Нейропсихологическое исследование детей

Нередко у детей встречаются трудности в обучении. И чаще всего причиной этому является не слабый интеллект, нарушения в развитии, снижения слуха или зрения, а различные социальные факторы, воздействующие на психику ребенка. В большинстве случаев, неуспеваемость сочетается с расстройствами поведения, начиная от нежелания учиться, делать домашние задания, заканчивая грубостью и агрессией по отношению к родственникам, учителям и школьным товарищам. В подростковом возрасте такие отклонения могут вылиться в преступные наклонности, а также пристрастие к алкоголю и даже наркоманию.

Изучение факторов риска и причин отдельных отклонений является очень важной ступенью по пути к их искоренению. Очень часто факторами риска для школьников являются: стрессы, связанные с постоянными замечаниями от родителей и преподавателей, несоответствие школьной программы возрасту ребенка, недостаток времени. Основные причины отклонений — это недостаток мотивации, недочеты в воспитании, социальное окружение, индивидуально-психологические особенности.

Необходимым условием успеваемости ребенка является формирование сознательной регуляции психики. Дети, не умеющие с помощью волевых усилий управлять своей психической деятельностью, даже при очень высоком уровне интеллекта могут быть малоуспевающими учениками.

Недостаточная мотивация к учебе, обоснованная недостатком воли, является важной причиной неуспеваемости. Такие дети учатся только при наличии давления извне, не проявляя интереса к учебе и самостоятельности. Другая причина неуспеваемости учеников — недостаток выносливости нервной системы и ее устойчивости. Человек, обладающий слабой нервной системой, не способен долго сосредотачиваться на каком-либо роде деятельности.

Очень сильно влияют на способность к обучению отношения в коллективе. Школьник стремится занять удовлетворяющую его позицию, эта потребность проявляется и в мотивации к учебе, что сказывается на результатах обучения. При тяжелых отношениях со сверстниками падает производительность умственной работы ученика, а также появляются такие реакции, как агрессия или наоборот замкнутость. Неудачи в учебе и отрицательное поведение, тем временем, вызывают осуждение взрослых. В семье начинают использовать более авторитарные методы воспитания, которые ребенок воспринимает крайне негативно, из-за чего расстройства поведения только усугубляются.

Эмоциональная составляющая крайне важна в процессе обучения. Положительные эмоции благоприятны для работы мозга. Отрицательные - губительны для интеллектуальной деятельности, преобладание негативных эмоций также приводит к проблемам со здоровьем.

Тесты для выявления проблем в обучении

Для определения показателей, влияющих на обучение, используется система тестов, каждый из которых выявляет определенные проблемы ученика.

Один из таких тестов — интегративная шкала тревожности — позволяет выявить уровни тревоги как сиюминутной реакции на обстоятельства и тревожности как индивидуальной черты психики, а также определить такие показатели как астенический и фобический компоненты тревожности, эмоциональный дискомфорт, тревожная оценка перспектив и социальные реакции защиты.

Индивидуально-типологический опросник позволяет оценить личностные особенности детей. С его помощью определяются такие индивидуальные черты, как уровень экстраверсии-интроверсии, ригидность-лабильность, а также такие черты, как спонтанность, агрессивность и эмоциональная чувствительность.

Социометрическое исследование позволяет исследовать взаимоотношения в группе. Школьникам предлагают выбрать партнеров для совместной работы. Таким образом класс делится на «предпочитаемых», «пренебрегаемых», «изолированных» и «отвеграемых». При этом отношения со сверстниками очень плотно коррелируют с их успеваемостью в учебном процессе и способностями к обучению. Чем чаще выбор падает на школьника, тем более успешно он способен осваивать школьную программу.

Немаловажным фактором являются отношения в семье, оценку которых целесообразно проводить с помощью теста «кинетический рисунок семьи». Рисунок и последующая беседа позволяют выявить характер эмоциональных связей в семье и эмоциональное состояние ребенка в данный момент.

Особенности воспитания оцениваются с помощью теста Э. Г. Эйдемиллера. С его помощью выявляют такие семейные недочеты как излишняя опека, непоследовательность в воспитании, излишний контроль, нежелание мириться с взрослением ребенка, боязнь его потери, перенос на него собственных отрицательных качеств и отрицательных качеств других членов семьи. Также выявлена связь между расстройствами поведения родителей и успеваемостью детей.

Таким образом, существует множество причин неуспеваемости школьника в обучении, и соответственно каждой из них необходим индивидуальный подход к решению данной проблемы. Он может включать как исследования личности ребенка, так и семейную психотерапию, формирование эмоциональной стабильности и вырабатывание умения позитивного общения со сверстниками.