: Наш телефон