Симптомы шизофрении

Шизофрения – это психическое расстройство, которое встречается у 1% людей в нашей стране.  Заболеваемость среди мужчин и женщин примерно одинаковая, но начало шизофрении у мужчин обычно более раннее. Так, средний возраст заболевания шизофренией у женщин – 23-30 лет, у мужчин – 18-25 лет.

Шизофрению принято считать неизлечимым хроническим заболеванием психики, но статистически известно, что в 25% случаев возможно полное выздоровление после первого психотического эпизода, в 50% случаев течение болезни ограничивается несколькими эпизодами и 25% случаев принимает хронический затяжной характер.

В 62% случаев удается достичь устойчивой ремиссии, то есть протекания заболевания без обострений. Это возможно при грамотном лечении шизофрении, начиная с первого психотического эпизода. При лечении особенно важен верный подбор препарата и его дозировки, отсутствие перерывов в приеме назначенного препарата, и успешность восстановления психики после обострения.

Своевременное обращение за медицинской помощью сильно увеличивает шансы выздоровления, поэтому очень важно вовремя начать правильное лечение.

Внимание следует обратить на две основные группы симптомов, характерных для шизофрении:

• позитивные (или продуктивные) симптомы,
  • негативные.

Позитивные симптомы шизофрении

Определяющими признаками, свойственными шизофрении, являются позитивные симптомы. Именно они проявляются при первом приступе болезни и знаменуют начало шизофрении.

К позитивным симптомам относятся бред и галлюцинации.

Для галлюцинаций при шизофрении характерно нарастание симптомов. Например, сначала больному кажется, что его окликают по имени, позже голоса могут комментировать его поступки и даже приказывать совершить какие-либо действия.

Если голоса в голове начинают советовать или указывать пациенту, что он должен делать, то они называются императивными. Такие слуховые галлюцинации являются наиболее опасными для пациента и окружающих его людей – родственников, друзей, коллег. Часто они заставляют больного причинить вред себе или другому человеку, совершить действия, влекущие за собой тяжелые последствия: убийство, поджог, суицидальные попытки.

Бывает и так, что императивные галлюцинации ведут к положительным последствиям: известны случаи, когда голоса заставляли пациента обратиться за помощью к психиатру, когда сам больной еще не осознавал своего заболевания, но это редкое исключение.

Часто бывает, что больные стараются скрыть от окружающих наличие галлюцинаций. В этом случае галлюцинации часто выдает поведение пациента. Он может прислушиваться к чему-то, чего не слышат остальные, разговаривать сам с собой.

Бред - это болезненные идеи, не поддающиеся корректировке. Классифицируют бред по направленности умозаключений пациента. Например, пациенту может казаться, что за ним следят. В этом случае мы имеем дело с бредом преследования. Если он убежден, что на его мысли и действия оказывают влияние потусторонние силы – то это бред воздействия.

Читайте подробнее о бреде и его видах

Важным признаком шизофрении также является синдром деперсонализации и дереализациии. Он характеризуется тем, что у пациента нарушается восприятие собственной личности и окружающей действительности. Окружающий мир кажется нереальным, «как во сне», или человек считает, что события его жизни происходят не с ним.

Негативные симптомы шизофрении обычно появляются после первого психотического эпизода и характеризуются снижением социальной активности, замкнутостью, стремлением к одиночеству, замедленной реакцией. Они имеют свойство нарастать, проявляются все более отчетливо с течением времени. С каждым новым психотическим эпизодом негативные симптомы усугубляются. Именно поэтому крайне важно не допускать новых обострений, вовремя совершать профилактические визиты к врачу и точно следовать его рекомендациям.

Негативные признаки шизофрении

Негативная симптоматика шизофрении включает:

• Утрату внимания и ухудшение мышления: больному сложно концентрироваться на чем-либо, он не способен запоминать информацию в полном объеме. Пациенту трудно переключаться между задачами.

• Обеднение речи: снижение скорости речи, сокращение количества используемых слов, долгие паузы в разговорах, часто наблюдается бессвязность речи.

• Снижение социальной активности и утрата интересов: больной замыкается, становится неразговорчивым и пассивным, снижается инициативность и трудоспособность.

• Кататонию: ступор, постоянное мышечное напряжение или наоборот расслабленность и снижение мышечного тонуса.

Также шизофрении свойственны депрессивные состояния, иногда возникают вспышки агрессии, слезливость. Происходит обеднение эмоций, больному становится сложно распознавать эмоции других людей, что ведет к трудностям в общении. Упраздняется волевой компонент. Пациент становится вялым и апатичным.

Симптомы шизофрении

Негативные симптомы шизофрении мешают полноценной жизнедеятельности больного. Они необратимы, но их прогрессирование можно остановить. Для этого важно выбрать правильный препарат. Лечение шизофрении нейролептиками (препаратами старого поколения) часто только усиливает негативные симптомы шизофрении. Так действует на заболевание, к примеру, Галоперидол.

В современной психиатрии применяются антипсихотические средства, не только способные снять психоз, но и имеющие положительное влияние на протекание негативных признаков. Одним из таких средств, применяемых в нашей клинике, является Арипипразол.

Правильно подобранное лечение позволит предотвратить новые психотические эпизоды, а соответственно, и снизить вероятность развития негативной симптоматики.

Помимо медикаментозных препаратов, в нашей частной психиатрической клинике применяются также биофизические методы терапии, благоприятно воздействующие на биологический аспект заболевания. Эти методы позволяют уменьшить количество применяемых лекарств, а также помогают справиться с такими симптомами, как галлюцинации и бред.

Не менее важны психотерапия и психообразование. Они позволяют пациенту справиться с эмоциональными переживаниями, восстановить утраченные во время болезни навыки и вернуться в нормальную жизнь. В процессе психообразования пациент учится осознавать свое заболевание, узнавать признаки обострения, предотвращать психозы.

О лечении шизофрении в нашей частной психиатрической клинике Вы можете прочитать в следующей статье

Подозреваете шизофрению у близкого человека?    Позвоните нам