Шизофрения — это тяжелое заболевание, характеризующееся бредом, галлюцинациями, подавленным настроением, суицидальными мыслями и многими другими симптомами. Также при шизофрении страдают когнитивные способности пациента: память, мышление, внимание. Расстройства когнитивных функций приводят к усугублению психического состояния, порождают негативные ошибочные мыслезаключения, которые, в свое время только усиливают депрессивность больного. Наука изучает когнитивные расстройства при шизофрении с двух сторон: во-первых, исследуется их роль в психическом самоопределении, а во-вторых, разрабатываются методы лечения и реабилитации при когнитивных расстройствах.
Метакогнитивный тренинг
Одним из способов реабилитации является метакогнитивный тренинг (МКТ). Это структурированная программа, которая позволяет больным шизофренией восстановить когнитивные способности. Она фокусируется на изучении закономерностей процесса мышления и обучению способности управлять им. Это позволяет больному понять свои ошибки в мышлении и более эффективно адаптироваться в социальной среде.
Программа метакогнитивного тренинга состоит из двух параллельных циклов, включающих в себя 8 модулей. Для наглядности каждого из них используются презентации и раздаточный материал, а также цветные карточки, по 1 карточке желтого и красного цвета для каждого пациента.
Каждое занятие строится по определенной модели. Вначале проводится введение. На этом этапе обсуждается предыдущее занятие, а также домашнее задание. Вторым этапом является рабочее время, в течение которого обсуждается новая тема. И последняя часть — это завершение, которое позволяет подвести итог занятия и задать новое домашнее задание.
При МКТ рассматриваются такие типичные когнитивные нарушения, как:
- особенности определяющего (атрибутивного) стиля мышления (модуль 1)
- склонность делать преждевременные выводы (модули 2 и 7)
- негибкость в собственных убеждениях (модуль 3)
- неправильные выводы о причинах поступков других людей (модуль 2, 6)
- уверенность в реальности придуманных самим пациентом воспоминаний (модуль 5)
- отрицательные мыслительные установки (модуль 8)
МКТ оптимально проводить для группы из 3-10 человек, но есть случаи, когда необходимы индивидуальные занятия. Ведущим является психолог или психиатр, имеющий опыт работы с больными шизофренией. Желательно, чтобы помимо этого, у него был опыт проведения групповых занятий.
Поэтапное описание МКТ
В начале первого модуля, посвященного атрибутивному стилю, проводится знакомство, часто пациентов опрашивают об их ожиданиях от тренинга. Цель знакомства — создать комфортную и дружелюбную атмосферу среди участников тренинга.
Дальше участников знакомят с видами атрибутивного стиля: видение причины в себе, в окружающих или в обстоятельствах, а также с их возможными последствиями. Ведущий приводит примеры ситуаций, и участники объясняют, что, по их мнению, стало причиной каждой из ситуаций. При этом делают акцент на то, что нет однозначного ответа на заданный ведущим вопрос и что причины одной и той же ситуации могут разниться.
Благодаря этому пациенты формируют более благоприятные представления. К примеру, они перестают думать, что прохожие смеются именно над ними, понимая, что смех может быть вызван просто хорошим настроением.
Второй и седьмой модули позволяют сделать вывод от необоснованности и опасности поспешных выводов. Участникам объясняют, что при наличии времени необходимо взвесить и проанализировать свое решение. А также приводят примеры тяжелых последствий поспешных выводов. К примеру, врач, поставивший неверный диагноз, может убить своего пациента неправильным лечением. Данные модули очень важны, поскольку именно психически неустойчивые люди склонны к поспешным выводам, отчего зачастую страдает их представление о себе и окружающем мире, что, например, способствует формированию и усилению бредовых состояний.
Третий модуль помогает участникам стать более гибкими в своих убеждениях. Они начинают понимать, что первое впечатление зачастую ошибочно, и необходимо руководствоваться свежей информацией для принятия решений и изменения своего мнения о ситуации, человеке или собственном состоянии.
Целью четвертого и шестого модулей является понимание причин поступков других людей, внутренняя модель сознания другого. Зачастую больные имеют искаженное представление о мотивах других людей, благодаря чему у них возникают проблемы в сфере межличностного общения. К этим занятиям предлагаются задания, в которых пациент пытается понять намерения изображенных героев.
Пятый модуль посвящен достоверности воспоминаний. Внимание пациентов обращают на несовершенство нашей памяти и на то, что некоторые воспоминания могут быть ложными. Участники учатся подвергать сомнению свои воспоминания, если они не являются четкими, «живыми». И в особенности, в том случае, когда эти воспоминания касаются важных ситуаций, способных вызвать серьезные последствия.
Последний, восьмой модуль, посвящен проблемам пациентов с самооценкой и настроением. Пациентам помогают осознать, что негативные мысли вполне нормальны и что их подавление ведет только к усилению. Также обращают внимание на те мысленные установки, которые стали причинами пониженной самооценки.
Метод МКТ подтверждает свою действенность и приводит к улучшениям, основанным на совершенствовании когнитивных способностей пациентов. В комплексе с другими методами метакогнитивные тренинги способны ускорить процесс реабилитации и помочь человеку вернуться к нормальной жизни.
Остались вопросы? Нужна консультация врача? Позвоните нам